Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ислам и его значение в становлении Арабо – мусульманской философии средневековья. Особенности Арабо – мусульманской философии

Арабо-мусульманская философия – это совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Новая религиямусульманство («муслим» - покорные Аллаху) – возникла в условиях столкновений кочевников бедуинов с горожанами, пробуждением арабского национального самосознания в необходимости объединения разрозненных племен для борьбы с персами и абиссинцами. Победа ислама позволила объединить разрозненные племена арабов, найти компромисс между кочевниками и городской беднотой с одной стороны, и аристократией Мекки, с другой. Аристократии удалось стать во главе широкого народного движения и направить его на внешнюю экспансию. Ее первыми объектами стали Иран и Византия. Во второй половине 7 в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны, и к концу первой трети 8 в. образуется огромный Арабский халифат, куда вошли Аравия, Иран, Армения, Северо-западная Индия, Сирия, Египет, Палестина, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров. В 8-9 вв. на Востоке процветает мощная и своеобразная арабская культура. В начале 9 в., в годы правления халифа Аль-Мамуна, Багдад становиться крупным научным и культурным центром. В 10 в. создается второй центр арабской культуры в Кордове на Пиренейском полуострове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветвивосточную и западную. В 12 в. начинает преобладать западная ветвь, а развитие восточной ветви было приостановлено нашествием монголов. В этих условиях, предпосылкой для возникновения арабо-мусульманской философии был «калам» - дискуссии по обсуждению догматов Корана. Оно было направлено против метафизики философии, языческой мудрости и античной философии. Приверженцев калама называли мутакалимами.

Возникновение арабо-мусульманской философии было непосредственно связано с деятельностью мутазилитов («обособившихся, отделившихся от традиционной веры») – ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые её догматы. Коран и Библия. Отличие: в Коране нет последовательного изложения, суры часто повторяют одно и то же, описания отрывочны и не всегда понятны. Али, зять Мохаммеда писал, что в Коране нет ни одного стиха, не имеющего эзотерического, экзотерического, мистического и раскрывающего божественный смысл значений. Схожесть: в Коране также говориться о сотворении мира, что Аллах един, что он ниспослал Тору и Евангелие, рассказывается о Моисее, исходе евреев из Египта. В Коране неоднократно выдвигается требование веры в Аллаха. Его следует использовать как о чередную логическую задачу. В Коране предписывается возмездие за убитого: «свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину». Вводятся ограничения на употребление свинины, вина. Кроме того, во многих местах Корана встречается призыв к мусульманину: «Нельзя брать в друзья иудеев и христиан». Тем самым, данный призыв также представляет собой о чередную логическую задачу. В исламе не было организованной, централизованной церкви, иерархизированного духовенства, церковных соборов. Потому здесь быстро наметились различные толкования Корана, одним из которых и были мутазилиты. Они отрицали множественность атрибутов бога, хотя, по подсчетам мутакалимов, в Коране говориться о 99 именах бога и его характеристиках. Единственная функция бога, творца – это наделение материи, уже обладающей всеми атрибутами, еще одним – существованием. Все наблюдаемые в материальном мире явления носят причинно обусловленный характер и имеют свое основание в природе вещей. Исходя из чего, мир познается разумом, и скептическое отношение к познанию истины через откровение. Коран они считали не откровением Аллаха, а как обычное литературное произведение. Вместо рока и судьбы, проповедовавшие мутакалимами – они полагались на неограниченность свободы воли человека. В годы правления халифа Аль-Мамуна (813-833 гг.) мутазилизм был объявлен официальной доктриной государства Аббасидов.

Против мутазилитов выступил Аль-Ашари (873-935 гг.) и его последователи (ашариты), стремившиеся возвратить и укрепить ортодоксальную веру. Они утверждали, что Аллах не только создал мир, но и постоянно воздействует на все явления. Поэтому явления основаны на воле бога, в том числе и жизнь человека. Нет никакой неограниченной свободы воли. После длительной борьбы, учение ашаритов стало господствующей в исламе. В этот же период в арабском мире возникает движение мистиков – суфитов (на араб. суф означает шерсть, следовательно суфий – носящий шерстяной плащ). Они занимали позицию аскетизма и крайнего мистицизма. Признавая реальным только бога, а окружающие вещи и явления – его эманацией, то есть происхождение мира объясняют путем мистического истечения творческой энергии бога. Суфиты объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с богом, требуя отрешения от всего земного. Это соединение происходит в экстазе, до которого мусульманин должен довести себя.

Постепенно и параллельно наряду с теологией развивалась арабо-мусульманская философия. Главная характерная особенность арабо-мусульманской философии: отношение к религии как к практическому искусству, призванному регулировать межчеловеческие отношения; религия вне постижения истины; область истины – компетенция науки. В русле общего политического и культурного подъема, переживаемого арабским миром, арабо-мусульманская философия преимущественно интересовалась логикой, естествознанием, математикой, медициной. В этом ее отличие от западной средневековой философии, которая была тесно связана с религией. Учитывая, что арабо-мусульманская философия во многих случаях не сочеталась с содержанием Корана, арабские аристотелианцы стремились, насколько это, возможно, примирить философию с догмами ислама. Они говорили, что Коран обладает истиной, но эта истина облечена в образы, так как народу истина доступна только под покровом чувственных образов. Религия предназначена для народа. Задача же философии – совлечь с истины образную оболочку и посредством разума возвыситься до познания истины в ее совершенной чистоте. Если какое-то положение философии противоречит Корану, то оно истинно только с позиции разума, а с точки зрения Корана оно ложно. Среди философов на Востоке выделялись – Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина; на Западе – Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд.

6. Основные направления генезиса арабо-мусульманской философии: универсализм, энциклопедизм,пантеизм, перипатетизм. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд

В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. «Неоплатонизированный» аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабо-мусульманской философии восточного Перипатетизма (Перипатетики от греч. peripatetikos – совершаемый во время прогулки, последователи Аристотеля). Родоначальником этого направления считается Аль Кинди (ок. 800-ок.870) – арабский философ, астролог, математик и врач. Получил почетное прозвище «философа арабов», ввел в обиход основные концепции аристотелизма, написав комментарий к соч. Аристотеля «Органон» и др. Написал более 200 работ, большая часть которых не дошла до нас. В основу своего учения положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяла, как в зеркале познать в ней всю вселенную. Он с исключительным уважением относился к сокровищам прошлой мудрости, особенно греческой. Скептический относился к Корану, признавал приоритет пророческого знания в нем, и считал не допустимым иносказательное толкование Корана. В онтологии не отрицал сотворенности мира во времени, но в дальнейшем полагал, что природа развивается сама по себе. Вместо 10 категории Аристотеля, предложил 5 прасубстанции: материю, форму, движение, пространство и время. Придерживался концепции двойственной истины, призывая отделить философию от богословия. Признавал 4 вида разума: вечно действующий, «активный» разум; «пассивный», или «страдательный» разум; «приобретенный» и «демонстративный» разум. Большое значение для арабского перипатетизма имела его схема научного познания: «Дабы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?». Сам процесс познания проходит три ступени: первая – логика и математика; вторая – естественные науки; третья – метафизические проблемы. Ортодоксы смотрели на него как на еретика.

Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именами Аль-Фараби (870-90), Ибн – Сины (Авиценны, 980-1037 гг.). В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Свою основную задачу они видели в очищении философии от мистических и теологических наслоений, а также от извращенных толкований, которые были распространены на Востоке. Они были деистами, выступали против астрологических и иных суеверий. Признавали существование Бога в качестве безличной первопричины мира, потом развивающегося по своим собственным законам. Считали, что космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т.к. знание бога простирается лишь на универсальные, общие идеи. Оно имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте. Материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; «дарителем форм» для «подлунного мира» выступает так называемый «деятельный разум», порождающий также человеческие души, которые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума.

Второй крупный мыслитель арабского Востока – Аль-Фараби (870-950 гг.) имел разнообразные труды. Ему еще при жизни присвоили почетное звание «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля). Он прокомментировал многие работы Аристотеля, и, кроме того, создал ряд оригинальных работ. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина премудрости» - небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение. Утверждает абсолютную необходимость логики для человека, разрабатывает свою квалификацию науки. Она начинается с метафизики и заканчивается юриспруденцией и догматическим богословием. Философия призвана дать теоретические основы не только естественным наукам, но и политике, и способствовать преобразованию общества. Его онтологическая концепция состоит из 6 понятий: божественный принцип, или первая причина; вторичные причины, или небесные сферы; активный интеллект; душа; форма; абстрактная материя. Говорит о единстве человеческого разума и деятельного разума: мы не можем видеть предметы, пока они не освещены солнцем, и человеческий разум бессилен, пока не озарен искрой активного разума. Когда достигается единство, то достигается блаженство, причем на земле. Загробная жизнь – это пустые фантазии. Он первым среди арабских философов обратил внимание на проблемы общественной жизни. Его идеал – добродетельный город, где его части подобно органам человеческого тела помогают друг другу. Путь к счастью видел в просвещении. Деятельность Аль-Кинди и Аль-Фараби подготовили появлению крупнейшего представителя восточно-арабской культуры Авиценны. Абу Али Ибн-Сина, таджикский философ, врач и ученый сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них в Западной Европе философского и научного наследия античности. Также активно способствовал утверждению рационального мышления, пропаганды естественных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля. И только в некоторых вопросах отступает от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Основ. соч.: «Книга знания» («Даниш-намэ») – содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины. Широкую известность получили его «Книга исцеления», «Медицинский канон» и др. Параллельно с перипатетизмом Аль-Фараби и Ибн-Сины шло развитие и некоторых других философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности тайной организацией «Чистых братьев». Другой формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (гностики), неоплатонизма и некоторых восточных религиозных течений. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов, занимались представители позднего калама – мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874-93). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворённости мира и возможности чудес они использовали а томистику.

Представителем религиозно – идеалистического направления был Аль-Газали (109-1111), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакаллимов и суфиев. Дальнейшее развитие арабо-мусульманской философии продолжается в Андалусии и Северной Африке, где восточная перипатетическая школа была представлении Ибн Баджей (ок. 1070-1138), Ибн Туфайлем)1110-8) и Ибн-Рушдом (Аверроэсом). Ибн-Баджа занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагосе, был обвинен в ереси, заточен в тюрьму и отравлен. Ибн-Баджа считал, что мир есть простое живое существо, не нуждающийся ни в чем постороннем. В книге «Образ жизни уединившего» показано развитие человеческой души не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования через знание. Представил контуры идеального государства, где нет врачей – потому, что люди правильно питаются, нет судей – ибо люди в своих отношениях руководствуются любовью, и там не бывает раздоров и разногласий. Ибн-Туфайль – врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище «учитель нечестия». В философском романе «О Хайе, сыне Яззана» описывается саморазвитие «естественного человека», когда ребенок на необитаемом острове (мать лань) от чувственного познания доходит до понимания общего начала вещей. Этим началом выступает бог, который хранит этот мир и придает ему движение. В книге он пишет о происхождении живых организмов из не живого, об эволюции человека и его познавательных возможностях, о возможности познания истины без религиозного откровения. Творчество Ибн-Рушда составляет вершину средневековой арабо-мусульманской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Авэрроэс - Аристотеля». В книге «Опровержение опровержения», направленного против Аль-Газали, Ибн Рушдобосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед «широкой публикой», поскольку это может лишить её религиозных убеждений, а, следовательно, и нравственных принципов. В онтологии различает сущность и существование, первый предшествует второму. В единичных субстанциях они находятся в единстве. Материя – объективное вечное начало. Мир един и целостен, и в нем объективно существует причинная связь. Это и есть объективная предпосылка познания мира, признавал только научное познание. Развивая основные идеи Аристотеля о душе, он не признает индивидуального бессмертия души. Между живой и косной материей нет непроходимой грани, даже в минералах теплиться некое подобие жизни. Утверждает соотносительность зла и добра: так, огонь полезен, но он губит животных и растения. О свободе воли. В исламе существовало два направления: абсолютная не свобода, только божественное предопределение; другая – полная автономность воли человека. Был против фатальной предопределенности судьбы, одни люди предрасположены к добру, другие к злу, и на это влияют множество причин (Н. Д. – психосоциальных). Благо или счастье возможны тогда, когда рациональная душа контролирует животные потенции. Был за идеальное государство и профессиональную специализацию в ней. Как и Платон выступал за три сословия. О трех обманщиках. Его также как и Боккаччо, Макиавелли, Кампанеллу, Дж. Бруно, Гоббса, Спинозу и др. считают автором этого произведения. Но более точные сведения говорят, что это учение исходит от секты карматов (9-10 вв.). Один из вождей карматов говорил, что три человека внесли в человечество порчу: пастырь (Моисей), лекарь (Иисус) и погонщик верблюдов (Мохаммед). Они считали их как учения, построенных на преднамеренном обмане людей. Логика обоснования в следующем: приверженцы каждой религии утверждают, что ошибались два других пророка, кроме своего, следовательно, была обманута большая часть человечества. При таком обоснований не исключено, что ошибались все три пророка, тогда было обмануто все человечество. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Западной Европе (Аверроизм). В 13 в. активность разработки философских проблем в арабском мире значительно снижается. В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во всё возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики. Борьба, с ними была возобновлена лишь в конце 19 века. Исключением является творчество североафриканского историка Ибн-Халдуна (1332-1406), одним из первых выдвинувшего требования об общих закономерностях исторических явлений и создавшего собственную социологическую теорию.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объяснить успешное распространение христианства?

2. В чем заключается метод аллегорического толкования?

3. Что такое апологии, и как апологеты относились к античной философии?

4. Как в патристике рассматривалось соотношение веры и разума?

5. В чем заключаются концепции теоцентризма, креационизма, персонализма, провиденциализма в патристике?

6. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

7. Как решалась проблема универсалий в реализме и номинализме?

8. Чем отличаются катафатическое и апофатическое богословие?

9. Какие доказательства существования Бога предложил Ансельм?

10. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?

11. По каким вопросам Сигер и Дунс Скот полемизировали с Фомой?

12. В чем отличие мистики от схоластики?

13. Раскройте особенности арабо-мусульманской философии средневековья.

14. Какие взгляды проповедовали мутакалимы, мутазилиты и ашариты?

15. Какие взгляды проповедовали представители восточного перипатетизма?

16. Что представляло собой движение суфитов?

17. Каковы основные философские взгляды Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авицена) и Ибн-Рушда (Авэроэса)?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Христианская философия зрелого и позднего средневековья. Фома Аквинский и другие представители поздней схоластки | Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О зарождении христианской философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.