Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура паскаль - программы

Константы и переменные

Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. Как и в других языках программирования, в Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя дается раз и навсегда, и не меняет своего значения.

В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами.

Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программ. Каждые переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.

Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Этим как бы объявляем компьютеру, какие ячейки мы собираемся использовать для хранения данных в своей программе.

Само название «переменная» подразумевает, что содержимое объявленной области памяти будет изменяться в ходе выполнения программы. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).

Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать константой.

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами. Слово «константа» означает, что данные этого типа описываются в разделе const, а слово «типизированные» указывает, что для них должен указываться и тип, как у переменных.

 

 

Программа на языке Паскаль разделяется на две части: заголовок программы и блок (тело программы), за которым следует точка, являющаяся признаком конца текста программы. Заголовок программы отделяется от блока точкой с запятой. В заголовке программы, начинающимся служебным словом PROGRAM, данной программе дается некоторое имя, которое внутри программы не имеет какого-либо смысла. В стандартном Паскале за именем программы в круглых скобках через запятые указываются имена файлов, используемых в программе. Если в программе используются только стандартные файлы ввода и вывода Input и Output, то, как правило, их имена можно не указывать. Заголовок программы в Турбо Паскале не обязателен, имена файлов после него не указываются.

Примеры заголовков программ:

PROGRAM Primer (Input, Output)

PROGRAM Proba

Основной частью программы является блок (тело программы). Блок в Турбо Паскале состоит из семи разделов. Все разделы, кроме раздела операторов, могут быть опущены. Порядок разделов в стандартном Паскале строго определен:

[раздел объявления модулей]

[раздел описания меток]

[раздел определения констант]

[раздел определения типов]

[раздел описания переменных]

[раздел описания процедур и функций]

раздел операторов.

Таким образом, тело программы состоит из двух частей: декларативной - описания обрабатываемых данных и исполняемой - описания алгоритмических действий над данными. Раздел операторов, описывающий алгоритм обработки данных, является основным и обязательно должен присутствовать в любой Паскаль-программе. Разделы отделяются друг от друга точкой с запятой. В Турбо Паскале разделы описаний могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться несколько раз.

РАЗДЕЛ МОДУЛЕЙ. Раздел объявления модулей открывается служебным словом USES за которым через запятые перечислены имена стандартных (Crt, Dos, Printer, Graph, Turbo3, Graph3, Overlay) и пользовательских библиотечных модулей. Например: USES Crt, Dos, Complex;

Модуль System считается предварительно объявленным, поэтому его объявление компилятор расценит как попытку повторного объявления и выдаст сообщение об ошибке.

РАЗДЕЛ МЕТОК. Любой оператор программы может быть помечен. Для этого перед ним через двоеточие ставят метку. Оператор не может быть помечен более, чем одной меткой. Все метки операторов должны быть различны. На помеченные операторы можно сослаться с помощью оператора перехода. В качестве меток используются целые числа от 0 до 9999,

например: 34:х:=1;

В Турбо Паскале меткой может быть любой идентификатор. Любая метка, используемая в программе, должна быть предварительно описана в разделе меток. Этот раздел открывается служебным словом LABEL, за которым через запятые перечислены метки. Завершается раздел меток точкой с запятой. Пример непустого раздела меток:

LABEL 25,34,9,3451;

LABEL A1,A2,345,B;

РАЗДЕЛ КОНСТАНТ. Константой называется конкретное значение того или иного типа, которое зафиксировано в тексте программы и не может изменяться в процессе выполнения программы. Константе можно дать имя и использовать его в качестве синонима константы. При описании константы указывают ее имя знак равенства и саму константу, например: E=2.7818281828,

Имя, использованное для определения константы, можно употреблять при определении последующих констант. Например: NE=-E;

Все описания констант должны содержаться в разделе определения констант. Этот раздел начинается служебным словом CONST и заканчивается точкой с запятой. Если в разделе несколько констант, то они отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

CONST E=2.71828;

NE=-E;

Word='ФУНКЦИЯ';

Maximum=100;

РАЗДЕЛ ТИПОВ. В Паскале имеются стандартные типы значений, которые могут использоваться в программе без каких-либо дополнительных описаний. Наряду с этими типами можно вводить в употребление и другие типы значений. Однако, в отличие от стандартных, каждый такой тип должен быть явно определен в программе. Все описания типов должны быть даны в разделе типов. Этот раздел начинается служебным словом TYPE, за которым следуют описания типов, отделенные друг от друга точкой с запятой, например:

TYPE Index=1..20;

Day=(Mo,Tu,We,Th,Fr,Sa,Su);

РАЗДЕЛ ПЕРЕМЕННЫХ. Каждая переменная, встречающаяся в программе, должна быть описана в разделе описания переменных. Описание переменной предшествует использованию ее в программе. Для описания переменной указывают ее имя и через двоеточие ее тип, например:

I:Integer;

X:Real;

 

В Паскале с помощью одного описания можно ввести в употребление сразу несколько переменных одного и того же типа, в этом случае имена переменных разделяются запятыми:

I,J,K,L:Integer;

X,Y:Real;

Все описания переменных должны содержаться в разделе переменных, который начинается служебным словом VAR. Описания отделяются друг от друга точкой с запятой. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана не более одного раза.

Пример раздела переменных:

VAR I,J,K:Integer;

X,Y,Z:Real;

M,N:Integer;

D1,D2:Day;

РАЗДЕЛ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ. Программист может ввести в употребление любые необходимые процедуры и функции. Каждая такая процедура и функция должны быть определены с помощью соответствующего описания. Каждой процедуре и функции дается свое имя. Описание каждой процедуры начинается со служебного слова PROCEDURE, а функции со служебного слова FUNCTION. Раздел процедур и функций не начинается каким-то специальным служебным словом - начало данного раздела определяется по служебным словам PROCEDURE и FUNCTION. Порядок расположения описаний процедур и функций в этом разделе не существенен.

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ. Это основной раздел программы. Здесь задаются те действия, которые должны быть выполнены при работе данной программы. Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN, а заканчивается служебным словом END и точкой. Операторы отделяются друг от друга точками с запятыми, перед служебным словом END точка с запятой не ставится.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ.

Рассмотрим примеры программ на Паскале.

ПРИМЕР 1. Напишите программу вычисления функции: z=ln(x2+y2+1)

ПРОГРАММА 1.

PROGRAM Primer1; {Программа вычисления функции z=ln(x2+y2+1)}

USES Crt; {Раздел модулей}

VAR X,Y:Real; {Раздел переменных}

BEGIN {Раздел операторов}

ClrScr;

GotoXY(5,2);

Write ('Вычисление функции z=ln(x*х+y*y+1)');

GotoXY(1,5);

Write('Введите Х:');

Readln(X);

Write('Введите Y:');

Readln(Y);

Writeln;

Writeln('Z=',LN(X*X+Y*Y+1))

END.

В фигурных скобках размещены комментарии к программе. Они могут быть опущены, так как при работе компилятора пропускаются. ClrScr - процедура очистки экрана в Турбо Паскале. Процедура GotoXY(N,M) устанавливает курсор в позицию N строки M. Процедура Writeln с пустым списком вывода переводит строку. Процедуры ClrScr,GotoXY описаны в модуле Crt, а процедуры Write, Read, Writeln, Readln в модуле System.

ПРИМЕР 2. Напишите программу, вычисляющую площадь трапеции по заданным длинам оснований и высоты.

ПРОГРАММА 2.

PROGRAM Trap;

USES Crt;

VAR A,B,H,S:Real;

BEGIN

ClrScr;

GotoXY(8,3);

Write ('Вычисление площади трапеции');

GotoXY(1,5);

Write('Введите длину первого основания:');

Readln(A);

Write('Введите длину второго основания:');

Readln(B);

Write('Введите высоту:');

Readln(H);

S:=((A+B)/2)*H;

Writeln;

Writeln('Площадь трапеции равна:',S)

END.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идентификаторы | Вещественные типы данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.