Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История российских денег




Денежной единицей Украины является рубль. Он имеет богатую историю. До нашествия монголов в русском языке не было слова «деньги». В XI в. деньги обозначались словом «куны» (от меха куницы), что свидетельствует о «меховом» происхождении денег. В этом же веке начали чеканить монеты: «златники» (из золота) и «серебренники» (из серебра). Из златников и серебренников делали ожерелья. Носили их, естественно, на шее, которая называлась гривой. За ожерелье (гривну) давали 1/2 фунта серебра. С тех пор гривна стала мерой веса.

Первый русский рубль появился в XIII в. в древнем Новгороде. Это был удлиненный брусок серебра весом в 200 г, обрубленный по концам (отсюда – рубль). Один рубль равнялся десяти гривнам. Отсюда и пошла русская десятичная монетная система: один рубль равен десяти гривенникам; один гривенник равен десяти копейкам.

Впоследствии эта система была заимствована у нас многими странами, а в США введена только в конце XVIII в.

В 1534 г. в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана первая в нашей стране денежная система с едиными строгими правилами чеканки монет по установленным образцам. Из рубля стали делать мелкие монеты – денги (от татарского дергема, что значит «звенящий»).

Денга постепенно превратилась в деньгу. На денге мелкого веса изображался всадник с мечом. На денгах крупного веса – всадник с копьем (отсюда – копейка); 1/4 копейки называлась «полушкой», так как заменяла в обращении пол-уха куницы.

Первые русские золотые монеты (гривенники и пятаки) были выпущены при Василии Шуйском в начале XVII в.

При Елизавете появилась золотая монета в 10 рублей – империал; существовал и полуимпериал – монета в 5 рублей.

При Петре I были выпущены серебряные копейки и полукопейки (денежки); тогда же начали отливать серебряные рубли.

Екатерина I задумала заменить деньги из серебра медными. Серебро во много раз дороже меди, поэтому один медный рубль весил 1,6 кг. Эти деньги были крайне неудобны, поэтому существовали недолго. Известен любопытный факт: когда в 1748 г. императрица Елизавета наградила Ломоносова 2000 рублей (10 рублей весили 1 пуд), деньги пришлось везти на двух подводах. При Екатерине II медные деньги заменили бумажными ассигнациями – это были первые русские бумажные деньги.

В 1841 г. появились первые русские кредитные деньги.

Первый советский рубль был выпущен в 1919 г. В 1922–1924 гг. стали выпускать бумажный червонец с золотым обеспечением в 7,742 г золота, что равнялось дореволюционной золотой монете в 10 рублей.

В 1937 г. рубль стали исчислять на базе доллара США, содержащего 0,889 г золота.

В 1950 г. золотое содержание рубля определили в 0,222 г золота.

В 1961 г. в связи с повышением масштаба цен в СССР в 10 раз золотое содержание рубля было определено в 0,987 г золота, один доллар после этого равнялся 90 копейкам.

Итак, рубль, являясь основным элементом денежной системы, изменялся по мере ее развития.

5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег

Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Элементами денежной системы являются:

денежная единица, т. е. мера денег, принятая в стране за единицу (рубль, доллар и т. д.);

масштаб цен, т. е. весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (например, рубль состоит из 100 копеек и в течение 60-80-х гг. приравнивался к 0,987672 г золота);

эмиссионная система, т. е. учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк Украины и др.);

виды денежных знаков, т. е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте;

институты денежной системы, т. е. государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Исторически система обращения металлических денег прошла через биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм базировался на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра (XVI–XIX вв.).

Монометаллизм в качестве денег использовал только золото, а бумажные и кредитные деньги свободно на него обменивались. Монометаллизм имеет три разновидности:

золотомонетный стандарт (с 1821 г. до Первой мировой войны), который характеризовался обращением золотых монет и свободным обменом бумажных и кредитных денег на золото;

золотослитковый стандарт (Англия и Франция – годы Первой мировой войны), предусматривающий обмен знаков стоимости на золото, если они соответствовали цене стандартного слитка золота (например, если картина по цене соответствовала слитку в 1 кг золота, то она на него обменивалась);

золотодевизный стандарт (20-30-е гг. ХХ в.), предусматривающий обмен банкнот на иностранную валюту (девизы), разменную на золото.

После кризиса 1929–1933 гг. свободный обмен банкнот на золото был прекращен, а эпоха монометаллизма закончена.

С 30-х гг. установилась система неразменных кредитных денег.

Ее черты: уход из обращения золота (демонетизация золота), отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания, усиление положения кредитных денег, расширение безналичного оборота, эмиссия денег государством в целях увеличения денежной массы.

Эволюция денежного обращения и самих денег – это объективный исторический процесс развития товарного производства.

Замена золота в роли денег кредитно-бумажными деньгами стала возможна по следующим причинам: при обмене товаров возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена. Для соизмерения стоимостей не требуется обязательно использовать стоимость какого-либо реально существующего в вещественной форме товара (золота). Важно другое – чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости обмениваемых товаров, но не обязательно сами имели стоимость.

Именно это и позволило заменить золото простыми бумажными знаками.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило дальнейшее развитие в замене носителей денежных функций (банкнот, векселей, чеков) кредитными карточками.

Кредитная карточка выполняет функцию денег быть средством платежа.

Виды кредитных карточек:

Возобновляемые карточки. Применяются в магазинах, ресторанах и т. п. После погашения задолженности карточка возобновляется.

Одномесячные карточки «путешествий и увеселений». Применяются для расчета с туристическими фирмами. Задолженность должна быть погашена в конце месяца.

Фирменные карточки. Выпускаются различными фирмами для оплаты различных служебных расходов.

Премиальные, или «золотые», кредитные карточки. Они выдаются только клиентам с высоким годовым доходом.

Кредитные карточки ведут отсчет своего существования с 1915 г., когда они впервые появились в США в форме записи долга.

Для одновременного этапа эволюции денег характерно появление системы электронных денег, с помощью которой проводятся денежные операции: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежи, выдача чековых книжек, дебет-карточек и др. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

В Украины система электронных денег находится в стадии становления. Первые «пластиковые деньги» были выпущены в ограниченном количестве Внешэкономбанком в 1989 г. В настоящее время их выпускают крупнейшие банки страны.

Лекция 6 Тема: РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

В данной лекции исследуется экономическое содержание рыночной экономики:

рассматриваются условия возникновения, роль и функции рынка;

изучаются роль и место в экономике домашних хозяйств, фирм и государства;

исследуются структура и инфраструктура рынка: биржа, банк, торговля, коммерция и прочие службы.

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура

В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6–7 тыс. лет назад.

Вывод: рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

информационная;

регулирующая;

посредническая;

стимулирующая;

ценообразующая;

контролирующая.

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Выводы

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.