КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основной и оборотный капитал. Амортизация
Всякая фирма заинтересована в том, чтобы ее капитал находился в движении и непрерывно воспроизводился. Индивидуальное воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров и получения дохода. Исходным моментом воспроизводства является кругооборот капитала. Кругооборот капитала – это движение стоимости факторов производства через сферы производства и обращения, в результате чего она проходит три стадии и последовательно принимает производительную, денежную и товарную формы. Стадии производственного цикла: где D – первоначальный капитал (авансированные деньги); Т – товар; РС – рабочая сила; СП – средства производства; П – процесс производства товаров и услуг; Т́ – произведенный продукт; D́ – возросший первоначально авансированный капитал. Каждая из трех стадий выполняет определенную функцию: • на первой формируются условия производства; • на второй осуществляется производство товаров и услуг; • на третьей происходит реализация товаров и услуг и получение прибыли. Кругооборот, рассматриваемый как непрерывно возобновляемый процесс, называется оборотом. Между кругооборотом и оборотом существует различие: в течение одного кругооборота (скажем, производства одной партии обуви) фирме возвращается лишь часть первоначально авансированной стоимости; в течение одного оборота фирме возвращается вся первоначально авансированная стоимость. Для этого может понадобиться несколько кругооборотов (производство многих партий обуви). Оборот измеряется временем и скоростью. Время оборота – это период, в течение которого ресурсы, пройдя сферы производства и обращения, возвращаются к исходной (денежной) форме. Время оборота распадается на время производства и время обращения. Скорость оборота измеряется числом оборотов ресурсов, совершаемых в течение года. Число оборотов определяется по формуле: где n – число оборотов в год; O – принятая единица времени (1 год); t – время оборота данных ресурсов. Оборот совершает производственный капитал (у Маркса – промышленный). Производственный капитал – это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом воспроизводственном цикле. В соответствии со способом переноса стоимости используемого производственного капитала на стоимость созданного товара различные по натурально-вещественной форме его элементы делятся на две группы – основной капитал и оборотный капитал. К основному капиталу относятся здания, оборудование и т. п. Они многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям. К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла. Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией. Амортизационный фонд предназначен для восстановления элементов основного капитала, выбывшего из производственного процесса в силу физического и морального износа. Физический износ основного капитала – это потеря им потребительной стоимости. Моральный износ – это потеря стоимости по двум причинам: создание аналогичных, но более дешевых средств труда (моральный износ первого рода); выпуск более производительных средств труда при той же цене (моральный износ второго рода). Учет физического и морального износа имеет большое значение для установления норм амортизации. Норма амортизации – это отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основного производственного капитала, выраженное в процентах. Она показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть возмещена. Различают два основных метода исчисления амортизации: простая (прямолинейная) амортизация, т. е. равномерное списание стоимости средств труда каждый год их службы и перенос этих сумм в амортизационный фонд; ускоренная, предполагающая удвоенную норму амортизации. Она вызвана НТП, в результате которого сроки службы оборудования сокращаются. Возмещение – это покупка новых средств производства взамен выбывших. Обобщающим показателем использования основных фондов (капитала) является фондоотдача (ФО): где ФО – фондоотдача; П – выпуск продукции; Фосн – стоимость основных производственных фондов (капитала). Использование оборотных фондов (капитала) выражается в материалоемкости (МЕ): где Фоб – оборотные фонды; П – стоимость выпущенной продукции. Кроме основного и оборотного капитала (фондов), функционирующих в сфере производства, фирмы имеют фонды обращения, предназначенные для реализации. Денежные средства, вложенные в оборотные фонды обращения, образуют оборотные средства. Эффективность использования оборотных средств определяется коэффициентом оборачиваемости, который измеряется отношением стоимости реализованной за год продукции к среднему остатку оборотных средств. 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент Основной формой управления фирмой является менеджмент. Менеджмент (англ. management – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего из возможных варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы. Его возникновение связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям – менеджерам. Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами. Становление менеджмента относится к началу ХХ в. Его основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль. Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства. Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. 1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития. Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие руководству компании. Бизнес-план разрабатывается на 3–5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы: • анализ рынка и маркетинговая стратегия; • продуктовая стратегия; • производственная стратегия; • развитие системы управления фирмой и собственности; • финансовая (экономическая) стратегия. В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы по-разному относятся к разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии. Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, который предназначен для широкого круга лиц, поэтому не имеет детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна. Организация – создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы. Управление фирмой предполагает создание ее структуры. Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления: Совет директоров. Президент, вице-президент и другие руководители. Функциональные штабы и службы. Исполнители. Главным органом является Совет директоров. В структуре менеджмента выделяют 3 составные части: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг. 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы Теория маркетинга зародилась в США как реакция на обострение проблемы реализации и охватывала только сферу сбытовой деятельности (торговлю, рекламу, кредит и т. п.). Сфера производства не входила в предмет маркетинга. В 40-50-е гг. ХХ в. маркетинг сомкнулся с теорией управления и стал составной частью менеджмента. Ведущий специалист в области маркетинга Ф. Котлер определяет его как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Процесс управления маркетингом предполагает: • Анализ рыночных возможностей. • Отбор целевых рынков. • Разработку комплекса маркетинга. • Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Анализ рыночных возможностей проводится с целью сбора информации о рынке и определения «ниши для своей деятельности, т. е. той микро– и макросреды, в которой фирме предстоит работать. Отбор целевых рынков предполагает ориентацию на конкретные товары и конкретных покупателей. Он включает 4 этапа: измерение и прогнозирование спроса, отбор сегментов рынка, определение позиции товара на рынке. Разработка комплекса маркетинга предполагает анализ 4 основных групп факторов маркетинга: товара, цены, методов распространения товаров, методов стимулирования сбыта товаров. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий предполагает наличие налаженной системы планирования, организации и контроля маркетинга. В ходе этой работы используется функция маркетинговых исследований, называемая бенчмаркингом, содержанием которого является искусство обнаружения того, что другие фирмы делают лучше, и применение их методов и стиля работы в своей фирме. Девиз бенчмаркинга: «от лучшего к лучшему». В нашей стране многие годы проблемы маркетинга не были актуальны и потому не исследовались. В период становления рыночных отношений использование фирмами маркетинга приобретает весьма важное значение. Лекция 10 Тема: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК Лекция посвящена изучению и анализу издержек фирмы. В лекции рассматриваются: • концепции издержек производства; • классификация издержек производства; • бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек; • издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |