КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарождение и развитие криминологической мысли
Тема 2. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИИ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2.1.Зарождение и развитие криминологической мысли. 2.2.История развития отечественной криминологии до революции. 2.3.Становление и развитие криминологии в СССР до 60-х годов. 2.4.Развитие криминологии в СССР с начала 60-х до начала 90-х годов. В глубокой древности науки о преступлении и наказании не существовало, на эту тему можно было лишь философствовать. Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества сделали древнегреческие мыслители. Так, Платон (427-347 до н.э.), например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание, тем самым указывая на личностно-мотивационную природу нарушений социальных норм. В целях предупреждения преступлений и беспорядков Платон в своем труде «Законы» предлагает законодателю установить пределы бедности и богатства, при этом допуская только четырехкратное превышение состояния богатых по отношению к бедным[6]. Платон указывает факторы предупредительного характера: ожидаемое зло, которое претерпевают нарушители закона; общественное мнение; совестливость и привычку достойного поведения; поощрение правопослушных граждан[7]. Отрицательная роль безнаказанности, по мнению Платона, выступает одной из основных причин проступков. Аристотель (384-322 до н.э.), раскрывая причинный комплекс преступности, рассматривает бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, национальные противоречия как явления, детерминирующие преступность. Аристотелю принадлежит фраза, что «величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости»[8]. Томас Мор (1478-1535), заметивший, что, несмотря на жестокую практику наказании, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге «Утопия» (1516) мнение о том, что причины преступности заложены в самом обществе. Представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в XVIII в. с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность. Историю криминологии можно разбить на три эпохи: классическая школа XVIII в.; позитивистская школа XIX в. и криминология новейшего времени (с середины XX в.). В рамках классической школы криминологии сложилась относительно полная система криминологических воззрений. Начало серьезным изменениям в сложившейся к тому времени правовой системе положила работа Чезаре Бопесанна маркиза ди Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях». Тоненькая брошюрка 26-летнего итальянского юриста была издана в 1764 г. и принесла ему мировую известность. Она была переведена на французский, немецкий, английский, голландский, польский, испанский, русский и греческий языки, а затем выдержала более 60-ти изданий. Из этой работы были почерпнуты многие идеи знаменитого Французского уголовного кодекса 1791 г. Сразу же после выхода перевода этой работы в Англии была начата работа по кодификации английского уголовного права, которая была завершена к 1800 г. Принципы, рекомендованные Беккариа, сводились к следующему: 1) основой социальной деятельности должна быть концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей; 2) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества; 3) предупреждение преступности значительно важнее наказания; 4) гуманизация уголовного наказания; 5) цель наказания — удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть; 6) тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить. Большой вклад в разработку классической школы внес английский юрист Джон Говард (1726-1790). Он выступал за права человека и за улучшение жизненных условий заключенных, причем не только в своей стране, но и на всем европейском континенте. Значительное влияние на реформу уголовного права Англии оказал Иеремия Бентам (1748-1832). Его идея о том, что человек стремится получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала центральной для уголовного права того времени. Под влиянием этой школы, впервые а Англии, было определено понятие «невменяемость», известное теперь как «правило Мак-Натена» (по имени преступника, застрелившего секретари премьер-министра Пила в 1843 г., признанного судом сумасшедшим). В частности, бельгийский математик Ламберт Адольф Жак Кетле (1796-1874), который считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления, основываясь на анализе преступности и состоянии морали во Франции, проведенном им в 1836 г., пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается. Нельзя не вспомнить немецкого юриста П.А. Фейербаха (1775-1833), который заложил основу уголовно-правовой теории психического принуждения или психического устрашения как цели наказания. Вместе с тем он возражал против карающего наказания. Он выступал за публичность всех правовых процедур, видя в этом способ предупреждения преступности. Таким образом, классическая школа криминологии отказалась от господствовавших ранее представлений о сверхъестественных силах и «воле господней» как о началах, определяющих поведение человека, включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла. Последующее развитие криминологии было основано на идее свободной воли4 произошла замена принципов наказания, в основе которых лежали мотивы мести, скрепленными в праве принципами рационального наказания соответствующего серьезности' содеянного. Позитивистская школа криминологии основывается на юридических выводах и наблюдениях, подкрепленных серьезными доказательствами. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления. Позитивисты не разделяют идеи об индивидуальной ответственности, умысле, свободной воле и развивают мысль о некарательной социальной реакции на преступление. Родоначальник позитивистской школы Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 г. свою работу «Преступный человек» (Luomo delinguent), на основании своих наблюдений пришел к выводу о том, что поведение причинно обусловлено и типичного преступника можно идентифицировать по конкретным физическим характеристикам, таким, например, как скошенный лоб, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица, чрезмерная волосатость или облысение, чрезмерная или притупленная чувствительность к боли. Более тщательное изучение физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах укрепило Ломброзо в его позиции. Он разработал классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: прирожденные преступники; душевнобольные преступники; преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; случайные преступники. К последнему типу Ломброзо относил и псевдопреступников, которые не представляют опасности, действия которых направлены на защиту своей чести или своего существования, равно как и привычных преступников, совершающих преступления ввиду неблагоприятных факторов окружения, и преступников, занимающих в силу своей дегенеративности, промежуточное положение между прирожденными преступниками и законопослушными людьми. Хотя классификация Ломброзо не выдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемы положили начало применению более строгих методов в криминологии. В 1878 г. Энрико Ферри (ученик Ломброзо) опубликовал свою работу «Теория невменяемости и отрицание свободной воли», Отталкиваясь от идеи своего учителя о биологических основах причинности, он вместе с тем уделил большое внимание взаимодействию социальных, Экономических и политических факторов. Э. Ферри полагал, что государство должно стать тем Основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей. Рафаэль Гарофало также был учеником Ломброзо. И он отрицал учение о свободной воле и придерживался мнения, что преступление может быть объяснено при условии, если оно изучается Научными методами. Преступления, - считал он, - это аморальный поступок, наносящий ущерб обществу. Гарофало сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции. Он предлагал: - лишать жизни тех, чьи преступные деяния проистекают из неустранимых психических аномалий, делающих их неспособными к жизни в обществе; - частично устранять или подвергать длительному заключению тех, кто способен только к образу жизни кочевников и примитивных племен; - принудительно исправлять тех, кто совершил преступления при чрезвычайном стечении Обстоятельств и вряд ли когда-либо повторит их снова. Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы Англии, заручившись поддержкой Карла Пирсона, видного статиста, разработавшего целый ряд статистических понятий, и среди них коэффициент корреляции, провел исчерпывающее исследование физических типов заключенных в Англии. В 1913 г. он опубликовал свою работу «Заключенные в Англии», выводы которой были диаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто. Но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно внесение в нее объективного научного метода исследования, остается, тем не менее, весьма важным. Французский ученый-юрист Жан Габриэль Тард (1843-1904), считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Обе его работы, «Законы подражания» и «Философия наказания», вышли в 1890 г. в Париже. В отличие от биологического подхода Ломброзо к объяснению преступности Г. Тард предлагал понятия «подражание» и «обучение». Функция суда, по его мнению, должна сводиться к установлению виновности или невиновности обвиняемого, а степень его ответственности должна определять специальная врачебная комиссия. Современная школа криминологии открыла для себя новое, направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность; обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |