КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование информационных процессов
Вопросы правового регулирования в сфере информационных технологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня: ♦ Конституция Российской Федерации; ♦ Гражданский кодекс Российской Федерации; ♦ Уголовный кодекс Российской Федерации; ♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации; ♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»; ♦ Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»; ♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; ♦ Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»; ♦ Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; ♦ Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»; ♦ Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»; ♦ Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»; ♦ Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов». Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации: ♦ систематизация и кодификация действующей нормативной базы; ♦ создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации; ♦ устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве; ♦ разработка нормативной базы для работы с персональными данными; ♦ разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти; ♦ разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем. Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления. Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям: ♦ взаимодействие с гражданами и предприятиями; ♦ внутренняя работа учреждения; ♦ взаимодействия органов власти между собой. Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени Государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых поступлений обеспечит как минимум 50 %-ное сокращение трудозатрат. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов. Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут [20]. На основе информационных и телекоммуникационных технологий возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. Прямой экономический эффект от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий связан: ♦ с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов; ♦ с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами; ♦ с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами). В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд руб. в год [20]. Федеральная целевая программа "Электронная Россия" Проект ФЦП " Электронная Россия" был одобрен на заседании Правительства РФ 5 июля 2001. Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Негативными факторами, сдерживающими этот процесс являются: • несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ; • недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления; • отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; • недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; • барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки; • высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Также она должна сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. Реализация программы позволит: - эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ; - обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости; - преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ; - обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах. Направления реализации программы: ¨ сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ), регулирующую, в том числе, вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации; ¨ повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ; ¨ обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере; ¨ повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ; ¨ содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность; ¨ содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области; ¨ сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций; ¨ сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд. Таким образом, в результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики России.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |