КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение задач на движение
Движение является темой для самых разнообразных задач, в том числе и для задач на части. Но наряду с этим существует и самостоятельный тип задач на движение. Он объединяет такие задачи, которые решаются па основании зависимости между тремя величинами, характеризующими движение: скоростью, расстоянием и временем. Во всех случаях речь идет о равномерном прямолинейном движении. Итак, движение, рассматриваемое в текстовых задачах, характеризуют три величины: пройденный путь (s), скорость (v), время (t); основное отношение (зависимость) между ними: s = v ∙ t. Рассмотрим особенности решения основных видов задач на движение. Задачи на встречное движение двух тел Пусть движение первого тела характеризуется величинами s₁, v₁, t₁, движение второго - s₂, v₂, t₂,. Такое движение можно представить на схематическом чертеже (рис. 50): Рис. 50 Если два объекта начинают движение одновременно навстречу друг другу, то каждое из них с момента выхода и до встречи затрачивает одинаковое время, т.е. t₁, = t₂ = t вапр. Расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени, называется скоростью сближения, т.е. vсбл. = v ₁+ v₂. Все расстояние, пройденное движущимися телами при встречном движении, может быть подсчитано по формуле: s = vсбл.∙ t вапр Задача 1. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, а другого - 4 км/ч. Через сколько часов они встретились? Решение. В задаче рассматривается движение навстречу друг
они встретятся, начав движение одновременно. Вспомогательные модели, Поиск плана решения в данном случае удобно вести, рассуждая от данных к вопросу. Так как скорости пешеходов известны, можно найти их скорость сближения. Зная скорость сближения пешеходов и все расстояние, которое им надо пройти, можем найти время, через которое пешеходы встретятся. Запишем решение задачи по действиям: 1)5+ 4 = 9 (км/ч) 2) 18:9 = 2(ч) Таким образом, пешеходы встретятся через 2 ч от начала движения. Задача 2. Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 600 км, и через 5 ч встретились. Один их них ехал быстрее другого на 16 км/ч. Определите скорости автомобилей. Решение. В задаче рассматривается движение навстречу друг другу двух автомобилей. Известно, что движение они начали одновременно и встретились через 5 часов. Скорости автомобилей различны один ехал быстрее другого на 16 км/ч. Путь, который проехали автомобили -600 км. Требуется определить скорости движения.
Вспомогательные модели, если они нужны, могут быть различными: схематический чертеж (рис. 52) или таблица. Поиск плана решения задачи будем вести, рассуждая от данных к вопросу. Так как известно все расстояние и время встречи, можно найти скорость сближения автомобилей. Затем, зная, что скорость одного на 16 км/ч больше скорости другого, можно найти скорости автомобилей. При этом можно воспользоваться вспомогательной моделью. Запишем решение: 1) 600:5= 120 (км/ч) – скорость сближения автомобилей 2) 120 - 16 = 104 (км/ч) – скорость сближения, если бы скорость автомобилей была одинаковой 3) 104:2 =52 (км/ч) – скорость первого автомобиля. 4) 52 + 16 = 68 (км/ч) – скорость второго автомобиля. Есть и другие арифметические способы решения данной задачи, вот два из них. 1) 600:5= 120 (км/ч) 1) 16-5 = 80 (км) 2) 120 + 16 = 136 (км/ч) 2) 600 - 80 = 520 (км) 3) 136:2 = 68 (км/ч) 3) 520:2 = 260 (км) 4) 68 -16 = 52 (км/ч) 4) 260:5 = 52 (км/ч) 5)52+ 16 = 68 (км/ч) Дайте устные пояснения к выполненным действиям и попытайтесь найти другие способы решения данной задачи. Задачи на движение двух тел в одном направлении Среди них следует различать два типа задач: 1) движение начинается одновременно из разных пунктов; 2) движение начинается в разное время из одного пункта. Рассмотрим случай, когда движение двух тел начинается одновременно в одном направлении из разных пунктов, лежащих на одной прямой. Пусть движение первого тела характеризуется величинами s₁, v₁, t₁, движение второго - s₂, v₂, t₂,. Такое движение можно представить на схематическом чертеже (рис 54): Рис. 54 Если при движении в одном направлении первое тело догоняет второе, то v₁ > v₂. Кроме того, за единицу времени первый объект приближается к другому на расстояние v₁ - v₂.. Это расстояние называют скоростью сближения: vсбл. = v₁ - v₂.. Расстояние s, представляющее длину отрезка АВ, находят по формулам: s = s₁ - s₂ и s = vсбл. ∙ tвстр.
Задача 3. Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость одного - 40 км/ч, другого - 50 км/ч. Через сколько часов второй мотоциклист догонит первого? Решение. В задаче рассматривается движение двух мотоциклистов. Выехали они одновременно из разных пунктов, находящихся на расстоянии 30 км. Скорость одного 40 км/ч, другого - 50 км/ч. Требуется узнать, через сколько часов второй мотоциклист догонит первого.
Вспомогательные модели, если они нужны, могут быть разными: схематический чертеж или таблица. Сравнение скоростей мотоциклистов говорит о том, что в течение часа первый мотоциклист приближается ко второму на 10 км Расстояние, которое ему надо пройти до встречи со вторым, на 30 км больше, чем расстояние, которое за такое же время пройдет второй мотоциклист. Поэтому первому потребуется столько времени, сколько раз 10 км укладываются в 30 км. Запишем решение задачи по действиям: 1) 50 - 40 = 10 (км/ч) - скорость сближения мотоциклистов 2) 30:10 = 3 (ч) - за это время первый мотоциклист догонит второго. 40 км/ч Задача 4. Всадник выезжает из пункта А и едет со скоростью 12 км/ч; в это же время из пункта В, отстоящего от А на 24 км, вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Оба движутся в одном направлении На каком расстоянии от В всадник догонит пешехода? Решение. В задаче рассматривается движение в одном направлении всадника и пешехода. Движение началось одновременно из разных пунктов, расстояние между которыми 24 км, и с разной скоростью: у всадника - 12 км/ч, у пешехода - 4 км/ч. Требуется узнать расстояние от пункта, из которого вышел пешеход, до момента встречи всадника и пешехода. Вспомогательные модели: схематический чертеж (рис. 57) или таблица.
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти время, которое будет находиться в пути пешеход или всадник, - время их движения до встречи одинаковое. Как найти это время, подробно рассказано в предыдущей задаче. Поэтому, чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо выполнить следующие действия: 1) 12-4 = 8 (км/ч) - скорость сближения всадника и пешехода. 2) 24:8 = 3 (ч) - время, через которое всадник догонит пешехода 3) 4 ∙ 3 - 12 (км) - расстояние от В, на котором всадник догонит пешехода. Задача 5. В 7 ч из Москвы со скоростью 60 км/ч вышел поезд. В 13 ч следующего дня в том же направлении вылетел самолет со скоростью 780 км/ч. Через какое время самолет догонит поезд? Решение. В данной задаче рассматривается движение поезда и самолета в одном направлении из одного пункта, но начинается оно в разное время. Известны скорости поезда и самолета, а также время начала их движения. Требуется найти время, через которое самолет догонит поезд. Из условия задачи следует, что к моменту вылета самолета поезд прошел определенное расстояние. И если его найти, то данная задача становится аналогичной задаче 3, рассмотренной выше. Чтобы найти расстояние, которое прошел поезд до момента вылета самолета, надо подсчитать, сколько времени находился в пути поезд. Умножив время на скорость поезда, получим расстояние, пройденное поездом до момента вылета самолета. А дальше как в задаче 3. 1) 24 - 7 - 17 (ч) - столько времени был в пути поезд в тот день, когда он вышел из Москвы. 2) 17 + 13 = 30 (ч) - столько времени был в пути поезд до момента 3) 60 ∙ 30 - 1800 (км) - путь, пройденный поездом до момента вылета самолета. 4) 780 - 60 = 720 (км/ч) - скорость сближения самолета и поезда. 5) 1800:720 = 2—(ч)-время, через которое самолет догонит поезд. Задачи на движение двух тел в противоположных направлениях В таких задачах два тела могут начинать движение в противоположных направлениях из одной точки: а) одновременно; б) в разное время. А могут начинать свое движение из двух разных точек, находящихся на заданном расстоянии, и в разное время. Общим теоретическим положением для них будет следующее: vудал. = v₁ + v₂.. соответственно скорости первого и второго тел, а v удал. - это скорость удаления, т.е. расстояние, на которое удаляются друг от друга движущиеся тела за единицу времени. Задача 6. Два поезда отошли одновременно от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут эти поезда через 3 часа после выхода? Решение. В задаче рассматривается движение двух поездов. Они выходят одновременно от одной станции и идут в противоположных направлениях. Известны скорости поездов (60 км/ч и 70 км/ч) и время их движения (3 ч). Требуется найти расстояние, на котором они будут находиться друг от друга через указанное время.
Вспомогательные модели, если они нужны, могут быть такими: схематический чертеж или таблица. Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно найти расстояния, пройденные первым и вторым поездом за 3 ч, и полученные результаты сложить: 1)60 ∙ 3= 180 (км) 2) 70 ∙ 3 = 210 (км) 3) 180 + 210 = 390 (км) 1) 60 + 70 = 130 (км/ч) - скорость удаления поездов 2) 130 ∙3 = 390 (км) - расстояние между поездами через 3 ч. Через 2 ч с этой же станции в противоположном направлении вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 ч после выхода второго поезда? Решение. Эта задача отличается от задачи 6 тем, что движение поездов начинается в разное время. Вспомогательная модель задачи представлена на рис. 59. Решить ее можно двумя арифметическими способами. 60 км/ч 70 км/ч
1 способ 1) 2 + 3 = 5 (ч) - столько времени в пути был первый поезд. 2) 60 5 ∙ 300 (км) - расстояние, которое за 5 ч прошел этот поезд. 3) 70 ∙ 3 - 210 (км) - расстояние, которое прошел второй поезд. 4) 300 + 210 = 510 (км) - расстояние между поездами. 2 способ 1) 60 + 70 = 130 (км/ч) - скорость удаления поездов. 2) 130 ∙ 3 = 390 (км) расстояние, на которое удалились поезда за 3 ч. 3) 60 ∙ 2 = 120 (км) - расстояние, пройденное первым поездом за 2 ч. 4) 390 + 120 = 510 (км) - расстояние между поездами. Задачи на движение по реке При решении таких задач различают: собственную скорость движущегося тела, скорость течения реки, скорость движения тела по течению и скорость движения тела против течения. Зависимость между ними выражается формулами: vпо теч. = vсбл. + vтеч.р.; vпр. теч. = vсбл. – vтеч.р. vсбл. = (vтеч.р + vпр. теч.): 2. Задача 8. Расстояние 360 км катер проходит за 15 ч, если двигается против течения реки, и за 12 ч, если двигается по течению. Сколько времени потребуется катеру, чтобы проплыть 135 км по озеру? Решение. В данном случае удобно все данные, неизвестные и искомое, записать в таблицу.
Таблица подсказывает последовательность действий: найти сначала скорость движения катера по течению и против течения, затем, используя формулы, - собственную скорость катера и, наконец, время, за которое он проплывет 135 км по озеру: 1) 360:12 = 30 (км/ч) - скорость катера по течению реки. 2) 360:15 — 24 (км/ч) - скорость катера против течения реки. 3) 24 + 30 - 54 (км/ч) - удвоенная собственная скорость катера. 4) 54:2 = 27 (км/ч) - собственная скорость катера 5) 135: 27 = 5 (ч) - время, за которое проплывет катер 135 км.
Р е ш е н и е з а д а ч, с в я з а н н ы х с р а з л и ч н ы м и п р о ц е с с а м и (работа, наполнение бассейнов и др.) Задача 9. Двум рабочим дано задание изготовить 120 деталей. Один рабочий зготавливает 7 деталей в час, а другой - 5 деталей в час. За сколько часов рабочие выполнят задание, работая вместе? Решение. В задаче рассматривается процесс выполнения двумя рабочими задания по изготовлению 120 деталей. Известно, что одни рабочий делает в час 7 деталей, а другой - 5. Требуется узнать время, за которое рабочие сделают 120 деталей, работая вместе. Чтобы найти ответ на это требование, надо знать, что процесс, о котором идет речь в задаче, характеризуется тремя величинами: - общим количеством произведенных деталей это результат процесса; обозначим его буквой К; - количеством изготовленных деталей за единицу времени (это производительность труда или скорость протекания процесса); обозначим его буквой к; - временем выполнения задания (это время протекания процесса), обозначим его буквой t. Зависимость между данными величинами выражается формулой К=кt. Чтобы найти ответ на вопрос задачи, т.е. время t надо найти количество деталей, изготавливаемых рабочими за 1 ч при совместной работе, а затем разделить 120 деталей на полученную производительность. Таким образом, будем иметь: к = 7 + 5 = 12 (деталей в час):, T = 120:12= 10 (ч). Задача 10. В одном резервуаре 380 м3 воды, а в другом - 1500 м 3. В первый резервуар каждый час поступает 80 м3 воды, а из второго каждый час выкачивают по 60 м3 воды. Через сколько часов в резервуарах воды станет поровну? Решение. В данной задаче рассматривается процесс заполнения водой одного резервуара и выкачивания воды из другого. Этот процесс характеризуется следующими величинами: - объемом воды в резервуарах; обозначим его буквой V; - скоростью поступления (накачивания) воды; об о з н а ч и м его б у к в о й v; - временем протекания процесса; обозначим его буквой t
380 м3 1500 м3
Зависимость между названными величинами выражается формулой V = v ∙ t Процесс, описанный в данной задаче, аналогичен движению двух объектов навстречу друг другу. Это можно наглядно представить, построив вспомогательную модель (рис. 60). Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти скорость «сближения» уровней воды в резервуарах и объем воды, при котором происходит выравнивание этих уровней, а затем разделить этот объем на скорость «сближения». Запишем решение задачи по действиям: 1)80 + 60 = 140 (мЗ); 2) 1500 – 380 = 1120 (м3): 3) 1120:140 = 8(ч). Чтобы убедиться в правильности полученного ответа, выполним проверку. За 8 ч в первый резервуар поступит 640 м3 (80 ∙ 8 = 640), а из второго выкачают 480 м3 (60 ∙ 8 = 480). Тогда в первом воды будет 1020 м3 (380 + 640 = 1020), и во втором - столько же (1500 - 480 = 1020), что удовлетворяет условию задачи.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 22636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |