КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения поведения у детей
Минимальные мозговые дисфункции (ММД). Виды психических нарушений у детей.
Выделяют следующие формы нервно-психических нарушений у детей: 1. Минимальные мозговые дисфункции (ММД). 2. Неврозы и невротические реакции. 3. Психические расстройства. Наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В связи с этим ММД представляют значительную проблему, привлекающую к себе внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, педагогов, социальных работников и родителей. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегральные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся в пределах нормы или субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. По классификации ВОЗ ММД включают в себя нарушения психического развития, такие как расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков (дисграфия, дислексия, дискалькулия) и расстройства развития двигательных функций (диспраксия). Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушения формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). В изолированном виде эти нарушения встречаются далеко не всегда, а значительно чаще их признаки сочетаются между собой и сопровождаются расстройством внимания, памяти, речи... По данным ряда исследователей распространенность дислексии и дисграфии среди младших школьников составляет 10-11%, а дискалькулии – 5-6%. Такие дети несмотря на достаточные интеллектуальные данные испытывают трудности в обучении в результате недостаточной сформированности высших психических функций и навыков. Кроме того, в ММД входят так же поведенческие и эмоциональные расстройства детского подросткового возраста: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нарушения поведения. Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (46% среди всех случаев ММД). СДВГ проявляется несвойственной для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, недостаточной концентрацией внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, трудностями в обучении. Следует отметить, что сопутствующими симптомами СДВГ являются дисграфия, дислексия, дискалькулия, нарушения речи. Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет), т.е. максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическим периодом развития у детей. Подобная закономерность может быть связана с неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми в условиях психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте может приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Для детей в возрасте 6-7 лет и в подростковом возрасте с ММД характерно формирование школьной дезадаптации (ШД) и проблемы в поведении. Для таких детей свойственен «бунтарский» дух, отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. У подростков появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Школьная дезадаптация характеризуется снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью. В связи с вышесказанным усилия специалистов медиков, психологов, педагогов, социальных работников и родителей должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД. Кроме того, необходимо свести к минимуму действие факторов усугубляющих проявление ММД, так как они могут привести к более серьезным нарушениям психического здоровья. Психическое развитие ребенка невозможно без общения с другими людьми. Такой контакт при неправильном общении с детьми может привести к нарушению психического состояния. Эти нарушения могут проявиться в виде соответствующих реакций. Например, в ответ на обиду ребенок может заплакать, сломать игрушку, хлопнуть дверью… Такие реакции свойственны многим детям, они быстро проходят и не влияют на здоровье. Эти реакции носят название характерологические. При частом повторении такие реакции приобретают патологический характер и называются патохарактерологические. Патохарактерологические реакции – это реакции выходящие за границы обычной нормы. Они влияют на адаптацию ребенка в детском коллективе, нарушают сон, аппетит, приводят к нарушению формирования личности ребенка и развитию неврозов. Среди характерологических реакций наиболее часто встречаются: § Реакции протеста. Возникают в ответ на физическое наказание, необоснованное оскорбление, ссору в семье, грубое отношение учителя, развод родителей, появление другого ребенка… Иногда дети становятся агрессивными, делают все наоборот, убегают из дома, не ходят в школу… § Реакции отказа. Эти реакции чаще возникают при неудачах в школе, при физических недостатках (мнимых или истинных). Они могут возникнуть при помещении детей в детский дом, интернат, в детский сад, при смене места жительства. Дети становятся подавленными, грустными пассивными, отказываются есть, играть, учиться… § Реакции компенсации. Появляются иногда при стремлении скрыть мнимые или действительные недостатки. Например, несмелые дети внезапно начинают вести себя дерзко, чтобы скрыть свою стеснительность, физически слабые мальчики представляют себя смелыми и сильными и т.д. § Реакции эмансипации. Появляются в период полового созревания. У подростка появляется стремление высвободится из под опеки, контроля руководства, покровительства со стороны родных, учителей и всех старших по возрасту. Подросток стремиться к самостоятельности, самоутверждению, иногда не желает подчиняться установленным порядкам, может уйти из дома. § Реакции имитации. Эти реакции выражаются в стремлении во всем подражать своему кумиру, его внешности, манерам поведения, привычкам, образу жизни… Если объект имитации подростка человек с антисоциальным поведением, то ребенок начинает сквернословить, курить, пить, употреблять наркотики. § Реакции группирования. Выражаются в стремлении к объединению с себе подобными. Группы могут создаваться по территориальному принципу, на основе увлечений, интересов… Для подростка мнение группы и ее лидера становиться более важным, чем мнение родителей, учителей. Часто для групп подростков характерно антисоциальное поведение. При устойчивом закреплении эти характерологические реакции могут приобрести патологический характер. Чуткое, внимательное и доброжелательное отношение в семье и школе помогает ребенку выйти из этого состояния, нормализовать учебу, отношения со сверстниками. Родителям и учителям необходимо знать о существовании этих реакций, учитывать их при воспитательной работе и педагогическими мерами не допускать их патологического развития.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |