Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Египет. Культура и цивилизация




Лекция

Лекция

Лекция

Культура и цивилизация

 

Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация ввел в употребление шотландский теоретик А. Фергюссон. Особое значение этот термин приобрел в Европе в эпоху Просвещения, когда цивилизацией называли такое государственное устройство, которое основано на разумности, справедливости и расцвете производства и земледелия. Для Гегеля цивилизация была связана с понятием “гражданское общество”. Марксизм к цивилизации относил техническую оснащенность общества, практическую деятельность общества, формы познания мира, место личности в обществе. Теоретики, чья деятельность связана в той или иной форме с этнографией и археологией, так называют в развитии человечества этап, следующий за дикостью и варварством. Многие ученые и в их числе Вернадский называли цивилизацию ноосферой [2] Земли и связывали ее со “способом и уровнем овладения силами природы” Некоторые ученые связывают цивилизацию с определенным уровнем развития общества во времени и пространстве, как, например, античная цивилизация, египетская и др. Есть и другая точка зрения, которая понимает цивилизацию как нечто противоположное культуре, как продукт разложения культуры.

Вопрос об антагонизме культуры и цивилизации был поставлен еще Руссо и Кантом. Размышляя о человеке, его природе и месте в мире, Руссо приходит к мысли, что человек как “естественное” существо по своей природе обладает всеми возможностями для труда во благо самого себя и общества. Но государство становится между возможностями человека и результатами его деятельности. Государство, которое, по мнению Руссо, призвано упорядочить жизнь людей и является результатом “общественного договора”, превратилось в форму, окостеневшую, враждебную для создавшего его человека. Это реально существующее государство противостоит человеку всей своей бюрократической системой, оно выступает как отчужденная культура, направленная против любого своего подданного.

Отчужденной культурой для человека становится, по мнению Руссо, каждый элемент ее. Это разум, который он понимает как рассудок, рассуждение, резонерство, и считает, что рассудок “не возвышает душу, а только утомляет, обессиливает ее и извращает суждение, которое он должен бы совершенствовать" [21, с. 86, 87]. Это религия, которая не становится для человека убежищем и утешением, выполняя установления государства. Это мораль, где он различает “естественное” состояние человека, источником которого может быть только совесть, с одной стороны, и “общественное мнение”, сводящее каждую моральную норму к простой формальности, с другой. “В том, что называется честью, я различаю честь, подсказанную общественным мнением, и честь, порожденную уважением к самому себе. Первая состоит из пустых предрассудков, еще более зыбких, чем морская волна; вторая зиждется на бессмертных началах нравственности. Светская честь может быть выгодной для положения в обществе, но она отнюдь не проникает в душу и не оказывает никакого влияния на истинное счастье. Подлинная честь, напротив, составляет сущность счастья, ибо только в ней обретаешь неиссякаемое чувство самоудовлетворения” [267, с. 75]. Таким образом, культура в понимании мыслителей XVIII века связана с духовной сферой и прежде всего с моралью, а наука, техника, этикет были отнесены к цивилизации.

Проблемы противоположности и несовместимости культуры и цивилизации разрабатываются и в современных исследованиях. О. Шпенглер считал, что гибель культуры связана с переходом ее в состояние цивилизации. В этом состоянии человечество может заниматься только приращением количества технических новшеств, не столько спасительных, сколько губительных для судеб мира. Швейцарский писатель Герман Гессе (1877—1962), писавший на немецом языке, воспринимает гибель культуры как крушение всех идеалов и ценностей: “Уже пол-Европы, уже по меньшей мере половина Восточной Европы находится на пути к хаосу, мчится в пьяном и святом угаре по краю пропасти, распевая пьяные гимны, какие пел Дмитрий Карамазов. Над этими гимнами глумится обиженный обыватель, но святой и ясновидец слушает их со слезами” [74, с. 115]. От Руссо и до наших дней сохранился взгляд на цивилизацию как на процесс нивелировки человека безликими государственными и другими социальными структурами.

Однако есть и другие подходы к этому вопросу. Не снимая проблемы контрсуществования культуры и цивилизации, такие ученые современности, как французский этнограф и социолог Клод Леви-Строс (р. 1908), Э. Фромм, А. Швейцер, видят выход из кризиса гуманизма и культуры в восстановлении культуры как проникающего гуманизма, как обретение смысла жизни в ее сохранении (Швейцер), в сохранении человека как личности (Фромм), в замене технократического развития гуманистическим. В начале книги упоминалось высказывание Швейцера, что XXI век либо будет веком культуры, либо его не будет вообще. Завершить же первую часть можно мыслью Фромма: “У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности”. В этих воззрениях культура и цивилизация рассматриваются не столько в противопоставлении друг другу, сколько в единстве, в котором культура становится неотъемлемой стороной цивилизации: “... во взаимоотношении цивилизации и культуры решающую роль играет культура, составляющая ядро цивилизации, ее нравственные и ценностные основы”

 

Важным является вопрос о знаковых системах записи. Важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письменности. Только создание письменности позволило человеческой культуре выйти из первоначального примитивного состояния. Без письменности развитие науки, техники и искусства было бы невозможным.

Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе, использовавшее предметы для передачи сообщения (например, передача оливковой ветви как знака мира). Однако это только предыстория письменности. Первой стадией ее истории была пиктография (рисуночное письмо). Следующая стадия – иероглифическоеписьмо, в котором рисунки принимают более схематичный характер. И, наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется небольшой набор письменных знаков, обозначающих не слова, а только звуки устной речи.

Письменность открыла дорогу тиражированию текстов – книгопечатанию. А с изобретением Иоганном Гутенбергом печатного станка в XV веке стало возможным массовое тиражирование книг.

С точки зрения семиотики, историю мировой культуры можно представить как смену следующих основных типов культуры:

1. 1. Дописьменный тип.

2. 2. Письменный тип.

3. 3. Письменно-книжный тип.

4. 4. Экранный тип.

 

 

Во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон, ставший впоследствии центром могучего процветающего государства — Вавилонии.

Самым большим достижением вавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске. Законы, отличавшиеся также литературными достоинствами, включали в себя 282 статьи, которые касались имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Каждая группа статей содержала как можно более полный перечень различного рода ситуаций и правил поведения для всех подданных.

Законы об имущественных отношениях строго карали за кражу, скупку и укрывательство краденого (как видим, в этом смысле законодательство опередило будущие религиозные заповеди). В законах отражались отношения между кредиторами и должниками, причем во всех возможных случаях закон был на стороне последних: если случался неурожай, то долг откладывался; срок долгового рабства ограничивался тремя годами; если кредитор наносил ущерб здоровью попавшего в рабство должника, то он нес суровое наказание.

Развитыми и довольно подробными для того времени были законы о семье, в которых предусматривались составление брачного контракта, наказания за супружескую измену (причем женщины наказывались более жестоко), право на развод, право наследования. Даже раб имел право на семью, хозяйство и имущество [52, т. 1].

Главным принципом наказаний был талион [лат. talio (talionis) “возмездие” (по силе равно преступлению)] — “око за око”, “руку за руку”, “сына за сына”, "раба за раба”. Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободный, но неполноправный человек, работающий в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и то же преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного.

Законы Хаммурапи — выдающееся достижение древности Двуречья. Они демонстрировали высокий уровень понимания места человека в государстве, степени и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Можно сказать, что особенностью законов не только во времена Хаммурапи, но и во все времена и во всех государствах Месопотамии было то, что они, являясь демонстрацией государственной власти, все-таки выражали и основы морали, господствующей в обществе.

Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II (605—562 до н.э.), который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим, о чем с горечью и проклятиями говорится в Библии. При нем же город Вавилон стал прекраснейшей столицей древнего мира, с удивительными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. В это время возвели знаменитую Вавилонскую башню — ступенчатое сооружение, достигавшее 91 метра в высоту и имевшее квадратное основание со стороной 90 метров, и создали знаменитые “висячие сады” (и башня, и сады входили в семь “чудес света”).

 

Древний Египет — очень значимая страна не только для Древнего Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Египет стал первым государством на Земле, которое разрослось до великой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.

Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям.

1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свидетельствуют их язык и черты характера.

2. Древние египтяне — родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их поклонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм).

Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась еги петская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности.

Каким же было государство в Древнем Египте?

Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.

Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависимости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, существовавшее многобожие никак не могло способствовать укреплению египетского государства, его централизации. Все это вылилось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV (1368—1351) объявил истинным богом солнечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнато-ном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклонялись другим богам, все имущество этих храмов было конфисковано. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов.

Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру.

Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архитектура, а наиболее значительная профессия — архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени.

Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строились из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до наших времен.

Архитектура Древнего Египта уже не представляется без главного своего достояния культуры — пирамид. Пирамиды представляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней.

Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери.

По учению египетских жрецов, душа человека была бессмертна. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наиболее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство — изготовление мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место — усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего постороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно верованию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же — для фараонов.

Самая первая пирамида для фараона Джосера (2780—2680) была воздвигнута около пяти тысяч лет назад, ее архитектором был Имхотеп (около XVIII до н. э.). Его будут чтить как великого царского зодчего и мудрого мага еще многие поколения после него.

Всего существовало около ста пирамид, из них дошла до нас только часть.

Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фараона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь — около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших известняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными плитами.

Помимо пирамиды Хеопса, в Гизе расположены другие известные пирамиды: фараона Хефрена и фараона Михерина. Все эти три пирамиды в Гизе являются одним из семи чудес света.

Ко второму тысячелетию до новой эры происходят некоторые изменения в строительстве пирамид. Они перестают быть такими грандиозными и становятся менее разорительными, поскольку строятся уже не из камней, а из кирпича.

Многочисленные грабежи пирамид привели к тому, что к первому тысячелетию пирамиды стали заменять тайными усыпальницами, хотя и их продолжали грабить. Одними из наиболее известных таких усыпальниц являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, представляющий собой скальную гробницу, и заупокойный храм царицы Хатшепсут, расположенный на трех скальных террасах в долине Дейр-эль-Бахри и сооруженный Се-ненмутом.

Помимо архитектуры, богатый вклад в культуру Древнего Египта внесло изобразительное искусство.

Очень часто перед дворцами или храмами ставились различные обелиски. Они были тонкими и высокими, часто сверху покрывались медью. Обелиски нередко расписывали иероглифами. Иероглиф представляет собой рисуночное символическое письмо, которое очень характерно для культуры Древнего Египта. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо.

Еще одним широко используемым изображением в Древнем Египте было каменное изображение существа с телом льва и головой человека. Такие статуи чаще всего ставились перед заупокойными храмами и назывались сфинксами. Перед пирамидой фараона Хефрена стоит самый большой из сфинксов, который был создан в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Длина этого изваяния — около 57 м. Позже, в шестнадцатом веке до новой эры, между лапами «отца трепета», как называли сфинкса за страх, который он внушал, был возведен храм.

Кроме этих памятников, существовали еще многие шедевры искусства, всевозможные статуи, стелы и другие монументы, изображавшие египетских правителей и их семьи.

Именно в Древнем Египте был создан один из самых прекрасных женских образов — скульптурный портрет царицы Нефертити, которая была женой фараона Аменхотепа IV (1368—1351). Согласно верованиям древних египтян портретные статуи являются двойниками умерших людей. Поэтому скульптурный портрет, получил широкое распространение в Египте в древние века.

Все памятники культуры (росписи, портреты и т. д.) в Древнем Египте отличались чувством гармонии, стремлением к прекрасному, к целостности. Эта тяга к целостности и обусловливает тот факт, что в Древнем Египте были распространены архитектурные ансамбли, представлявшие собой некий синтез всевозможных видов искусства. Скульпторы, зодчие, живописцы работали сообща, создавая целостные произведения искусства, многим из которых нет равных и по сей день. У зодчих был очень необыкновенный подход к делу создавая свои памятники архитектуры, они не забывали и про очень мелкие детали, учитывали многие характеристики, такие как географическое расположение, освещенность в разное время суток и др. Это давало порой необыкновенные эффекты. Недаром зодчим часто приписывали магические силы, некоторых обожествляли.

Рассматривая изобразительное искусство Древнего Египта, не обратить внимания на его декоративно-прикладную часть. Ведь уровень, на который поднялось декоративно-прикладное искусство в то время, был очень высоким. В первую очередь это касается различных предметов посуды. Появляются всевозможные блюда и сосуды из хрусталя, алебастра. Большое развитие получило изготовление украшений. Изысканной формы, с изящной отделкой украшения изготовляли из различных материалов. В основном это были золото, драгоценные камни и т. д.

Важная особенность изобразительного искусства Древнего Египта — выполнение и сохранение его основных принятых канонов. Техника, стиль, пропорции и другие аспекты изобразительного искусства были неизменными века и даже тысячелетия.

Что же происходило в Древнем Египте с письменностью? До нас дошло очень мало текстов того времени. В основном это различные молитвы и записи, связанные с ведением хозяйства. Они относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Но надо предполагать, что существовали и более древние тексты.

Интересно произведение «Беседа разочарованного со своей душой». Оно значимо тем, что является очень абстрактным сочинением. В нем человек, не нашедший смысла в своей жизни, ду мает о самоубийстве. Его же душа, наоборот, пытается от этого всячески отговорить.

Вообще литература Древнего Египта очень разнопланова, существовали произведения абсолютно разных жанров: повести, поучения, песни, заклинания, автобиографии и др.

Возникновение письменности принято относить к тридцатому веку до новой эры, это связывают прежде всего с тем, что того требовало государственное устройство Египта.

Выделяют три этапа развития письменности в Древнем Египте:

1) иероглифическое письмо;

2) иератическое письмо (деловая скоропись);

3) демотическое письмо (народная скоропись). Стоит отметить и то, что именно в Древнем Египте появился

такой вид искусства, как музыка. Ее появление связано прежде всего с различными ритуальными обрядами и празднествами, которые и привели к возникновению танцев, пантомим и т. д. Музыка, появившаяся тогда, стала разделяться на:

1) культовую;

2) народную;

3) придворную. Очень часто на египетских фресках второго тысячелетия до

новой эры можно встретить изображения различных музыкальных инструментов (барабанов, арф, лир и др.). Это говорит о том, что музыка играла огромную роль в жизни египтян. Недаром музыкантов считали родственниками фараонов, они пользовались в обществе большим почетом и уважением.

Различные жизненные ситуации и надобности привели к развитию в стране и науки, без которой потом уже не виделось никакого дальнейшего существования.

Прежде всего это математика. Ведь как без математики, без вычисления площадей и объемов можно создать такое грандиозное сооружение, как пирамида?

Наблюдая за небесными светилами, египтяне создали совершенно точный календарь. Он, как и современный, состоял из 365 дней, но отличался тем, что в нем было всего три, а не четыре сезона, в каждом из которых было по три месяца.

Другая заслуга древних египтян — это часы, они были водяными, солнечными.

Большие достижения были и в медицине. Стали создаваться лечебники, в которых были вполне реальные рецепты и несколько колдовских. Появились учения о кровообращении, учение о главном органе — сердце.

В Древнем Египте существовало несколько видов врачей:

1) «утробные»;

2) зубные;

3) глазные.

Появился и такой вид медицинской деятельности, как хирургия.

Помимо вышеперечисленных наук, развивались такие гуманитарные науки, как география и история.

Все это культурное развитие привело к тому, что в Древнем Египте стали появляться первые школы. Сначала это были школы для писцов, которые находились при дворе фараона, потом в школу стали отдавать всех мальчиков в возрасте от пяти до шестнадцати лет. В школе их обучали письму, чтению, спорту, этикету и т. д. Появились военные школы и др.

Культура Древнего Египта очень богата и разнообразна. Она внесла огромный вклад в культуру всего человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.