КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, формы, особенности управления государственным и муниципальным долгом
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным Бюджетным кодексом РФ видам долговых обязательств. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: 1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4) государственным гарантиям Российской Федерации; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации. Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий, направленных на обслуживание и погашения государственного долга. Управляет государственным долгом Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ. Обслуживает государственный долг – ЦБ РФ. Эмитентом государственных долговых обязательств выступает Минфин РФ. Формы управления государственным долгом: - рефинансирование – осуществление новых займов в целях погашения старых; - новация – оглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения; - реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга; - списание суммы государственного долга в связи с истечением сроков исковой давности государственных долговых обязательств – ст. 981,991,1001 БК РФ.
29. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ Правовые основы: - Бюджетный кодекс РФ – ст. 114, 98-100; - Федеральный закон от 29.07.1998 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственные займы – совокупность экономических и правовых отношений между государством, выступающим в роли заемщика, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иными субъектами с другой стороны, осуществляемые путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги выпускаются в форме облигаций. Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Минфин РФ. Обслуживает выпуски ЦБ РФ. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Привлекаемые в результате осуществления государственных займов средства имеют специфический целевой характер. Все цели государственных займов могут быть структурированы следующим образом: 1. финансирование дефицита государственного или местного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение в широком смысле; 2. финансирование целевых государственных программ, например, в области жилищного строительства, социального обеспечения и т.п.; 3. регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д. Кроме перечисленных целей, эмиссия государственных и муниципальных займов может осуществляться в целях: · погашения ранее размещенных займов; · обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами; · воздействия на конъюнктуру финансового рынка; · поддержки социально-значимых учреждений и организаций.
Решение о выпуске и об эмитенте государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска.
Ответственность по государственным долговым обязательствам наступает за счет средств государственной казны.
30. СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Отрасли страхования: - личное страхование; - имущественное страхование. Формы страхования: - обязательное. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования; - добровольное.
Совокупность всех рисков страховщика образует страховой портфель. Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
Объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). Если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования.
31. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные: 1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); 2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Виды: медицинское, пассажирское, страхование военнослужащих и др. 32. ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРАХОВЫЕ РИСКИ По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); 3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). По договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930 ГК РФ); 2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932 ГК РФ); 3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933 ГК РФ).
33. СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ Страховые правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами страхового законодательства. Структура страхового правоотношения: 1. Субъекты: а) страхователь - юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. б) страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке. в) страховой брокер – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. г) страховой актуарий - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. 2. Объекты: Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные: 1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); 2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); 3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). 3. Содержание – субъективные права и юридические обязанности участников.
34. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ. ВИДЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА Банковское кредитование представляет собой совокупность правовых и экономических отношений между кредитной организаций, выступающей в качестве кредитора, и размещающей временно свободные денежные средства среди юридических и физических лиц – заемщиков по кредитным договорам. Правовые основы банковского кредитования определяются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ о порядке кредитования физических и юридических лиц кредитными организациями. Банковский кредит может быть классифицирован на следующие виды: 1. кредит с открытием кредитной линии (возобновляемой и невозобновляемой); 2. овердрафт – предусматривает списание средств сверх остатка на счете; 3. овернайт – предусматривает предоставление кредитов от нескольких часов до суток (как правило, предоставляется банками друг другу на межбанковском рынке); 4. вексельный: a. векселедательский; b. предъявительский. 5. обеспеченный: a. ипотечный; b. лизинговый; c. автокредит. 35. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ И ИХ КЛИЕНТОВ Банковские операции – предусмотренные лицензией Центрального банка РФ действия кредитной организации по оказанию банковских услуг, направленные на получение прибыли. К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Нарушения банковского законодательства влекут применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правового обязательства; могут быть применены на усмотрение кредитора следующие меры ответственности или их сочетания: 1. возмещение убытков; 2. взыскание неустойки; 3. штраф за использование чужих денежных средств в размере действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Административная ответственность предусмотрена в отношении должностных лиц кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена за следующие составы: 1. Незаконная банковская деятельность а) Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. б) То же деяние: - совершенное организованной группой; - сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
2. Незаконное получение кредита - Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. - Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
4. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну а) Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. б) Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. в) Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. г) Деяния, предусмотренные частями б) и в), повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в названных уголовных составах признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.
36. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ Денежное обращение - движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Правовое регулирование денежного обращения в РФ осуществляется перечисленными ниже актами: - Конституция РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Федеральный закон от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ»; - Федеральный закон от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»; - Федеральный закон от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»; - Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»; - Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 «О безналичных расчетах в РФ», - Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» - Порядок ведения кассовых операций, утвержденный ЦБ РФ 22.09.1993 г.
Общие положения о порядке наличного денежного оборота определены Федеральным законом «О Центральном банке РФ», Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Официальное соотношение между рублем и золотом в настоящее время не устанавливается. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы, индивидуальные предприниматели хранят свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в банки для последующего зачисления на счета этих организаций. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков. В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих организаций. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр. Регистрацию кассовых аппаратов осуществляет налоговый орган. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности: - продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; - продажи ценных бумаг; - продажи лотерейных билетов; - продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; - разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом); - продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами и др. Нарушение порядка применения кассовых аппаратов, неоприходование или неполное оприходование средств в кассу, влечет административную ответственность (ст. 15.1 КоАП РФ). Законодательно лимитируется размер расчетов наличными средствами организациями и индивидуальными предприятиями в хозяйственной деятельности, в настоящее время этот размер составляет 100 тыс. руб. по одному договору в день.
Денежное обращение осуществляется и в безналичном порядке. Формы и порядок осуществления безналичных расчетов определены Гражданским кодексом РФ, Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 «О безналичных расчетах в РФ», Положением ЦБ РФ от 01.04.2003 «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ».
37. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).
Формы безналичных расчетов и порядок их осуществления определены следующими нормативными актами: - Федеральный закон от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»; - Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»; - Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 «О безналичных расчетах в РФ» - Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» и др.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Основными формами безналичных расчетов являются: 1. расчеты платежными поручениями. 2. расчеты по аккредитиву 3. расчеты чеками 4. расчеты по инкассо 5. вексельные расчеты 6. расчеты банковскими (пластиковыми) картами 7. расчеты через корреспондентские счета 8. расчеты через почтовые организации (путем электронных переводов) и др.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборот. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: -покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); - отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
38. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ Кассовые операции – совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег. Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.
Правила ведения кассовых операций определены: - Федеральным законом от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»; - Письмом ЦБ РФ от 22.09.1993 г. «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».
39. РАСЧЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ, МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Расчетные правоотношения – отношения между расчетными организациями (банками) и юридическими и физическими лицами по осуществлению расчетных операций через банковские счета. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам). Виды банковских счетов: 1. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы. 2. Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. 3. Лицевые (Бюджетные) счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. 4. Корреспондентские счета открываются кредитным организациям. Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций. 5. Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению. 6. Специальные банковские счета открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида. 7. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях 8. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в кредитных организациях (филиалах) с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.
Нарушение правил осуществления расчетных операций влечет применение мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Ответственность: - дисциплинарная: Основание: неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Меры ответственности: замечание, выговор, увольнение. - гражданско-правовая: Основание: неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетного обязательства. Меры ответственности: гл. 25, ст. 395 ГК РФ - административная: ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ. - уголовная: ст. 186, 187 УК РФ. 40. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Рынок ценных бумаг – совокупность экономических и правовых отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется: Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам РФ (осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), Федеральной налоговой службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной таможенной службой и др. Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг: 1. установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; 2. государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; 3. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; 4. создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; 5. запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |