КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы. 1. Дж. Беркли как родоначальник фундаментальной идеи субъективного идеализма «Esse est persipi»
1. Дж. Беркли как родоначальник фундаментальной идеи субъективного идеализма «Esse est persipi». 2. Д. Юмм: отрицание материальной и духовной субстанции восприятия, проблема причинности, этика и эстетика. 3. Французские материалисты о материи, человеке, познании и воспитании. 4. Социально – политические взгляды Французских материалистов. Ключевые слова и понятия: ощущения, предмет, материя, номинализм, идея субстанции, религия, фетишизм, политеизм, монотеизм, агностицизм, материализм, гедонистический, утилитаристский, альтруистический. атеизм, механицизм, энциклопедия, «мнения правят миром, идея субъективного идеализма «Esse est persipi», периоды естественного и общественного состояния. 1. Дж. Беркли как родоначальник фундаментальной идеи субъективного идеализма «Esse est persipi» После окончания английской буржуазной революции XVII века в философской мысли Англии наметился отказ от материализма в духе Дж. Локка и переход к идеалистическим учениям. Открыто и враждебно против материализма и атеизма выступил БЕРКЛИ Джордж (1685-1753 гг.) – англ. философ, субъективный идеалист, с 1734 - епископ в Клойне (Ирландия). Основ. соч.: „Опыт новой теории зрения" (1709), „Трактат о началах человеческого знания" (1710), „Три разговора между Гиласом и Филонусом" (1713). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои „идеи" (ощущения), Беркли пришел к фундаментальной идее субъективного идеализма (еssе est persipi): «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга». Идеи, по Беркли, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Философские взгляды Беркли были целиком посвящены борьбе против материализма и атеизма. Острие критики – материя, как фундаментальное понятие и основа материализма. Беркли подвергает критике понятие материи как якобы внутренне противоречивое и бесполезное для познания, отвергая теорию первичных и вторичных качеств Локка. Основа берклианской критики материи — идеалистический номинализм. В критике понятии материи он выделяет две ее стороны: как общее в вещах, и как основу, «подпорку» вещей. Эти понятия наиболее абстрактные и непонятные из всех идеи. Таким образом, материи не существует, а существуют только единичные вещи как комбинации отдельных ощущений. Существование вещей заключается в их воспринимаемости, что «воспринимаемые в ощущениях вещи не имеют отличного от их воспринимаемости существования». Мировоззренческий аспект его учения. Беркли говорит о существовании множества душ, переживающих свои ощущения. Душа – носитель Идеи. Но, тут же, возникает вопрос: откуда берутся Идеи, почему они изменяются? Это, по мнению Беркли, могущественное существо, которое живет вне нас и оказывает на нас воздействие. Беркли признает множественность духовных субстанций, сотворенных „бесконечным духом", богом. Он допускает мысль признания «здравого смысла». В повседневной жизни можно признавать существование вещей и употреблять слово «материя». На самом деле нельзя забывать, что «материя» - это лишь слово, а «вещи» - это комбинации ощущений. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого „научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами". Со второй половины 19 века начинается реанимация философии Беркли и заимствование ее многими школами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |