Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Германская империя




План лекции:

1. Первые объединения германских государств и начало развития германского конституционализма.

2. Революция 1848 года. Франкфуртская конституция 1849 года. Прусская конституция 1850 года.

3. Объединение Германии "железом и кровью" и конституция Германской империи 1871г.

4. Изменения в политическом режиме Германии в конце XIX - начале XX веков, ее милитаризация.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Галкин И.С. Создание германской империи 1815-1871 годов. - М.. 1986

2. Германская история в новое и новейшее время. М., 1970

3. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. - М., 1957г.


Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодальный строй здесь устанавливается не ранее XI века.

Важное значение в формировании классовой структуры германского общества имела военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый, кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие, все другие - в податное.

На самом верху иерархической лестницы оказались светские и церковные князья. В своих обширных уделах они стали полновластными правителями, практически независящими от центральной власти. Вассалами князей были графы. От них держали земли, так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составили рыцари.

В середине Х столетия германский король Оттон 1 захватил север и центр Италии, после чего объявил себя "римским" императором. Его государство в середине XII века стало называться "Священная римская империя германской нации" и сохранялось до 1806 года.

Поначалу власть германских императоров была весьма значительной, но и Германию не минул период феодальной раздробленности. С течением времени образуется небольшая группа сильных князей - избирателей владельца трона, так называемых курфюрстов. Им же на правах общественного лена стали принадлежать наиболее важные должности в центральном правительстве, независимо от воли короля.

Феодальную раздробленность Германии закрепила "Золотая булла" 1356 года. Германский император избирался курфюрстами, которые получили большую самостоятельность в своих владениях (собственный двор, чеканка монеты, издание законов). Курфюрсты получили даже право на ведение войн между собой и решение всех важнейших дел империи.

Таким образом, империи как единого государства не стало. Связь ее частей и власть императора была номинальной.

Политическая раздробленность Германии, закрепленная "Золотой буллой" удерживалась в течение нескольких веков. Абсолютизм в Германии развивался как абсолютизм удельный, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов.

Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Главной причиной ее был непомерный гнет феодалов в отношении крестьянства. Программа восставших, выраженная в 12 статьях была в целом умеренной. В ней выдвигались требования возвращения общинных земель, справедливого суда. уничтожения крепостной зависимости, ограничения чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.

Более радикальными требованиями отличались сторонники германского вождя Томаса Мюнцера, которые выдвинули идеи "полного освобождения" бедных и простых людей от гнета всех господ и властей и переустройства жизни на основе "общей пользы" и "божественного права". Но эти цели оказалось невозможным осуществить ни в XVI столетии, ни в ХХ.

Война, закончившаяся поражением крестьян принесла немалые политические дивиденды князьям, так как дворяне и церковь, понеся огромные потери были вынуждены признать самодержавие князей.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем "христианским миром", Габсбургским блоком, поддержанным папством, католическими князьями Германии и противодействовавшими этому блоку Францией, Швецией, Голландией, Данией, в известной мере Англией, опиравшимися на протестантских князей в Германии, антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Это была последняя в истории Европы большая религиозная война, в ходе событий, однако, все более терявшая характер войны католиков и протестантов.

Война и успех протестантизма довершили полное торжество князей. Вестфальский мир подтвердил "Золотую буллу" и устранил императора от вмешательства во внутренние дела княжества.

Если абсолютная монархия во Франции и в Англии способствовала экономическому и политическому сплочению провинций, образованию наций, то германский абсолютизм не сделал ни того, ни другого. Играя реакционную роль, он затормозил буржуазное развитие Германии.

Среди массы германских государств (около 300) наибольшее значение приобрели Австрия и Пруссия.

Пруссия в XVIII веке превратилась в королевство. Это был типичный пример полицейского государства, т.к. была установлена всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни.

Политическая юстиция отправляла на смерть и каторгу тысячи людей 6ез соблюдения сколько-нибудь законной процедуры. Ввиду того, так как эти цели плохо обслуживались судами, были созданы специальные комиссии. Основной опорой правящего режима были проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу чиновники и офицеры.

В иные периоды насквозь прогнившую систему подправляли мнимыми реформами. Это был так называемый просвещенный абсолютизм. Пруссию при Фридрихе II (1740-1786гг.) называли классическим примером торжества идей "просвещения". Сам король считался другом и покровителем Вольтера. Но союз "философов и государей" оказался утопией. Даже самые умеренные идеологи буржуазии, особенно французской, не скрывали своего отрицательного отношения к старому абсолютистско-феодальному порядку, политическому господству дворянства и крепостному праву.

Великая французская революция и войны Наполеона разрушили "Священную римскую империю германской нации". В 1806 году был создан Рейнский союз, в который вошли первоначально 16, а затем еще 5 германских государств. Союз находился под протекторатом Наполеона 1.

В период наполеоновских войн в государствах, которые были включены в состав Рейнского союза, произошли серьезные изменения. Здесь были упразднены привилегии дворянства и духовенства, ликвидированы церковные владения: финансы, администрация и суд были реформированы по французскому образцу, кое-где был введен французский гражданский кодекс. Главным преобразованием в немецкой деревне была отмена крепостной зависимости крестьян и первые шаги к их превращению в собственников земли.

Поражение Наполеона не восстановило империи. Вместо нее Парижским Трактатом 1814 года был образован Германский союз в числе 34 государств (королевств, княжеств, герцогств, свободных городов и т.п.). Главенство в союзе принадлежало Австрии.

Но союз не решал проблемы объединения Германии. По всей стране продолжала торжествовать реакция. И лишь созданный по инициативе Пруссии Таможенный Союз (1834г.) привлек на ее сторону буржуазию средних и мелких германских государств.

Французская революция 1848 года эхом отозвалась в Германии. Столица Пруссии Берлин в марте 1848 года покрылся баррикадами. Но на них сражались рабочие, а либералы в это время упрашивали короля согласиться на некоторые перемены, они были обещаны и борьба прекратилась.

Король пообещал: уничтожить помещичьи суды и полицейскую власть помещиков над крестьянами; распространить деятельность суда присяжных на политические преступления: провести выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).

Стремясь выиграть время для расправы с революционным движением, германские короли и князья дали свое согласие на созыв Учредительного собрания во Франкфурте-на-Майне. Оно должно было дать Германии единую конституцию. Но, к сожалению, франкфуртское Собрание не оправдало надежд германской демократии. Когда революция была подавлена, Учредительное собрание было разогнано штыками. а выработанный и принятый им проект общеимперской конституции остался на бумаге.

Конституция оставляла 36 германских монархов и старый госаппарат. Таким образом, она создавала не единое государство, а федерацию германских монархий. Тем не менее, конституция ослабляла политическую раздробленность страны путем создания центральной власти, носителем которой должны были стать наследственный император и общеимперский парламент - рейхстаг. Это был шаг к воссоединению Германии. Конституция провозглашала равенство перед законом, неприкосновенность частной собственности, свободу слова, совести, собраний.

"Имперская конституция, - писал Ф.Энгельс, - выделялась не только своим с виду исключительно демократическим происхождением: она в то же самое время, несмотря на все свои многочисленные противоречия, была все таки наиболее либеральной конституцией во всей Германии".(Ф.Эигельс Революция и контрреволюция в Германии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.8, с. 95-96.)

В Пруссии 5 декабря 1848 года был обнародован королевский указ о роспуске Прусского учредительного собрания, созванного в мае этого же года, и "дарована" конституция. Она объявляла частную собственность неприкосновенной, устанавливала свободу слова, собраний, союзов, представительство в палатах.

Вместе с тем, конституция носила открыто контрреволюционный характер. Она называла королевскую власть "божьей милостью", устанавливала абсолютное вето короля, бесконтрольное распоряжение армией, неограниченное право объявлять войну. Было сохранено старое уголовное законодательство, без изменений осталась система налогов.

Было решено собрать новое Национальное собрание, избранное по особой системе, получившей название куриальной. В соответствии с ней все мужчины, достигшие определенного возраста (30 лет) делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а третью - все остальные избиратели. Каждая курия избирала одинаковое число выборщиков. Таким образом, составляя небольшое число избирателей, первые две курии избирали две трети выборщиков. В результате из 350 депутатов Национального собрания 250 были чиновниками. Выработанная затем новая конституция 1850 года была конституцией торжествующей контрреволюции. Она предусматривала учреждение двухпалатного собрания, обладавшего правом вотирования законов, утверждения бюджета и новых налогов. Нижняя палата была выборной, верхняя (палата господ) состояла из принцев крови, князей, обер-бургомистров городов, представителей университетов.

3аконодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля, который обладал законодательной инициативой. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Король мог сколько угодно раз распускать ландтаг, что он в последующем часто делал. Министры правительства не были подотчетны ландтагу, их главой являлся король.

Провозглашенные в Конституции 1850 года декларации о равенстве граждан перед законом, о свободе слова, совести, печати, собраний, союзов, обучения о неприкосновенности личности не были подкреплены никакими гарантиями и оставались мнимыми.

Обрамленная парламентскими формами, прусская конституция по своему содержанию была конституцией абсолютной монархии, которая поддерживала своеобразное равновесие сил буржуазии и дворянства.

Военные успехи Пруссии, особенно после победы над Австрией в 1866 году, способствовали ее выдвижению на первый план среди германских государств. Германская буржуазия связывала с Пруссией и ее канцлером Бисмарком надежды на воссоединение страны в единое государство. Революционный путь объединения после поражения резолюции 1848 года не удался. Этот процесс пошел по второму пути, о котором Бисмарк говорил: "Не речами, не постановлениями большинства..., а железом и кровью".

Прусский канцлер в августе 1866 года предложил образовать Союз немецких государств, договор о создании которого в декабре того же года подписали восемнадцать немецких государств и три вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. В начале 1867 года была принята конституция и образован Северо-Германский союз. Вне его формально оставались Бавария, Вюртемберг, Баден и часть Гессен-Дармштадта (8 млн. населения, в то время как в Союзе 30 млн. населения), связанные с Пруссией экономическим и военным союзом.

Окончательному объединению Германии мешала Франция и в 1870 году разразилась франко-прусская война, закончившаяся в 1871 году полным разгромом Франции. После этого южно-германские государства были вынуждены войти в состав единой Германской империи. В 1871 году она получила конституцию.

По этой конституции в состав империи входили 22 монархии и несколько вольных городов, обладавших определенной независимостью, но не равенством.

Главой империи становился король Пруссии (60% населения и свыше половины территории). Он носил титул императора, был главой вооруженных сил, назначил всех имперских чиновников, включая канцлера, делегатов верхней палаты.

Верхней палатой империи являлся Союзный совет - бундесрат. Он вместе с рейхстагом обладал законодательной властью. Кроме того, бундесрат наделялся и значительной долей исполнительной власти, для чего имел постоянный аппарат. Во главе верхней палаты был канцлер - прусский министр, назначаемый императором. Члены верхней палаты назначались правительствами союзных государств. Для решения любого вопроса в бундесрате было достаточно 14 голосов (Пруссия имела 17, а затем 22).

Нижняя палата парламента - рейхстаг - избиралась всеобщим мужским избирательным правом на три, а затем - с 1887 года - на пять лет. Законодательная инициатива ее была незначительной, реальной властью рейхстаг тоже не обладал. Если правительственный законопроект отклонялся, то правительство проводило через бундесрат слегка отредактированный указ точно такого же содержания. Союзный совет мог в любое время распустить рейхстаг, что неоднократно и делал.

Имперское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Министры были его подчиненными, как бы заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение местных законов.

Реакционная по своему духу конституция имела множество юридических нелепостей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого назначал и смещал по своему усмотрению.

В целом конституция 1871 года была выражением неписанного союза между интересами феодально-юнкерского землевладения и быстро растущего прусско-германского капитала.

 

Молодая хищная германская буржуазия, опоздавшая к дележу колоний, требовала и себе "места под солнцем", как выражался канцлер фон Бюлов. Для пропаганды своих захватнических планов был образован так называемый Пангерманский союз, провозгласивший своей целью новый передел мира.

Свои агрессивные планы Германия связывала с проникновением на Ближний Восток, в Китай и Юго-Восточную Азию, захватами в славянских странах, постоянными провокациями в отношении Франции. Страна встала на путь милитаризации. В 1898 году по предложению адмирала Тирпица была принята большая программа строительства военного флота на двадцатилетний период. Но уже в 1900 году она увеличилась вдвое. Перед первой мировой войной Германия тратила на вооружение в полтора раза больше средств, чем Россия.

При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии оставался неизменным. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований.

Это приводило к прямым нарушениям конституций, сопровождаемым парламентскими кризисами. Результатом, кризиса в начале 70-х гг. явился закон о невмешательстве рейхстага в финансовые расходы правительства на нужды армии. В 1908 г. принимается закон о союзах и собраниях, который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности. После объявления войны в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им дел о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях.

Закон 1916 года «О вспомогательной службе Отечеству», на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершил процесс полной мобилизации труда в Германии.

Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в сентябре 1918г., а также страшась всплеска массового антивоенного, антимилитаристского движения, правящие круги стали проводить политику «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. С этой целью были приняты два конституционных закона, но спасти правящий режим они уже не смогли. В стране началась революция и Вильгельм П вынужден был отречься от престола.

«Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской нации, - писал великий немецкий писатель Томас Манн, - могла быть только милитаристским государством. Таковым оно и жило, занозой в теле человечества».

 

 

Лекция 5.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА США В XX ВЕКЕ

План лекции:

1. Развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. «Новый курс» Рузвельта (1933-1939)

2. Эволюция американской конституции. Законодательство об избирательных и гражданских правах.

3. Централизация государственной власти, как доминирующая тенденция развития американского государства в XX веке.

4. Изменения в госаппарате и политическом режиме на основных этапах современной истории США.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. М., 1982

2. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. - М., 1985

3. Конституции буржуазных государств. - М., 1982

4. Мишин А.А., Власихин В.Д. Конституция США: политико-правовой комментарий. - М., 1985

5. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. М., 1973

6. Чибиряев С.А. Закон Маккарена и борьба за его отмену. М., 1975


Для развития США в XX веке наиболее характерно усиление регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Уже в ходе первой мировой войны были созданы Военно-промышленное и Военно-трудовое управление, Управление военно-трудовой политикой.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов заставил правящие классы еще более усилить вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Это выразилось в осуществленной президентом Ф.Рузвельтом программе реформ в области экономики, финансов и трудовых отношений, получивших название "Нового курса" (1933-1939 гг.). Рузвельт, в частности, говорил: "Две трети всей американской промышленности сконцентрировано в нескольких сотнях корпораций и управляется фактически не более чем пятью лицами. Мы видим, что большая часть нашего трудящегося населения не имеет возможности существовать иначе, как милостью этой концентрированной индустриальной машины".

В "Новом курсе" прошли своеобразную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономическую жизнь. Для стабилизации денежной системы был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате чего крупнейшие банки страны получили из казны кредиты и субсидии.

«Чрезвычайный закон о банках» 1933 г. наделял правительство США практически неограниченной властью в области финансов и денежного обращения. Этот один из важнейших законов «Нового курса» был принят 16 июня 1933 года через три месяца после вступления Ф.Рузвельта в должность.

"Новый курс" способствовал приспособлению госаппарата страны к политике регулирования экономики и трудовых отношений, к внедрению некоторых элементов планирования. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом. Обмен бумажных денег на золото был воспрещен. Граждане США должны были сдавать имеющееся золото в банки. Золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину. Министерство финансов могло прекращать на время финансовые операции. Это способствовало прекращению паники в банках, связанных со стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность которых регулировалась, составленными в срочном порядке нормативными актами, так называемыми "кодексами честной конкуренции", определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые другие.

Для сельского хозяйства учреждается "Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 года наделяется правом регулировать цены на продукцию сельского хозяйства и выводить их на уровень 1909-1914 годов путем сокращения посевных площадей и поголовья скота. Уменьшение товарной массы способствовало подъему цен до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, и тем самым предотвращало их разорение.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий, принимаются экстраординарные меры. Руководство их осуществлением возлагается на "Федеральную администрацию чрезвычайной помощи", замененную вскоре "Администрацией общественных работ". Безработных направляли в создаваемые специально организации ("Трудовые лагеря"), где они занимались строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.п.

Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта оказались.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Ранее оно носило по существу фрагментарный характер и, более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, игнорирующих фактическое неравенство сторон в договоре.

В 1935 году был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализировалась деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное преследование за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках.

Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, не подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип "закрытого цеха"). Признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за его выполнением было создано Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО). Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долларов или тюремному заключению до одного года.

Основная цель закона Вагнера была сформулирована в его названии: "Закон об устранении причин трудовых конфликтов". В преамбуле этого акта говорится о необходимости устранить причины, вызывающие забастовки и другие формы борьбы или беспорядков в промышленности.

В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении (страховании), ставший первым общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Пенсии стали выплачиваться гражданам США, отвечающим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии "... если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 года и по достижении им возраста 65 лет не превысит 3000 долларов". Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия равнялась 1/2 от суммы его заработка. Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму. В 1938 году принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксировавший максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства со значительными элементами регулирования в сферу социально-экономических отношений способствовал смягчению проявлений кризиса.

При Рузвельте президент США приобрел такие полномочия в области регулирования экономики, которые были привилегией конгресса и даже законодательных собраний штатов. Вторая мировая война работала на пользу этой тенденции. Многочисленные комитеты, созданные президентом и ему подчиненные стали бдительно контролировать экспорт, распределение сырья, оборудования, рабочей силы, военное производство. С окончанием войны все эти комитеты не только не исчезли, но даже укрепились и расширились, а вместе с ними возвысился и сам президент.

Особое значение приобрели те новые ведомства, в руки которых было отдано претворение военных планов США: Национальное военное ведомство. Объединенная группа начальников штабов. Центральное разведывательное управление (создано в 1947 году) и др.

Следует отметить, что последние десятилетия принесли США значительные перемены в экономическом и социальном отношениях, упрочении демократических институтов. Не менее 60% граждан США составляют - хотя и в неравной степени -богатый и средний имущественный классы (125-140 млн. чел.). Еще 20% населения обладают всем необходимым для безбедного существования и только последний "пятый класс", среди которого и масса хлынувших в страну иммигрантов, сельскохозяйственных рабочих, безработных находится "на дне общества".

В 1964 году при президенте Л.Джонсоне началась так называемая борьба с бедностью. В то время по некоторым подсчетам в США насчитывалось около 35 млн. человек, признанных бедными и потому нуждающихся в государственной поддержке. Закон по борьбе с бедностью по словам самого Джонсона имел целью "освободить государство от иждивенцев и превратить их в налогоплательщиков". Как указывалось выше, полностью "избавиться от бедных" правительству не удалось, но некоторые меры действовали в этой области достаточно эффективно.

 

По своему содержанию развитие американской государственности воплощало наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств.

Начиная с 20-х годов, набирает силу прогрессивная тенденция демократизации избирательной системы. В 1920 году женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка к конституции). В 1961 году избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (XXII поправка к конституции). В 1964 году запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка к конституции). Ранее в 1962 году признается необходимость изменения избирательных округов, с тем, чтобы в каждом из них было относительно равное число избирателей, т.к. избранным считался кандидат, получивший большинство голосов в округе. В 1971 году избирательные права предоставляются гражданам, достигшим 18-летнего возраста (XXVI поправка к конституции). В апреле 1968 года Верховный суд США постановил распространить принцип "один человек - один голос" и на муниципальные выборы этот принцип предполагает, что каждый член представительного органа представляет равное количество избирателей.

В соответствии с общефедеральным законодательством демократизировались избирательные законы в штатах. Несмотря на отдельные архаизмы, избирательное право в США стало в основном равным и всеобщим. Значительные сдвиги произошли в области выравнивания гражданских прав белых и цветных. В 60-70-х годах ХХ века принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности. В частности, закон от 2 июля 1964 года "О гражданских правах" расценивался как самый важный по своему законодательному значению со времен Гражданской войны 1861-1865 годов. Первый его вариант был предложен в начале 1963 года президентом Дж.Кеннеди. Установив "новые общественные стандарты" этот закон запрещал расовую дискриминацию при составлении списков избирателей, при обслуживании в общественных местах; при найме, увольнении и продвижении по работе; дискриминационную практику в профсоюзах и др.

Вместе с тем закон имеет и ряд серьезных недостатков. Он не гарантирует обязательное выполнение, содержащихся в нем положений, лишь несколько расширяя полномочия федерального министра юстиции в отношении случаев нарушения отдельных статей. Есть в законе положения, которые носят чисто декларативный характер, в его практической реализации многое оставлено на усмотрение местных судебных и административных органов.

Истекшие после принятия закона 30 лет показали, что претворение в жизнь его прогрессивных установлений потребует немало усилий и времени, упорной и напряженной борьбы.

 

Важной тенденцией в государственно-правовом развитии США в XX веке становится дальнейшая централизация государственной власти. Этот процесс, начавшийся после гражданской войны, был обусловлен многими причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо важное место. Встречая противодействие штатов, названная тенденция стала довольно противоречивой, но тем не менее ее значение растет.

Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной исполнительной власти во главе с президентом. К началу ХХ века завершается формирование разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих - профессионалов, компетенция которого распространялась на все важнейшие сферы государственной и гражданской жизни страны. В США к этому времени действовали три типа государственных учреждений:

- департаменты (министерства), возглавлявшие отдельные отрасли управления (обороны, финансов, иностранных дел и т.д.). В XX веке количество департаментов не только увеличилось количественно, но они изменились и качественно, пополнившись значительным аппаратом чиновников;

- "национальные агентства" - учреждения, близкие по значению к министерствам, но не имеющим статуса таковых;

- "бюро", "советы", "коллегии", "администрации", создаваемые для выполнения определенных задач, имеющих военное значение для страны.

В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране формально не сложилось единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что, впрочем, не означает его общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют различные средства давления и в первую очередь финансовые.

В итоге, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением власти президента. Он, опираясь на такие учреждения как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, получил возможность принимать важнейшие государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные конституцией (приказы о ведении военных действий за границей, "исполнительные приказы", порой противоречащие законодательству).

Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означало чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном "системы сдержек и противовесов". Особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом, предоставленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

 

В соответствии с конституцией США назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других должностей требует предварительного согласия сената. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом, замещение всех второстепенных постов сенат может доверить президенту. В связи с этим произошло деление аппарата управления на " гражданскую службу", составляемую из несменяемых чиновников-профессионалов и "правительственную службу", состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вместе с пришедшим к власти президентом и уходящих со своих постов вместе с ним (так называемая "система добычи").

Согласно американскому прецеденту, президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. Соответственно на образуемые такими должностными лицами коллегиальные органы обычно не возлагается солидарной ответственности. Эти лица несут ответственность непосредственно перед президентом.

Госслужбы, созданные таким образом, оказывались вне действенного государственно-правового контроля. Это во многом обуславливалось отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Недовольство общества коррупцией, злоупотреблениями, некомпетентностью властей заставили конгресс заняться реформированием госаппарата. На это были направлены «Закон о гражданской службе» Пендлтона 1883 года и ряд других нормативных актов. Контроль за их выполнением возлагался на комиссию гражданской службы (КГС). Благодаря принятым мерам в США не сложилась жестко коррумпированная каста чиновников.

Одной из характерных особенностей законодательного и в целом государственного аппарата США является рост бюрократического аппарата. Служебный аппарат конгресса США включает служащих, работающих в комиссиях и подкомиссиях, чиновников аппарата партийных фракций в конгрессе, личных помощников законодателя. Для члена палаты представителей это 15-16 человек, для сенатора – 70 человек. Всего их более 8 тысяч. Еще около тысячи служащих работают в различных комиссиях и подкомиссиях конгресса и около 400 сотрудников обслуживают должностных лиц конгресса. В целом штат Капитолия составляет около 20 тысяч человек.

Важнейшая часть государственного механизма – группа органов, объединенных в исполнительное управление президента, т.е. группа учреждений, непосредственно подчиненных президенту и наделенных главным образом консультативно – аналитическими функциями. Создание этого звена аппарата было законодательно оформлено в 1939 году. Одним из ведущих в системе этих органов является Совет национальной безопасности, созданный в 1947 году.

С 1970 года функционирует Совет по внутренним делам, возглавляемый президентом. На этот орган по замыслу его создателей возлагаются те же задачи в области внутренней политики, которые СНБ осуществляет во внешней. В январе 1971 года был создан Совет по вопросам международной экономической политики как консультативный орган при президенте

Конституция США, как известно, основывалась на принципе разделения властей и должна была следовать этому принципу. Однако конституционная практика вела к закреплению преобладания исполнительной власти над законодательной, к президентской форме правления, беспрецедентному для других государств росту значения судебной власти. И все же несмотря на расширение власти президента в ущерб конгрессу, орган законодательной власти США продолжает оставаться наиболее влиятельным парламентом в мире.

Исключительную роль в расширении полномочий федеральной власти за счет прав штатов играет распространенная теория "подразумеваемых полномочий" конгресса. Она базируется на признании за конгрессом ряда таких прав, которые хотя и не предусмотрены в конституции, но вытекают из ее общего духа и смысла. Теоретической основой этой доктрины служит довольно произвольное толкование одной из статей Конституции, где говорится, что конгресс имеет право "издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления... прав, которая настоящая Конституция наделяет правительство США, его департаменты и должностных лиц" (ст.1, разд.8, п.18). Понятие "подразумеваемые полномочия" стало неопределенно, что на его основе права федерации можно расширять до бесконечности.

Не выполнялся и принцип недопустимости увольнения по политическим мотивам. В 1939 году законом Хэтча "О политической деятельности" запрещалось участие госслужащих в политических кампаниях. В 1947 году исполнительным приказом президента Трумэна КГС обязывалась проверять политическую благонадежность кандидатов на госслужбу. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ президента Эйзенхауэра 1953 года "О проверке политической благонадежности и лояльности госслужащих". Сегодня эти приказы не применяются, но результаты их воздействия по прежнему сказываются.

После второй мировой войны с объявлением «холодной войны» наступил период наступления на права и свободы американцев. В 1947 году был принят закон Тафта-Хартли, в соответствии с которым были затруднены условия стачечной борьбы. В частности, предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать в политических целях.

В 1950 году был принят закон Маккарэна-Вуда. В соответствии с ним образовывалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. По его определению "организации коммунистического толка" подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены ограничивались в гражданских правах. В последствие был принят ряд законов и исполнительных приказов президента аналогичной направленности, в соответствии с которыми развернулась кампания по "проверке лояльности". Преследованиям подверглись не только коммунисты, но просто демократически мыслящие люди.

Под напором демократической общественности Верховный суд шаг за шагом в течение 1960-70-х гг. признал неконституционными данные антикоммунистические законы.

 

 

Лекция 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.