КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бильд-редактор: должность, профессия, призвание
Особенности иллюстрирования изданий разных типов
В каждой газете складывается своя система иллюстрирования. Определяют обязательные виды – жанры иллюстраций, представленных в каждом номере издания, и жанры текстовых публикаций, сопровождаемых определенными видами иллюстраций. В массовых изданиях к таким обязательным иллюстрациям чаще всего относят фоторепортаж, фотопортрет, реже публикуют фотоподборку, еще реже – фотообвинение и фотопейзаж. Коллажи появляются лишь в тех изданиях, где в редакции работают специалисты-коллажисты. Рисованные портреты и зарисовки выходят на газетные полосы обычно в специальных – целевых, праздничных выпусках. Зато диаграммы и графики публикуют в газетах всех типов, кроме детских, разумеется, почти в каждом номере. А карикатура и шарж стали желательными видами иллюстраций на газетных страницах, отводимых для сатирических публикаций, как «16-я полоса» в «Литературной газете» или сатирических приложениях к газетам. Однако если в отделе иллюстраций редакции есть талантливый художник, его рисунки смогут стать обязательной иллюстрацией в большинстве номеров издания. Так, в течение нескольких лет каждый номер «Литературной газеты» открывался большим сатирическим рисунком ее главного художника М. Златковского, посвященным политической или экономической ситуации в стране. Иллюстрирование современного печатного периодического издания облегчается с переходом редакции к использованию новейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Сканеры позволяют быстро готовить для газеты иллюстрации любого типа и вида, изменять их размеры, легко решать проблемы, связанные с необходимостью публикации иллюстрации нестандартного размера, ее размещения в тексте и т.д. Конечно, особенности технического оснащения редакции серьезно влияют на иллюстрирование печатного издания. В принципе нет иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор, предпочтение и использование определяются типом издания, его уровнем, квалификацией и опытом иллюстраторов и, не в последнюю очередь, его технической базой.
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газеты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих редакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки их качества; для другой — постоянный творческий поиск, обмен мнениями, дискуссии, в ходе которых рождается истина.
За «круглым столом» редактора собираются на планерку все участники процесса выпуска газеты — от верстальщика, фотокорреспондента до ответственного секретаря. Решают: чем украсить номер? Обозреватель агентства печати «Новости» (АПН) В. Симонов однажды вспоминал о том, как проходил отбор фотографий. Сам процесс был, по сути, школой мастерства и курсами повышения квалификации: «В те годы, видимо, о профессии бильд-редактора в СССР и не знали. Его функции выполняли, как правило, представители редактуры, иногда вердикт выносили маститые мастера... Зерна от плевел отсеивали тут же, на полу. То есть на редакционном паркете, где раскладывали рядами свежий урожай отпечатков. Маститые авторы становились в кружок, как пионеры у костра. Плеско, в последние годы грузная дама в неизменных черных сапогах, властно дирижировала дискуссией. — Ты должен снимать правдиво, — любила она наставлять новичка. — Но чуть правдивее, чем тебе показалось с первого взгляда... Новичок скоро понимал: речь идет не о том, чтобы первым делом бежать на металлургическом заводе в партком, выбивать там новую спецовку для литейщика, о котором решил сделать фотоочерк. В агентстве никогда не культивировали плакатный образ строителя коммунизма с горящими глазами. Здесь не занимались режиссурой натюрмортов с румяными куклами вместо людей. Бесконечные ленты негативов, отснятых лучшими мастерами АПН, как бы повторяют морщинки на лице нашей страны — улыбчивые, скорбные, страдальческие, созерцательно-спокойные...». После отбора снимков и составления макетов начинается верстка — экзамен всему редакционному коллективу. Верстка — это процесс подготовки и выпуска очередного номера газеты, который имеет немало секретов. Например, подписанный редактором утром на планерке план номера к полудню может измениться до неузнаваемости. «План — не Догма», — традиционно объясняет ответственный секретарь пишущим коллегам причину, по которой фото или ма риал «слетел» с полосы. И это вполне понятно: жизнь быстротечна, и если газета не выдаст новость сегодня, рискует потерять читателя завтра. Ю. Рост об этих муках творчества сказал, что сделать фотографию может любой. Нужно просто нажать на кнопку — эта фотография и будет уникальной. Трюк в том, чтобы из множества снимков выбрать наилучший. Для этого фотографию нужно увидеть трижды: первый раз — когда снимаешь; второй— когда образуется некоторое количество негативов; третий — под увеличителем: есть там что-то или нет. Ю. Рост утверждает, что у него нет никаких особенных правил. Как только появляется специальное ограничение, фотография становится «стилем» в современном смысле этого слова. Это — фотографический макияж, а не фотография. Новая ипостась старой профессии. Понятие «бильд-редактор» вошло в лексикон редакционных коллективов Беларуси вместе с новой компьютерной техникой — это специалист, отвечающий за подбор высококачественных иллюстраций в газете. И если такой должности нет в штатном расписании, то это не значит, что ее не существует вообще или она не нужна. Иногда бильд-редактором с известной долей уважения или иронии называют ответственного секретаря редакции, иногда — выпускающего редактора, верстальщика, заведующего отделом иллюстраций. В большинстве отечественных региональных газет функции бильд-редак-тора выполнять некому. Эта ответственная работа ложится на плечи технического редактора, оператора электронного набора и верстки, — как правило, людей слабо подготовленных. Уточним: функции ответственного секретаря гораздо шире, нежели оформление номера. Традиционно он отвечает за планирование издания, ритмичную работу отделов и выпуск газеты в установленные графиком сроки. Он же отбирает в очередной номер газеты фотоиллюстрации, работает с начинающими фотокорреспондентами: дает задания, планирует деятельность. Бильд-редактор — это прежде всего профессионал с художественным образованием. Он отличается тонким эстетическим вкусом, отвечает за отбор фотоиллюстраций — художественных, документальных — и их последующее применение в печатных средствах массовой информации, выставках, разнообразных видах рекламы. Бильд-редактура пришла к нам с Запада, где широко используется в профессиональных рекламных изданиях и фотоагентствах. Газетный дизайнер — еще один синоним к понятиям «бильд-редактор» и «ответственный секретарь». В учебных пособиях можно также встретить понятие «газетный дизайн». Если в редакции трудится дизайнер, газета отличается от других изданий. В редакционных коллективах иногда возникает вопрос о необходимости введения в штат должности дизайнера, о выработке собственного стиля и концепции художественного оформления газетных полос. При компьютерной верстке такая специальность необходима, ведь обсудив и утвердив концепцию оформления номера, в течение дня приходится менять ее неоднократно. Бильд-редактор — звучит красиво и необычно. Но где его найти? В институте журналистики учат многому: верстке, основам фотожурналистики, фототехнике. Теория проверяется практикой. Практика — лучшая форма обучения, которая продолжается у журналиста всю жизнь. Специалистов этого профиля можно готовить также в университете культуры, академии искусств. Появление цифровой фототехники не только упростило процесс выпуска газеты, журнала и т. д., но и добавило проблему отбора лучшей иллюстрации в номер. Если ранее фотокорреспондент бережно относился к расходованию пленки и фотоматериалов, буквально боролся за композицию каждого кадра, и лишь затем нажимал на спуск затвора, то сегодня такого, пожалуй, невстретишь. Цифровая техника позволяет делать снимки бесконечно. Так, на один сюжет теперь уходит множество кадров, а вот общее качество отснятого материала значительно ухудшилось. Количество не перешло в качество. Некоторые фоторепортеры могут позволить себе роскошь представить на выбор ответственному секретарю или выпускающему редактору по одному сюжету уже не два-три снимка как раньше, а двадцать три. От этого нового порока приходится избавляться. Фотокорреспонденты бывают ответственными и безответственными. Первых надо поощрять, ведь они первые помощники ответственного секретаря или бильд-редактора. В коллективах с устоявшимися демократическими отношениями, подразумевающими высокую ответственность, исполнительность и дисциплину, отбор «продукта» начинает именно фоторепортер, который обязан предвидеть и примерный формат снимков на полосе, и их количество в материале. Фотожурналист должен постоянно совершенствовать свое мастерство, проходить курсы повышения квалификации, посещать фотовыставки, знакомиться с новинками фототехники, читать специализированные издания, организовывать собственные вернисажи. Посещая художественные музеи, эти островки культуры, задумайтесь, какие здесь хранятся идеи, образы, замыслы, сюжеты. Спросите себя, в чем заключается выразительность той или иной жанровой сценки, почему она запоминается? Существует немало пособий, само- Учить фотожурналистике нужно одаренных фанатиков, тех, кто готов трудиться 24 часа в сутки, кто умеет приподняться над обыденностью, увидеть в мелькающих эпизодах действительности необычное, загадочное, сенсационное. Фотожурналист — это не бесстрастный наблюдатель. Присмотритесь к газетным снимкам — это остановленные мгновения жизни, сделанные буквально на лету. Чем выше полет мысли, тем лучше мастерство фоторепортера. Отправлять начинающего фотожурналиста на выполнение редакционного задания необходимо не только с теплым напутствием, но и уточнив сюжет и план, примерное количество снимков, нужных для раскрытия темы. Приходится предугадывать ход развития событий. Фантазия — помощница фоторепортера. Если вдруг запланированный репортаж пошел по иному сценарию, то это прекрасный шанс отличиться, проявить организаторские способности. Сюжет фоторепортажа включает обычно несколько наиболее значимых кадров, отражающих начало, кульминацию и эпилог события. К сожалению, современные фоторепортажи необычайно бедны и скучны, а все потому, что ограничиваются одним-двумя снимками. Критерии отбора лучшего снимка. Как определить, хороший снимок или нет? Если вы на вернисаже, то доверьтесь организаторам, которые тщательно поработали над их выбором. И все же сравните их оценки со своими. Когда-то вам придется заниматься этим профессионально и нести ответственность за качество отбора. Художественный вкус можно развить, соприкасаясь с эстетикой всех видов искусства: живописи, скульптуры, музыки, литературы. Во всех видах объективно действуют законы композиции, сохраняется единство формы и содержания. Помните, что хорошая фотография должна следовать тем же эстетическим правилам. Профессиональная фотография должна нести в себе запоминающийся образ. В искусствоведческой литературе существует немало определений художественного образа. Имеется простой и верный способ отыскать его в том пли ином художественном произведении, в том числе фотографическом. Проверено опытом: если после посещения фотовыставки в вашей памяти буквально вспыхнет, оживет та или иная увиденная среди множества других фотография, картина, следовательно, ее автор сумел создать образ и передать его вам. Конечно, между художественной и документальной фотографией существуют различия, но объединяет их все же образ. Вот, например, фотография пожилого человека, лицо которого испещрено глубокими морщинами, которые словно зарубки на дереве напоминают о пережитом, выстраданном. Взгляд потухших глаз может заменить десятки слов. Одежда, сильно поношенная, залатанная и множество раз стиранная, раскроет материальное положение объекта съемки. Вспомним фотошедевр С. Короткова «Мать и сын» (см. с. 88). Выбирая лучшую фотографию, следует обращать внимание на детали. Композиция — это именно детали, а также нюансы, которые и создают изображение. А. Картье-Брессон отмечал, что разница между хорошим произведением и посредственностью — это вопрос миллиметров. Известное правило гласит, что сюжетно важные объекты нужно располагать на расстоянии 1/3 размера кадра от его боковой (левой или правой), а также верхней или нижней стороны (так называемое «правило третей»).
Конечно, это не гарантия успеха, однако нужно знать, что не всегда важные объекты следует размещать строго по центру. Например, линия горизонта точно посередине кадра разделит его на две половинки. Рассматривать такой пейзаж будет «некомфортно», взгляд будет «разрываться» между верхней и нижней частью изображения. В такой ситуации нужно определить, что важнее: небо или земля. Для передачи эффекта движения рекомендуется оставить пространство перед объектом с той стороны, куда он движется. Нужно также иметь в виду, что мы в силу своих культурных привычек просматриваем изображение слева направо. Поэтому перемещение в кадре справа налево усиливает эффект, а слева направо — притормаживает. При съемке общих планов не следует «резать» объект, пусть он останется в кадре полностью. Если при фотографировании крупного плана объект полностью в кадр не помещается, лучше убрать задний план, а перед объектом оставить пространство. Говоря о фокусировке и глубине резкости, следует задуматься, какие объекты необходимо выделить резко, а какие оставить нечеткими, что украсит кадр, придаст ему эмоциональную насыщенность, а что отвлечет внимание от главного, безнадежно испортив картину. Внимательно осмотрите место съемки, подумайте, что и с какого ракурса будете снимать, выберите одну (или несколько) точек съемки, подумайте, что именно вы хотите запечатлеть, какие детали или предметы могут оказаться лишними, а какие непременно должны находиться в кадре. Предметы среднего или заднего планов, если они не играют существенной роли, не должны быть ярче предметов переднего плана, то есть фон не должен отвлекать внимания от главного. Он может быть скорее нейтральным, размытым, чем контрастным: светлое хорошо смотрится на темном, темное — на светлом. Футболиста в зеленой майке плохо видно на фоне травы, а в красной — хорошо и т. д. Передать скорость объекта на фотоснимке возможно различными ракурсами, типами освещения и точками съемки, «смазанным» фоном. Съемка с нижней точки широкоугольни-ком создаст эффект присутствия, придаст динамичность архитектурному пейзажу, мягкое боковое освещение подчеркнет рельеф и цвет загорелых тел, а мяч будет хорошо виден на фоне не очень светлого голубого вечернего неба. Деталь играет важную роль в фотографии. На одном из снимков Ю. Иванова запечатлен танк на пьедестале. Но привлекает внимание не боевая машина, а воробей на стволе пушки. Но иногда детали на снимке бывают лишними. Начинающие фоторепортеры увлечены позой своего героя, ловят его взгляд, пытаются передать характер, ищут те или иные атрибуты. А в результате получается портрет человека, из головы которого растут листья. Можно ли увидеть случайно попавшую в кадр «чужую» руку? Современная техника позволяет вовремя удалить лишнюю деталь, не искажая содержание кадра. Главный рецензент — читатель. Снимки должны быть понятны зрителю. Детали не должны отвлекать от главного. На самом деле читателю небезразлично, кто, в каком виде и каким планом смотрит на него с газетной или журнальной страницы. Портретный жанр в региональной прессе не получил должного развития. Как правило, попавшие в кадр люди — от доярки до руководителя района — сфотографированы одним планом, обычно — общим. И все без исключения смотрят в объектив. Порой лицо человека, изображенного на снимке, невозможно разглядеть. Тем более, если портрет групповой. Существует простое правило построения композиции: отсекать все лишнее в кадре. Если мы говорим о портрете, то достаточно прикрыть картинную плоскость сверху, снизу, по бокам листом белой бумаги, убирая лишние детали, и главное в кадре сразу «заиграет», проявит себя. Опытные фотографы поступают так редко, поскольку убирают лишнее уже в процессе съемки, вглядываясь в видоискатель. Работа бильд-редактора заключается не только в отборе лучшего фотоснимка. Специалист должен объяснить фотографу, фоторепортеру, фотокорреспонденту причину своего выбора той или иной работы. Иногда этот выбор совпадает с авторской оценкой, иногда нет. Как правило, последнее слово остается за старшим по должности, хотя хороший руководитель обязательно прислушается к мнению подчиненного.
Чтобы прийти к согласию, размышляйте вслух: «Какую главную задачу выполняет данный снимок? Что автор хотел выразить своей фотографией? Как прочитывается основная мысль? Создан ли запоминающийся образ? Проникает ли он в душу? Передает ли снимок настроение или чувство? Трогает, просвещает, пробуждает ли воображение?». После вышесказанного может последовать вопрос фотографа: насколько важны эти высокие материи, если газета публикует десятки фотографий в каждом номере, который и живет-то всего один день. Поэтому следует скоропалительный вывод: читателю, мол, безразлично, какая деталь в кадре является главной, раскрыт ли образ героя, удачно ли выбран центр композиции и передает ли пейзаж то или иное настроение? Что ответить на это фотографу? Следует терпеливо объяснить: выбирая фотографии, необходимо обращать внимание на их жанровое разнообразие. Пусть оно и невелико: портрет, пейзаж, натюрморт, фотомонтаж. Однообразие не украшает газетную полосу. Обращайте внимание фотожурналиста, что существуют вертикальный и горизонтальный форматы. А в процессе фотографирования горизонтальный кадр следует дублировать вертикальным и наоборот. Это метод съемки, опробованный годами. Мастера фоторепортажа часто используют его. И это — не мелочь, так как при макетировании и верстке нужны не «кирпичи», а некоторые архитектурные «вертикали». «Заповеди» бильд-редактора. Они придуманы не автором данной книги. «Заповеди», как легенды или как эстафетная палочка, передаются от старшего поколения газетных работников к младшему, которому они нужны как воздух. Итак, чтобы выбрать лучшие фотографии в номер, нужно постоянно тренировать зрительную память, развивать художественный вкус. •Ходите на фотовыставки, в художественные салоны и музеи, общайтесь с коллегами, фоторепортерами и фотожурналистами. •Изучайте номера специализированных фотожурналов, иллюстрированные каталоги вернисажей. •Фотографируйте сами. •Учите и увлекайте других собственным примером. •Учитесь на чужих ошибках, пусть другие учатся на своих. •Не бойтесь ошибаться. •Понимайте эстетику живописи, скульптуры, музыки, литературы. Меж ду ними немало общего. •Прежде всего — образ. Ищите его в изображении и в слове. Во всех жанрах. •Образ — это однажды увиденное изображение, которое останется в памяти надолго. •Обращайте внимание на детали, нюансы, плавность линий, центр композиции, формат кадра, цвет и свет в нем. •Если заметили случайно попавший в кадр предмет, смело вырезайте. •Вглядитесь в лицо на портрете. •Прежде всего — глаза, затем руки, жест, поворот головы. •Несет ли этот снимок психологическую нагрузку? •Передает ли настроение? •Сопоставьте фотографии, которые планируете разместить рядом. Если все персонажи, попавшие на полосу, будут улыбаться, это будет выглядеть более чем странно. •Не забывайте про размер фотографии на полосе. •Крупный план в портрете и пейзаже привлекает внимание, мелкий — раздражает. •Мелкие фотографии, собранные на одной полосе или развороте (газетчики называют их «блохами»), портят общую композицию. •Большая по размерам фотография (ее еще называют «крупняк») образует доминанту на газетной странице. •В каждом снимке ищите новизну. •Новизна — не обязательно неожиданный ракурс, но и «поворот» темы.
Фото-редактор должен знать: Технику и технологию фотодела. Рынок фото-банков, фотографов, иллюстраторов. Программное обеспечение издательской деятельности. Основы авторского права. Должностные обязанности: Подбирает иллюстрации для материалов журнала и заказывает hi-rez в фотобанках Ищет фотографов и художников, организует работу с ними. Участвует в разработке вариантов иллюстрирования журнала вместе с главным редактором и арт-директором. Сопровождает подписание договоров с фотобанками. Отслеживает и сверяет приходящие от фотобанков счета, отслеживает закрытие работы актами и счетами-фактурами. Контролирует ссылки на авторские права на иллюстрации, публикуемые в журнале.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |