Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции методы и инструменты государственного регулирования

Границы, объекты государственного регулирования

Границы государственного регулирования во многом заданы теми «рамочными» условиями, которые рассматривались в данном курсе ранее. Политический режим, государственное устройство и форма правления в государстве являются теми условиями, которые задают формат государственного регулирования. Так, например, в демократическом федеративном государстве границы государственного регулирования отчасти походят внутри государства, разграничивая уровень компетенции федерального уровня, регионального уровня, когда предмет ведения каждого уровня становится ограничителем для государственного воздействия уровня, не обладающего соответствующими Конституции страны полномочиями регулировать те или иные процессы. Кроме того, муниципальный уровень также представляет собой пространство, не охватываемое государственным регулированием, если виды полномочий законодательно закреплены за соответствующими уровнями местного самоуправления. Необходимо также иметь в виду и огромный «пласт» предприятий и организаций негосударственного сектора, который также не подлежит прямому административному регулированию со стороны государства на федеральном и региональном уровнях.

Формально непосредственному управленческому воздействию подлежат лишь федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия регионального уровня субъекта Российской Федерации и соответствующие государственные учреждения. При том, что они, как мы рассмотрим несколько позже, также обладают известной хозяйственной самостоятельностью (право хозяйственного ведения или оперативного управления), тем не менее, они являются исполнителями государственных заказов и заданий.

Вместе с тем, существует целый набор инструментов государственного регулирования, который позволяет преодолевать формальные границы каждого уровня и, используя экономические рычаги (индикативное планирование, налоговые льготы, амортизационные льготные режимы списывания и т.п.), направлять независимых представителей частного бизнеса, региональных и муниципальных унитарных предприятий на реализацию тех задач, которые стоят перед страной или перед тем или иным регионом, но важность которого усиливается межрегиональными пропорциями.

Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики. Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать и регулировать уровень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование режимов и условий использования окружающей среды.

Основные направления реформирования системы государственного управления:

– управление по результатам, внедрение механизмов управления, ориентированных на результат, которое предполагает не только обеспечение правовой базы и разработку планов действий подразделений, но в основном организацию выполнения этих планов, постоянный контроль за их реализацией, а при необходимости – корректировку;

– стандартизация и регламентация государственных услуг, включающая совершенствование существующих регламентов и механизмов, а также создание новых механизмов, предусматривающих привлечение к ответственности должностных лиц за несоблюдение утвержденных стандартов и возмещение нанесенного в результате этого ущерба;

– оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции, предусматривающие определение избыточных функций с дальнейшей их передачей саморегулируемым организациям либо ликвидацией (сокращением), а также введение новых функций, помогающих эффективно решать стоящие задачи, проведение процесса модернизации и совершенствования необходимых государственных функций;

– повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, которое предполагает создание системы раскрытия и закрытия информации, развитие механизмов обсуждения общественно значимых решений;

– модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, в соответствии с которой вводится система статистического учета деятельности органов исполнительной власти в целях определения эффективности их деятельности, предполагается модернизация системы информационного обеспечения и создание систем мониторинга процессов управления;

– обеспечение административной реформы путем эффективной координации мероприятий по ее проведению. Целью является формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения реформы, распространение успешного опыта управления.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р. В 2007 году она была продлена до 2010 года за счет дополнения поставленных задач такими, как предоставление государственных и коммунальных услуг населению на основе межфункциональных центров и полномасштабная антикоррупционная деятельность.

Основные направления проведения административной реформы в Российской Федерации включали:

· внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

· разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

· оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

· повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

· модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

· формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объективная необходимость государственного регулирования | Прогнозирование, планирование и контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.