Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминалистические методы и способы профилактической деятельности при расследовании преступлений

Информационно-компьютерное обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Роль автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) в информационном обеспечении раскрытия и расследования преступлений.

Понятие, принципы, элементы и значение планирования расследования преступлений. Техника планирования расследования.

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

Следователь планирует свою работу. Он может планировать ее мысленно, может ее планировать и письменно. Обычно рекомендуют молодым следователям - записывайте. Но когда следователь профессионал высокого класса, может и не записывать. Но криминалисты учат - обязательно составляйте письменный план. В содержание планирования входит то, что связано и вытекает из необходимости проверки следственных версий. Это первое. Следственные действия записываются в план. В плане может быть выделено то, что необходимо сделать на первоначальном этапе расследования, и то, что не имеет неотложного характера. Т.е. - план может быть составлен в нескольких вариантах. Сначала в плане может быть зафиксировано то, что необходимо сделать по каждой версии, потом выбирается из этого плана то, что необходимо сделать на первоначальном этапе расследования - неотложные следственные действия. Это другая часть плана. И третья часть плана - то, что пока еще можно отложить, что не связано с потерей каких-либо доказательств.

В план расследования, помимо того, что вытекает из следственных версий, входит следующее (что не связано непосредственно с версиями):1. Выполнение требований статьи 68 УПК (предмет доказывания). Выяснение времени, места, способа и других обстоятельств совершенно преступления, независимо от версий. Выяснение степени виновности обвиняемого, мотивы, обстоятельства совершенного преступления.2. Статьи 61, 63 нового УК РФ. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого. Независимо от версий мы обязаны это выяснять.3. Характер и размер ущерба.4. Статья 392 УПК - выяснение в отношении несовершеннолетних обвиняемых условий жизни и воспитания. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.5. В план включается и выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу. Это статья 5 УПК РФ пока ныне действующего. Сроки давности, отсутствие события преступления.6. Розыск преступника, если он скрылся.7. Избрание меры пресечения, предупреждение возможного уклонения виновного от следствия и суда.8. Возмещение причиненного ущерба и обеспечение возможной конфискации имущества.9. Мероприятия и действия по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

 

Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений – это собирание, хранение, систематизация и анализ доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных для данной следственной ситуации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и тактических решений, а также в целях обеспечения деятельности взаимодействующих экспертных подразделений и органов дознания. Основное содержание взаимодействия следователей с оперативными работниками при раскрытии и расследовании деятельности преступных структур также связано именно с информационно-аналитической работой и принятием решений. Источниками собирания доказательственной и ориентирующей информации являются:– заявления, сообщения о преступлении;– результаты оперативно-розыскной деятельности;– результаты следственных и проверочных действий;– результаты специальных и экспертных исследований, заключений сведущих лиц;– данные криминалистических и иных учетов;– информация, предоставляемая различными участниками уголовного процесса;–– сообщения средств массовой информации;– материалы уголовных дел и материалы об отказе в возбуждении уголовных дел;– сводки оперативной информации, ориентировки;– информация различных организаций, учреждений, предприятий. К сожалению, в криминалистике методам информационно-аналитической работы не уделялось достаточно внимания. Вместе с тем необходимо отметить, что их значение существенно возрастает при расследовании уголовных дел о групповых и многоэпизодных преступлениях, особенно тех из них, которые связаны с проявлениями организованной преступной деятельности. С помощью методов информационно-аналитической работы следователь решает основные тактические и познавательные задачи, возникающие в процессе расследования преступлений. Такие криминалистические задачи, как выявление серийных преступлений, преступлений в сфере экономики, международных и межрегиональных преступных связей, вообще не могут быть решены вне информационно-аналитической работы. Основные познавательные задачи следователя: выдвижение версий, принятие тактических решений, планирование, оценки следственных ситуаций, организация тактических операций и комбинаций также в основе своей имеют те же методы. Актуальность использования в процессе раскрытия и расследования методов информационно-аналитической работы определяется также происходящим в настоящее время процессом интенсивного внедрения в деятельность правоохранительных органов средств вычислительной техники, что резко повышает эффективность расследования. Этот процесс затрагивает организацию расследования преступлений, методическое обеспечение деятельности следователей, оперативных работников, экспертов, аспекты научной организации их труда, а также собирания, хранения, систематизации и анализа доказательственной и ориентирующей информации. С помощью средств вычислительной техники в настоящее время не только осуществляется рационализация информационных процессов, но и осуществляется внедрение (впервые в юридической практике) компьютерных систем поддержки процесса принятия следователями, оперативными работниками и экспертами соответствующих решений. В последние годы в России разработано несколько десятков таких систем. По существу они моделируют деятельность следователей-методистов, оказывающих помощь в расследовании отдельных категорий уголовных дел и формулирующих по результатам их изучения конкретные рекомендации. Применение средств вычислительной техники, даже в наиболее сложных ее формах, основанных на использовании методов искусственного интеллекта, вовсе не означает, что следователь, эксперт становятся бездумными исполнителями решений, принимаемых компьютером. Во-первых, компьютерный «искусственный интеллект» – это обобщенный применительно к типовым следственным ситуациям положительный опыт деятельности людей – следователей, а, во-вторых, речь идет исключительно о «подсказках» – рекомендациях, которые не могут носить обязательный характер. Немаловажное значение для передачи положительного опыта практики расследования, для обучения следователей имело создание в России в середине 80-х гг. серии компьютерных обучающих имитационных систем, основанных на моделировании различных типов следственных ситуаций в процессе проведения занятий по криминалистике в форме деловых игр. Они имеют большое значение не только для формирования у студентов навыков принятия тактических решений в сложных ситуациях расследования, но и для выявления индивидуальных особенностей мышления будущих следователей, для уяснения причин типичных ошибок, допускаемых следователями в процессе расследования преступлений.

 

 

Профилактическая работа органов расследования в борьбе с преступностью, т.е. криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой правоохранительными. Криминалистическая профилактика - это система средств и методов для выявления причин преступлений и способствующих им условий. С помощью нее разрабатывают меры, которые могут предупредить или прервать преступную деятельность отдельных лиц или организаций. Такую профилактику осуществляют следователи, дознаватели, сотрудники оперативно-розыскных аппаратов МВД и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.Для этого необходимо криминалистическое прогнозирование преступлений, которое заключается в предвидении будущих преступлений на основе анализа прошлых преступлений. Криминалистическое прогнозирование предполагает накопление и обработку информации об особенностях обслуживаемого населенного пункта, о составе населения, об истории происходивших в нем преступлений, что дает наглядную картину преступности, показывая, какие виды преступлений, в каких местах совершались и какими лицами. Из этого можно сделать вывод о зависимости между личными свойствами преступников, способом и местом преступления, и предпринять меры для предотвращения преступлений.

Подобные меры включают в себя постоянное или периодическое патрулирование в особо опасных местах, а также в местах скопления больших групп людей нарядами сотрудников органов правопорядка, постоянный или периодический контроль лиц, подозреваемых в причастности к преступной деятельности, обход участковыми мест проживания граждан, разъяснительную работу с населением.

Раздел 2. Криминалистическая техника

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила построения и проверки версий | Понятие и значение криминалистической фотографии, видео и звукозаписи при расследовании преступлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.