КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе
Трудовое воспитание (ТВ) начинается в семье, продолжается в дошкольном заведении, школе и заключается в формировании элементарных представлений о трудовых обязанностях. ТВ тесно связано с политехнической подготовкой школьников, обеспечивающей: 1.Знания основ современной техники, технологии и организации производства. 2.Усвоение учащимися общетрудовых знаний и навыков. 3.Развитие творческого отношения к труду. 4.Правильный выбор профессии. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что политехническое образование служит базой трудового воспитания, решения его основных задач. Задачи ТВ: 1.Формирование у школьников «+» отношения к труду, как к значимому элементу жизни, соц. мотивов труд. деят-ти. 2.Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить свои знания на практике. 3.Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, целеустремленности, предприимчивости. 4.Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками в формировании основ культуры умственного и физического труда. Содержательную основ ТВ составляют следующие виды труда: 1.Учебный труд. Включает умственный (УТ) и физический труд (ФТ). УТ является наиболее напряженным и требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к УТ считается залогом успеха в других видах труда. ФТ предусмотрен на уроках трудового обучения в школьных мастерских и на пришкольных участках. 2.Общественно-полезный труд организуется в интересах всех и каждого человека в отдельности. Включает: самообслуживание школьных помещений; летнюю практику; работу в школьных стройотрядах, лесничествах; работу в летне-трудовых лагерях. 3.Производственный труд – создание школьниками материальных ценностей. Реализация этого вида труда предполагает вступление школы (учащихся) в производственные отношения. Условия ТВ: 1.Подчинение труда школьников учебно-воспитательным задачам. 2.Сочетание в труде общественных и личностных интересов. 3.Доступность и посильность трудовой деятельности. 4.Разумная требовательность в организации и осуществлении трудовой деятельности школьников. 5.Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. 6.Соотношение целей и задач в трудовой деятельности с целями и содержанием профессиональной ориентации (ПО) школьников. ПО – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и иных мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Правильный выбор профессии – это такой выбор, который соответствует интересам, склонностям человека и его призванию. Система ПО включает: 1.Профессиональное просвещение – сообщение школьникам знаний о социально-экономических особенностях и психофизиологических требованиях той/иной профессии. 2.Профессиональную диагностику – изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересов, мотивов, ценностных ориентаций и т.д. 3.Профессиональную консультацию – оказание помощи, советы специалистов в установлении соответствия между требованиями профессии и индивидуально-психологическими особенностями человека. Виды консультаций: А)справочно-информационная – знакомство с содержанием профессий, требованиям, возможностям трудоустройства, профессионального роста и т.д. Б)диагностически-индивидуальная – определение возможных областей профессиональной деятельности. В результате должна быть определена группа родственных профессий. В)медицинская – установление степени соответствия здоровья человека требованиям профессии. 4.Профессиональный отбор – предоставление личности свободу выбора профессии, но при этом рекомендуется учитывать семейные традиции, рекомендации специалистов и другие факторы. 5.Профессиональная адаптация – вхождение личности в профессиональную деятельность, адаптация в системе производства к трудовому коллективу, условиям труда, особенностям профессиональной деятельности и т.д. Успешность адаптации является показателем правильного выбора профессии. Проведение ПО в школе зависит от возрастных особенностей учащихся. В начальной школе формируется «+» отношение к труду, раскрываются его важность и необходимость, формируется потребность быть полезным людям. В основной школе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути. Школьники знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяют круг своих представлений о трудовых отношениях. В старшей школе происходит дифференциация профессиональных интересов учащихся. Учащиеся пополняют свои знания о профессиях, их престижности и других факторов выбора. В итоге принимается решение о дальнейшем профессиональном пути, который четко определяет мотивы учебной деятельности ученика. Важную роль в ПО школьников играет формирование их экономической культуры (ФЭК). ФЭК – это процесс выработки ясного представления об экономических закономерностях общества и воспитания на этой основе качеств личности необходимых ей в производственно-экономической деятельности в данный исторический период. ФЭК связано с подготовкой к самостоятельной жизни, и служит необходимым условием становления гражданской позиции личности. Задачи экономического воспитания: 1.Формирование экономического мышления; 2.Воспитание бережливости, практичности, хозяйственности; 3.Овладение навыками экономии, элементарными навыками экономического анализа. Решение этих задач требует специальной подготовки школьников. Экономическая культура формируется при изучении практически всех предметов. Однако, особенно велика роль в ее становлении истории, географии, трудового обучения, химии и т.д. В системе ФЭК используются различные формы и методы обучения: экскурсии, игры, рассказы, решение задач и т.д.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |