КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие базы знаний
Знания – формализованная информация, на которую ссылаются или используют в процессе логических выводов.
Рис. 2. Свойства знаний 1. Внутренняя интерпретация- предполагает, что в базе знаний хранятся не только знания, но и метазнания или знания о знаниях. 2. Внутренняя структура связей- предусматривает, что в качестве информационных единиц используются не отдельные знания, а упорядоченные отношениями структуры. 3. Внешняя структура связей- описывает отношения ситуативные связи) между отдельными объектами (понятиями) базы знаний. 4. Шкалирование- установление соотношений между различными информационными единицами и их упорядочение в соответствии с ними. 5. Наличие семантической метрики- определение смысловых зависимостей. Виды знаний: · глубокие и поверхностные · качественные и количественные · приближенные (неопределенные) и точные (определенные) · конкретные и общие · описательные и предписывающие Форма представления знаний на внутримашинном уровне- Базы знаний. База знаний – совокупность моделей, правил и фактов (данных), позволяющих провести анализ и сделать выводы при решении сложных интеллектуальных задач в некоторой предметной области. База знаний – позволяет выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но на основе: · опыта · фактов · правил (эвристик), т.е приближенных к человеческой логике. База знаний обладает следующими основными свойствами: - институциональные знания - высококачественный опыт - возможность прогнозирования - обучение и тренировка. В базе знаний реализуется те же функции, что и в БД: - создание и накопление - поддержание в актуальном состоянии - обработка знаний и формирование новых знаний Отличия БД и БЗ: 1) по свойствам данных: БД – структурированная БЗ – нет 2) по способу обработки: БД – с помощью алгоритмов БЗ – эвристический подход, сложные логические преобразования 3) по назначению, широте охвата: Данные БД – для тактических действий и оценки деятельности конкретных организаций БЗ – стратегические задачи, широкий круг пользователей.
Одной из наиболее важных проблем является проблема представления знаний. Предоставление знаний – это выбор способа формализации и структурирования знаний или соглашение о том, как описывать реальный мир. Существуют следующие способы или модели представления знаний в БЗ:
Рис. 3. Классификация моделей представления знаний
1. Представление знаний «тройкой » - Объект- Атрибут- Значение Используется в простейших системах, позволяет описать знания по схеме:
В такой же форме представлены данные в БД. 2. Продукционная модель или модель правил, модель продукций используется в экспертных системах. Продукционные правила записываются в виде: ЕСЛИ А1 И А2 И А3 И….Аn, ТО В1, ИЛИ В2 ИЛИ В3 ИЛИ …ИЛИ Вm Где Аi и Bj – некоторые высказывания, к которым применяются логические операции И и ИЛИ. Если высказывание в левой части правила (условие, причина) истинно, то истинно и высказывание в правой части (следствие). Предположим в базе знаний хранятся следующие правила (суждения): ü Правило 1- ЕСЛИ на предприятии падает производительность труда ТО снижаются объемы производства продукции; ü Правило 2 – ЕСЛИ снижается загрузка производственных мощностей ТО производительность труда падает; ü Правило 3 – ЕСЛИ объемы производства снижаются ТО уровень дохода предприятия падает Если на вход системы поступил факт «Загрузка производственных мощностей падает», то из правил можно построить цепочку рассуждений и сделать заключение: Факт 1 – Правило 2- правило 1 –правило3 Недостаток такой модели- при большом количестве правил трудно избежать их непротиворечивости. 3. Фреймовая модель - понятие введено Марком Минским (США) в 1975г. Frame- рамка, скелет, сгусток. Фрейм- это минимальная структура информации, необходимая для представления знаний о стереотипных классах объектов, ситуаций, процессов. Примерами стереотипных ситуаций могут быть процедура банкротства, совещание специалистов, защита дипломной работы, выбор невесты, бракосочетание и др. В качестве стереотипных понятий можно назвать алгоритм, методика, последовательность действий и др. Фреймовые модели достаточно универсальны. Н-р 1) фреймы – структуры для объектов и понятий 2) фреймы роли (менеджер, кассир, клиент) 1) фреймы – сценарии (банкротство, собрание акционеров) 2) фреймы ситуации (тревога, авария и т.п) 4. Модель семантической сети (Модель Куилиана) Семантическая сеть – это направленный граф, с поименованными вершинами (узлами) и дугами (отношениями между объектами). Семантическую сеть можно построить для любой предметной области и различных объектов и отношений. В семантических сетях используют три типа вершин: ü Вершины- понятия (имена существительные); ü Вершины- события (глаголы); ü Вершины- свойства (определения). Пример семантической сети для ситуации «С фирмой «Контакт» подписан договор-мены от 15.12.05 на поставку нефтепродуктов».
Рис. 4 Семантическая сеть для ситуации
Основное преимущество семантических сетей и их разновидностей- фреймов при моделировании знаний- это универсальность и удобство представления знаний. К недостаткам следует отнести сложность построения и внесения изменений, необходимость использования разнообразных процедур обработки при большом количестве вершин и дуг. Технология использования базы знаний и содержание ее структурных компонентов выглядит следующим образом:
Рис. 5. Структурные компоненты базы знаний
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |