Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение и противодействие преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Наркотизм, представляющий собой негативное социально-правовое явление, имеет определенные закономерности, которые могут быть подвергнуты не только статистическому анализу и научному прогнозу, но и должны быть управляемы со стороны государства и общества посредством реализации предупредительной деятельности. Предупредить - значит принятыми мерами отвратить, опередить, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло[40].

В настоящее время широко обсуждается так называемая либеральная стратегия борьбы с наркотизмом (имеющая сторонников и в России), которая представлена, в частности, голландской практикой обращения с наркотическими средствами и организацией контроля за незаконным оборотом наркотиков. Сторонники либеральной стратегии считают, что в демократическом обществе человеку должно быть позволено все, что не запрещено законом, закон же может запрещать ему лишь те действия, которые несут прямой вред окружающим людям и природной среде. Поэтому, если потребитель наркотиков никому не причиняет неудобств, значит, никто не имеет права «ущемлять права», т.е. мешать его «увлечению», а тем более преследовать и наказывать за это. Все пагубные последствия употребления наркотиков обусловлены их запретом, поэтому необходимо легализовать продажу очищенных и дозированных опиатов, амфетамина, препаратов каннабиса, что, по их мнению, уменьшит смертность от передозировок, снизит патологические реакции, облегчит контроль за распространением наркотиков и вместе с тем не приведет к увеличению числа лиц, потребляющих наркотики.

Подобные высказывания рассчитаны на невежество части населения и преследует далеко не правозащитные цели. Нельзя также исключить экономические интересы высокопоставленных сторонников легализации наркоторговли.

Кроме того, даже если предположить, что наркоман сумеет на какое-то время уклониться от совершения явных аморальных или противоправных действий, признать его социально нейтральным, а тем более полезным, вряд ли возможно. Наркоман, даже самый экономный, постоянно тратит на наркотики огромные деньги, которые заработать честным трудом невозможно, особенно по причине быстрой деградации. Следовательно, большая часть денег приобретается вначале аморальным и бесчестным, а затем преступным способом. Переход на преступный путь - всего лишь вопрос времени для любого наркомана. Наркоман не может быть социально безвредным, так как, деградируя, он чувствует это и начинает завидовать здоровым людям. У него возникает желание отомстить: либо нанести ущерб (физический, психический), либо заманить в свое сообщество, вовлечь в потребление наркотиков своих, пока еще здоровых друзей. Таким образом, эта идея носит не только антигуманный, но и антигосударственный характер. Государство не вправе безответственно подходить к решению стратегических проблем, в частности, контроля за незаконным оборотом наркотиков[41].

Общеизвестно, что эффективное противодействие преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, во многом зависит от существующей в государстве системы мер социального и правового предупреждения. Только их комплекс позволяет надеяться на достижение успеха[42].

Основными направлениями предупреждения наркотизма, изложенными в принятой в 1993 г. Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, являются: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; профилактика незаконного потребления наркотиков; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами.

Говоря о мерах предупреждения незаконного оборота наркотиков, Т.А. Боголюбова предлагает активизировать работу правоохранительных органов в трех направлениях: противодействие сбыту наркотиков, выявление и пресечение преступной деятельности содержателей притонов, а также оказание превентивного воздействия на лиц, распространяющих опыт наркотизации[43].

Политика предупреждения наркотизма должна основываться на следующих основополагающих принципах: значимость проблемы и учет региональных особенностей; модернизация законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав граждан; достижение целей предупредительной работы посредством комплексности мер профилактического воздействия и приоритетности социальной профилактики.

Подход к проблеме предупреждения наркотизма должен быть основан с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, нуждающихся в повышенной защите. Такой подход подразумевает: уважение основополагающих принципов прав ребенка; выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты; рассмотрение несовершеннолетних как объектов и субъектов профилактики; организацию подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия[44].

Предупреждение наркотизма представляет собой систему мер, находящихся во взаимоотношениях и взаимосвязях, составляющих в совокупности определенную целостность. Многочисленность мер противодействия наркотизму предполагает сложность построения и описания системы предупреждения. О многообразии таких мер, их связей и отношений свидетельствует практика, в том числе правотворческая и правоприменительная, и теория предупреждения преступности во внутригосударственном и международном масштабах.

Первая попытка ограничения наркобизнеса была предпринята в 1909 г., когда представители 13 государств - Шанхайская комиссия - приняли 9 резолюций, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками. В 1912 г., в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После ее подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков.

В 1925-1953 гг. были приняты следующие международные документы, ограничивающие наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 г. - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 г. - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 г. - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ; 1946 г. - создана Комиссия ООН по наркотическим средствам; 1952 г. - принят Нью-Йоркский протокол об ограничении и регламентации культивирования растения мака, производства опиума и др.

В 1961-1988 гг. были подписаны следующие международные документы по законодательству в сфере незаконного оборота наркотических средств: 1961 г. - Единая конвенция о наркотических средствах с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах[45]; 1971 г. - Конвенция о психотропных веществах[46]; 1988 г. - Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ[47].

Указанные конвенции составляют основу современного международного законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В международную программу ООН по борьбе с наркотиками (МПБН) на 1994-1995 гг. и 1995-1996 гг. было включено 298 проектов, касающихся разнообразнчх аспектов, направлений и мер борьбы с распространением наркотиков. Из них 216 проектов завершены в 1994-1995 гг., а остальные 82 проекта успешно реализуются. Совокупная сумма ресурсов, мобилизованных для выполнения проектов, предоставленная Фондом МПБН ООН, составляет 484397800 долл. США.

Практика последних лет показывает, что действующая в России система мер, направленных на предупреждение дальнейшей наркотизации общества, не приносит должных результатов. Об этом свидетельствует не только рост числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, но и появление на внутреннем рынке новых для России наркотических средств, увеличение производства в подпольных лабораториях синтетических наркотиков. Происходит освоение территории нашего государства преступными организациями международного характера, специализирующимися на этом виде незаконного бизнеса[48].

В Приложении к постановлению 42 сессии областного Совета депутатов Новосибирской области от 11 июля 2001 г. «Обращение Новосибирского Областного Совета депутатов в Правительство РФ, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ о разработке и принятии Государственной федеральной программы по профилактике, реабилитации и борьбе с незаконным оборотом наркотиков»[49] указано, что одними из основных причин слабой реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 1999 г. № 1030 явились: частичное финансирование из федерального бюджета, за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующих федеральных министерств и ведомств; крайне слабое и без капитальных вложений обеспечение создания межрегиональных центров. Действующие Законы Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», по мнению специалистов врачей-наркологов, не отвечают в полной мере требованиям сегодняшнего дня.

С учетом сложности системы мер противодействия наркотизму раскрытие ее содержания связано, во-первых, с определением принципов предупреждения наркотизма; во-вторых, с классификацией этих мер по различным основаниям, ведущей к уяснению под разными углами зрения отношений и связей их друг с другом, и, в-третьих, с характеристикой в общем виде ее составляющих, противостоящих наркотизму, в соответствии с его аспектами или сферами проявления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркопреступность) | Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности. Виды рецидива
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.