Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины

Выпуск номера. Планирование работы редакции.

Введение в дисциплину.

Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.

7. Тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.

- стало совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

Курс «Техника и технология средств массовой информации» предполагает изучение процесса производства и оформления газетно- журнальной периодики.

Цель курса — изложить базовые технологии, познакомить студентов с важнейшими историческими этапами развития техники печати, с современным оборудованием, программными средствами и оптимальным взаимодействием между ними, выявить взаимосвязь качества журналистской продукции с компьютерными технологиями подготовки изданий, показать влияние новейших технологий на оперативность выхода СМИ.

 

В круг задач данного лекционного курса входят:

– показать влияние научно-технического прогресса на развитие журналистики на примере основных исторических этапов совершенствования техники и технологии СМИ;

– составить представление о технических средствах, применяемых журналистами, в периодических изданиях, Интернет;

– выявить изменения характера работы журналиста при использовании современной электронной техники;

– познакомиться с особенностями технологических стадий производства печатной продукции;

– объяснить необходимость учета важнейших полиграфических параметров конкретного издания еще на стадии допечатной подготовки;

– познакомиться с возможностями хранения и передачи информации при использовании различных цифровых носителей и каналов связи.

Профессиональная лексика складывалась на протяжении всей истории журналистики. Первые газеты набирались вручную под диктовку авторов или редактора, тексты ставились один за другим, и достаточно примитивный процесс оформления осуществлялся одним человеком, которого впоследствии стали называть метранпажем (верстальщиком). Соответственно типографские рабочие и выступали в роли словотворцев при обозначении операций монтажа печатной формы, материально-технических средств печати. С этим связан разговорный характер части оформительского лексикона, его бытовая сниженность («чердак», «подвал», «окно», «стояк» и т.п.). Поскольку выпуск издания – это прежде всего производство, то понадобились сугубо технические, а с развитием теории дизайна – научные термины и понятия. Глоссарий художественно-технического оформления периодических изданий содержит и категории, традиционно относящиеся к сфере эстетики, искусства («пропорция», «ритм», «равновесие», «архитектура», «режиссура издания» и др.). Наличие иностранных заимствований также объясняется исторически: печатное дело пришло в Россию с Запада, и первые словолитни, типографии принадлежали иностранцам – немцам, итальянцам и др.

Понятие «оформление» находится в одном синонимическом ряду с понятиями «формообразование», «дизайн». Первое из них указывает прежде всего на процесс, второе – на результат. Оформление и является одним из этапов формообразования. Понятие дизайна – более современное, употребляется чаще еще и потому, что в нем отражен приоритет функционального начала (хотя эстетика газетного/журнального номера как «факта быта» также важна).

Классическое определение оформления газеты (подходящее для любого периодического издания), находим в учебнике В.В. Попова и С.М. Гуревича «Под техническим, точнее – художественно-техническим оформлением газеты мы понимаем систему размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов». С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайно его считают тонким инструментом комментария.

Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Читатели выписывают, покупают периодику из-за новостей и комментариев. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидное, качественное издание выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете. Подача материалов, приемы здесь более спокойные: ведь не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения (вообще считается, что хороша именно такая форма, которая как бы и не замечается). Но форма обладает относительной самостоятельностью, она иногда может быть даже более активной, подвижной. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете или журнале воплощению, раскрытию разного содержания (см. ниже о композиционно-графической модели). Форма способна еще до ознакомления читателя с публикациями произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.

«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели.

Композиционная деятельность присутствует в любом виде творчества. Композиция – качество не только художественной формы, это всеобщий элемент формы, качество самой природы, и потому человеку приятна композиционная уравновешенность любых построений: композиция – «продукт объективно существующей заинтересованности человека в упорядочении явлений действительности» (3). Поиск средств выражения формы газеты также опирается на композиционную деятельность, внутренне присущую оформителю.

Построения на газетной полосе имеют сходство с построениями реального мира. Выдающийся архитектор Ле Корбюзье относил оформление печатных изданий к области архитектурного творчества, а болгарский ученый и журналист Димитр Георгиев ввел даже термин «архитектура газеты». Действительно, в работе оформителя много сходного с творчеством архитектора: он тоже конструирует – только не здания, а газетные полосы, на которых традиционно выделяются «чердаки», «подвалы», «окна», «форточки»... Подобно архитектору оформитель должен обладать мастерством мысленной композиции. По словам К. Маркса, самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Редакционный план
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.