КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Плоскостопие
Нарушения осанки могут быть связаны с деформацией костей нижней конечности и сводов стопы. Опущение поперечного или продольного свода стопы называется плоскостопием. Оно довольно часто встречается у детей и подростков (в15-23% случаев), сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость. При плоскостопии стопа соприкасается с поверхностью опоры почти всеми точками и след внутреннего изгиба сливается с краями ступни (в зависимости от степени плоскостопия) Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний – рессорный и наружный – опорный). Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции. Функциональная способность стопы зависит не столько от высоты сводов, сколько от сколько от пружинящих свойств и упругости их рессор как единого целого. Мышцы тела стопы имеют большое отношение к движению в голеностопном суставе, тогда как мышцы подошвенной стороны участвуют в укреплении свода стопы. В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя ее часть не касается земли. Причинами развития плоскостопия являются:
Особенности детской пятки. Детская стопа по сравнению со взрослой короткая, широкая, а в пяточной костной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, их за большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам с высоких снарядов и д.р.), она быстро утомляется и легко подвергается деформации. Об этом всегда должны помнить учителя физкультуры, тренеры спортивных секций. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка может привести к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов стопы. Врожденная плоская стопа встречается редко и обычно сочетается с отклонением стопы к наружи. Виды плоскостопия: Статистическое плоскостопие встречается наиболее часто. У детей основными причинами его являются снижения тонуса мышц, чрезмерное утомление из за длительного пребывания на ногах. Основными элементами, поддерживающими продольный свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, сгибатели стопы и длинный разгибатель большого пальца. Ослабление этих мышц ведет к опущению внутреннего края стопы, связочный аппарат при этом растягивается, ладьевидная кость при этом смещается к наружи. Происходит вторичное изменение капсулы голеностопного сустава, при этом в наружном отделе она сморщивается, а по внутренней поверхности растягивается. Рахитическое плоскостопие возникает из-за снижения сопротивляемости костей к механической нагрузке, при этом ослабляется мышечно-связочный аппарат. Поэтому профилактику и лечение рахита как основного заболевания нужно сочетать с профилактикой и лечением плоскостопия. Стопа податлива к действию механической нагрузки также в период роста ребенка, что может привести к развитию типичной плосковальгусной деформации, при которой стопа плоская и повернута кнаружи. Паралитическое плоскостопие является следствием перенесенного полимиелита и других неврологических заболеваний. Степень плоскостопия при этом находится в прямой зависимости от степени тяжести паралича и количества пораженных мышц. Травматическое плоскостопие может развиться в результате неправильного сросшихся после перелома костей. Ранними признаками плоскостопия являются усталость к концу дня и боль в икроножных мышцах. Затем у ребенка нарастают боли при стоянии и ходьбе. Боль локализуется в области свода стопы, а таранно-ладьевидном суставе и мышцах голени; при резком повороте стопы к наружи – в области внутренней лодыжки, а при явлениях неврита подошвенного нерва – на подошве, по задней поверхности внутренней лодыжки и на голени с переходом на заднюю поверхность бедра (по ходу седалищного нерва). При плоскостопии у детей ухудшается кровоснабжение стоп, появляются боли в ногах, иногда судороги. Ухудшается общее самочувствие, снижается работоспособность. Ноги потеют, становятся холодными, синюшными. Нарушается походка – становится напряженная, неуклюжая, дети широко размахивают руками. При ходьбе дети сбивают обувь во внутренней стороне подошвы. Для уточнения диагноза применяют плантографию – определение степени выраженности плоскостопия с помощью отпечатков. Ребенку смазывают подошвенную поверхность стоп специальной краской (раствором метиленового синего), затем он встает на чистый лист бумаги с полной нагрузкой стопы. Соотношение ширины нагружаемой и ненагружаемой частей подошвы в среднем отделе стопы характеризует степень плоскостопия. В норме стопа касается бумаги на 25-30%, поперечного размера, при плоскостопии 1-й степени до 45%, при плоскостопии 2-й степени до 65%, при плоскостопии 3-й степени более 65%. Лечение плоскостопия. В ранних стадиях следует пользоваться супинаторами, следует носить обувь, изготовленную из натуральной кожи с эластичной подошвой и каблучком от 0,8 до 2 см. Следует регулярно проводить упражнения для мышц и связок стопы. Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки: нагрузка на пятку, носки направлены вперед. Для укрепления мышц, участвующих в образовании сводов ступни, следует: ходить босиком по неровной, но мягкой поверхности, периодически поджимая пальцы ног; ходить на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы во время физических занятий. Существуют специальные устройства для массажа ступней ног (акупрессура). Большое значение имеет хорошая обувь с профилактическими вкладышами-супинаторами. При выраженных изменениях в стопе следует обращаться к врачам-ортопедам.
Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма. К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести конъюнктивиты и болезни век, в том числе ячмени, вызываемые бактериями и вирусами. Инфекция может быть занесена грязными руками или предметами личной гигиены. Лечение в обязательном порядке проводится окулистом. Конъюнктивит - воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы). Он характеризуется жжением и резью в глазах («песок в глазах»), слезотечением, светобоязнью, гнойными выделениями. Может повыситься температура. Ребенок жалуется на головную боль. Ячмень - острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальных или потовых желез. При этом отмечается значительная болезненность в области пораженного участка, резко отекает веко, ухудшается общее состояние ребенка. Профилактика этих заболеваний заключается: 1) соблюдение элементарных гигиенических норм и правил (частое мытье рук с мылом, частая смена носовых платков, полотенец, наволочек, использование защитных очков при ярком свете). 2) защищта глаза от пыли и раздражающих веществ. 3) сбалансированное, обогащенное витаминами питание. 4) исключить травматизм глаз, который увеличивается с возрастом. Из невоспалительных заболеваний глаз наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия) Основные концепции возникновения и развития близорукости.
Главной причиной возникновения заболевания является ослабление аккомодации вследствие нарушения функции ресничной мышцы. Глаз вынужден перестроить оптическую систему, чтобы приспособиться к работе на близком расстоянии, что достигается удлинением его оптической оси. Однако принято считать, что дети наследуют лишь склонность к близорукости. Если зрительное напряжение приходится на период роста глаза, это приводит к растяжению его оболочек и прогрессированию миопии. Этому способствует также длительная зрительная работа с предметами, находящимися на близком расстоянии при недостаточной освещенности, что вызывает повышение внутриглазного давления, растяжение оболочек глаза и прогрессирование близорукости. К ухудшению зрения приводят общие тяжелые заболевания организма, хронические инфекции, малоподвижный образ жизни, недостатки физического воспитания. Первые признаки близорукости: глазная щель расширенна, глазное яблоко начинает выдаваться вперед, зрачок увеличен. Ребенок склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. Эти изменения должны заметить родители и учителя. У близоруких детей чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение ребенка, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться. Дети жалуются на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление. Выделяют три степени близорукости: слабую - до 3,0 диоптрий, среднюю - до 5,0, высокую - от 6,0 диоптрий и более. Кроме того, выделяют прогрессирующую, или злокачественную близорукость, когда имеют место изменения оболочек глаза. Самым тяжелым и опасным осложнением близорукости является отслойка сетчатки, которая может произойти при средней и высокой степени близорукости. Дети с такими осложнениями не должны быть оставлены без внимания родителей и учителей. Им противопоказаны умственные и физические перегрузки, работа в наклонном положении, сотрясения, поднятие тяжестей, прыжки па твердую поверхность или в воду. Дети со средней степенью близорукости занимаются лечебной гимнастикой, а с высокой степенью - только дыхательной. Близорукость попала в разряд «школьных» болезней. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию. Особенно резко увеличивается их количество в период с 11 до 14 лет; к 7 классу она достигает уже 16%. В общей сложности за годы обучения в школе, но данным различных авторов, близорукость возрастает в 5 раз. Для профилактики близорукости в школе необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Детям предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5 - 1 мин в середине урока с усиленной зрительной нагрузкой, а также дома. Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения. Дальнозоркость – это такая рефракция, при которой человек плохо видит предметы, находящиеся близко от глаз и хорошо те, что находятся далеко. Причины. Приблизительно 95% новорожденных дальнозорки. Только к 6-7 годам соотношение между длинной оптической оси глаза, его преломляющей способностью и размером глазного яблока уравновешиваются и рефракция становиться эмметропической, а в дальнейшем может развиться миопия. Дальнозоркость развивается с возрастом, как следствие склеротических процессов в глазу. Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Избегать зрительного переутомления в раннем детском возрасте (телевизор, компьютер). Астигматизм – нарушение кривизны роговицы, из-за чего человек видит прямую линию искривленной, наклонной или ломаной. При этом нарушается ориентация, процесс чтения, письма и др. Появляются головные боли, головокружения, снижается работоспособность. В таком глазе может быть одновременно дальнозоркая и близорукая рефракция. Причины. Врожденные особенности (патология беременности, вредные привычки). Переутомление и не слишком хорошее питание в периоды интенсивного роста. Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Полноценное питание, щадящий режим, избегать травм глаза. Косоглазие. Выделяют две основные разновидности косоглазия:
Спазм аккомодации. Аккомодация - это процесс приспособления глаза к видению на разных расстояниях. В норме он протекает мгновенно – глаз способен мгновенно переключаться с близких предметов на далекие. При переутомлении глаз не может мгновенно переключаться с близких предметов на далекие, то есть наблюдается спазм аккомодации. Причины: переутомление глаза от долгой, напряжённой работы. Спазм аккомодации является предвестником развития близорукости и нуждается в немедленном лечении. Лечение: выключение глаза из работы (это достигается закапыванием в глаза атропина) на 1,5-2 месяца. Профилактика: соблюдать гигиену зрительной работы. Дальтонизм – это врожденное нарушение цветного видения (цветоощущения). Наблюдается преимущественно у мальчиков и может выражаться как в нарушении видения отдельных цветов (красного, зелёного), но и оттенков зелёного, коричневого цвета. Дальтонизм определяется при помощи специального атласа с набором картинок, которые с определённой скоростью пролистывают перед обследуемым и он должен сказать, что на картинке изображено или написано. Дальтонизм является ограничением в выборе профессии (космонавт, шофёр, лётчик, железнодорожник и др.). Заболевание не корригируется.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |