КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнего Рима
Государство П лан лекции
1. Периодизация истории Римского государства. 2. Реформы Сервия Тулия. Законодательное закрепление политических и гражданских прав плебеев. 3. Государственный механизм Римской аристократической республики. 4. Период принципата и доминанта в истории Рима, падение Западной Римской империи.
ИСТОЧНИКИ: Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Галанза Б.С. Государство и право Древнего Рима. М., 1963 2. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М., 1986 3. Игнатенко А.В. Древний Рим от военной демократии к военной диктатуре. Свердловск, 1988 г. 4. История Древнего Рима. М., 1982 5. Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск, 1972 г. По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII веку до н.э. Римский народ в то время был разделен на роды /генсы/, союзы родов /курии/ и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс /царь/. Всего царей было семь, начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым. Этот начальный период в истории Рима принято считать царским. В 509 году до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут. Главой города избрали консула Юния Брута. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет /509-27 гг. до н.э./ С 27 года до н.э. по 476 год н.э. Рим переживает период империи, распадающийся на период принципата /27 г. до н.э. - 193 г. н.э./ и домината /193-476 гг. н.э./
Общество, подобное древнеримскому, есть военная демократия. Община уже неоднородна, выделяются аристократы - патриции /военачальники, городские магистраты/. Каждый член рода и племени, римский гражданин являлся участником общественной земельной собственности в виде выделенного ему и семье надела и получал право на его наследование. Главы родов составляли Совет старейшин или сенат, со временем приобретший значение главной правительственной власти. Кроме патрициев основными группами населения в Риме были: плебеи - пришлое население, оказавшееся вне родовой общины и потерявшие связь с родственниками, наибеднейшие граждане, а также клиенты – пришельцы, обедневшие общинники, нашедшие покровительство в среде патрициата. Несколько веков борьба плебеев с патрициями за свои права определяла путь развития общества и государства. Закрепление победы плебеев произошло в результате реформ Сервия Тулия /578-534гг./. Они были введены в состав римской общины, а территориальные трибы потеснили родоплеменные. Все римские граждане были оценены по имуществу и разделены на 193 сотни - центурии /военные единицы/. В первый класс вошли самые богатые патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов и более /составили 80 центурий, из которых 18 конных/. Второй класс - центурий с цензом 75 тысяч ассов - формировал 22 центурии. Третий - 50 тысяч ассов - 20 центурий и т.д. Неимущие пролетарии /пролес -потомство, не имели ничего, кроме детей/ составляли одну центурию. Наиболее важно было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей, при согласном голосовании в народном собрании первых двух классов, остальных не спрашивали. Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государства оставалось за богатыми. Затем был устранен царь и римское государство стало республикой. В течение последующих двух веков шла борьба патрициев и плебеев за уравнивание в политических правах. В конечном итоге плебеи добились удовлетворения своих требований, главными из которых были: ¨ учреждение особой плебейской магистратуры /народного трибуната/; ¨ доступ к общественной земле наравне с патрициями; ¨ защита от произвола патрициев путем введения законодательства /законы XII таблиц/; ¨ возможность заключения браков между патрициями и плебеями; ¨ право занимать все государственные должности, включая военные. Таким образом, не стало юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев. Решения плебейских сходок /трибутные народные собрания/ стали иметь ту же силу и для граждан и для организаций.
Римская республика /VI в. до н.э. - I в. до н.э./. Во главе Рима стояли центуриатные собрания (комиции), плебейские сходки /трибутные народные собрания/. Они избирали магистратов, т.е. основных руководителей республики. Из магистратур наиболее важными были: консулы, преторы, народные трибуны. Избирались они народными собраниями и были ответственны перед ними за свои действия. Коллегия консулов - высший магистрат республики /первоначально два, а затем больше/. Консулы занимались текущими управленческими делами, по гражданской и военной части, имели право созыва народного собрания, сената. Во время войны один командовал армией, другой оставался в Риме. Коллегия преторов /два, затем четыре и более/ приобрела значение самостоятельной магистратуры в VI в. до н.э., занималась судебными спорами. Народные /плебейские/ трибуны исполняли роль блюстителей законности и защитников обиженных граждан; имели право налагать запрет на действия магистратов, если считали их неправильными; могли выходить с законодательными предложениями во все виды народных собраний. Коллегия цензоров избиралась на 5 лет. Ее функциями были: назначение сенаторов, распределение людей по центуриям с определением имущественного ценза, надзор за нравами /за безнравственные поступки переводили в более низкие центурии, выводили из числа сенаторов/. Диктатор назначался в чрезвычайных ситуациях из числа консулов по соглашению с сенатом; облекался высшей законодательной, гражданской, военной и судебной властью; через 6 месяцев слагал полномочия. Центуриатные собрания - принимали или отвергали законопроекты, представленные кем-либо из магистратов /консулы, преторы, народные трибуны/. Так как собрания собирались по воле магистратов, их решения были во многом предрешены. Сенат - единственный постоянный конституционный орган власти, выражавший волю верхушки патрициата /300 человек/, назначал диктаторов, управлял и распоряжался казной, вел наблюдение за государственным имуществом. Сенат присвоил себе право толкования законов. Первоначально сенат имел право утверждать или отменять решения комиций, затем только обсуждать предварительно. В обязанности сената входило также назначение командующих армиями, внешние сношения. Цензоры раз в 5 лет составляли списки сенаторов из числа членов знатных богатых семей. Особенности Римской аристократической республики: ¨ система противовесов в функционировании власти /два собрания - одно чисто плебейское, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, разделение властей/; ¨ отделение судебной власти от исполнительной; ¨ исключительные полномочия народных трибунов; ¨ наличие сената; ¨ армия все годы республики носила характер народного ополчения, т.е. стояла на пути установления олигархической диктатуры. Период республики - время восходящего экономического развития, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в положении отдельных групп населения. Успешные войны, расширявшие границы государства, превратили его в могущественную мировую державу. В государстве был обеспечен высокий правовой статус личности. Ее правовое положение в Риме характеризовалось тремя факторами: свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее этими тремя статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народных собраниях и занимать государственные должности. В частном праве она давала возможность вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. В I-II веках до н.э. в Риме разразился острейший политический кризис, который привел к смене форм правления. Он был вызван рядом причин: ¨ многочисленными восстаниями рабов; ¨ конфликтом между мелкими землевладельцами. чьи хозяйства пришли в упадок, и крупными латифундистами; ¨ управление огромным государством стало невозможным по старой системе; ¨ появление наемной армии превратило ее в важный политический фактор, она становится послушным орудием для установления диктатуры. Все эти факторы предопределили усиление центральной власти. В 27 году до н.э. один из членов второго триумвирата /Антоний Лепид Октавиан/ получает звание императора, пожизненные права народного трибуна и впоследствии почетное наименование Август /ранее употреблялось как обращение к богам/. Эта дата считается началом нового периода империи в истории Римского государства, который можно условно разделить на принципат и доминат. Установление военно-диктаторского режима в Риме стабилизировало ситуацию, позволило преодолеть острый политический кризис. Империя поначалу “рядилась в республиканские” одежды, чему способствовали традиционные республиканские представления в обществе. Период принципата / принцепс - сенатор, первый сенатор/ стал временем подавления духа гражданственности у римлян, постепенно ушли в далекое прошлое республиканские традиции. Власть императора становится всеобъемлющей. Окончательный переход к доминату /доминус - господин, владыка/ происходит в 284 году и связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. В период домината Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. Период принципата в государственном устройстве характеризуется: ¨ наделением принцепса высшей императорской властью; ¨ созданием отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса; ¨ принцепс командует всеми армиями; ¨ постановления принцепса обретают силу закона; ¨ постепенно на нет сводится роль сената. Специфические черты домината: ¨ республиканские учреждения теряют всякое общегосударственное значение; ¨ исчезает сенат, магистратуры превращаются в муниципальных должностных лиц; ¨ формируется значительный аппарат чиновников со стройной иерархией; ¨ происходит обожествление императоров, население из граждан превращается в подданных; ¨ опоры домината: армия, чиновничество, христианская церковь. Раскол, а потом и падение Западной Римской империи связан с крахом рабовладельческого строя, который исчерпал себя, превратился в тормоз общественного развития. В 476 году командующий римской императорской гвардией германец Одоакр сверг последнего римского императора и отправил в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
Лекция 7. Римское
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |