Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии принятия решений в условиях поведенческого риска




В научной литературе, да и в реальной жизненной практике, в человеческой истории отмечена важнейшая роль интуиции, веры в «успех безнадежного дела» и даже фетишизма при принятии важнейших жизненных решений многими великими руководителями всех времен и народов. Чего только стоит «Слово о полке Игореве», в котором действия князя Олега без тени сомнения можно признать образцом поведенческого риска, правда, без соответствующей математической проверки документально оформленных архивных данных. Современные достижения в этом смысле выглядят гораздо скромнее, потому что пришло время настроенных на точный расчет профессионалов – технократов, в том числе и в практическом менеджменте.

Поведенческий механизм субъектов управленческой деятельности основан на вынужденном взаимодействии руководителя и подчиненных, которых все таки объединяют общие цели и задачи. Чем многофункциональнее это взаимодействие, тем сложнее поведенческий механизм. В современных условиях хозяйствования для многих белорусских предприятий, особенно экспортоориентированных, понятие контрагента связано с деловым общением между партнерами из многих стран мира, в разных сферах деятельности, на разных договорных условиях. И если не учитывать возможные поведенческие реакции этих партнеров в ожидаемой перспективе, можно поиметь серьезные неприятности в бизнесе. И снова – риски, а, значит, надо научиться управлять поведением, как участников производственного процесса, так и потребителей.

Что необходимо знать риск-менеджеру, в первую очередь, по ожидаемой поведенческой реакции субъектов хозяйственной среды организации?

Во-первых, необходимо четко понимать, что любой действующий контрагент – такое же самое «лицо, принимающее решение». Большинство из них не противостоит вам, как потенциальному инициатору взаимодействия, и не собирается действовать против вас агрессивно.

Во-вторых, отсутствие достоверной информации о контрагенте может не позволить вам воспринимать его ожидание контакта, как миролюбивое поведение, и принудить к скрытой агрессии. Причины для подобного отношения к внешним хозяйствующим субъектам могут быть разные, выделим некоторые из них:

− вы не знаете, являются ли интересы контрагента взаимоприемлемыми с интересами остальных партнеров по бизнесу, в том числе и с вами, однако первичное стремление «минимизировать риск» вначале присутствует;

− вы узнали, что противоречия все-таки есть, и надо быть готовым к возможным контрмерам;

− вы знаете из надежных источников истинные намерения контрагента - они совпадают с вашими, следовательно, поведенческие риски минимальны.

− существуют объективные противоречия в позициях, то­чках зрения на отдельные вопросы, культурных традициях, которые не позволяют наладить успешное взаимодействие.

Современные подходы в риск-менеджменте предлагают разрешать вышеназванные проблемы математическими методами на основе теории игр. В данной теории наиболее применяемы матричные, биматричные и опе­ративные игры. Адаптация данного подхода к процессу практического обучения навыкам менеджмента привела к разработке учебных деловых игр по разным направлениям хозяйственной деятельности.

Согласно теории игр, имеющиеся в хозяйственной среде альтернативы взаимодействия принято называть стратегиями, что позволяет рассматривать управление поведенческими рисками, как неотъемлемую часть стратегического управления организацией. Соответственно, выступающие в теории игр в качестве компонентов формируемой (матричной, биматричной) модели взаимодействия игроки разрабатывают варианты стратегических решений (ходов в игре), направленных на достижение стратегических целей хозяйствующего субъекта.

В зависимости от количества принимающих участие игроков, выделяют парные и множественные игры. Разные типы игровых взаимоотношений дифференцируют игры на два варианта: с соперничеством и содействием друг другу; коалиционные и бескоалиционные и др. Применяемые в ходе игр оценочные шкалы, могут быть как качественными, так и количественными. Каждый из игроков при осуществлении системного анализа поведенческих рисков выступает в качестве эксперта.

Следует учитывать, что чем выше иерархический уровень разрабатываемой игры, тем больший набор поведенческих рисков рассматривается при ее ведении, и тем сложнее перечень решаемых

стратегических задач. Если рассматривается проблемная ситуация на уровнях "Руководитель среднего звена " или «Руководитель отрасли» на предприятии, то здесь приходится составлять матрицу рисков с учетом природных, экологических факторов, состояния хозяйственной среды, типичных производственных конфликтов. Для проведения игры на уровне высшего руководства необходимо максимально учитывать влияние внешней среды с ее возникающими угрозами и стратегическими возможностями вплоть до политических межстрановых рисков. Здесь более приемлемо применение модели биматричных игр в сочетании с деловыми беседами на основе методов «Дельфы», «синдиката» и прочее.

Во всех разновидностях матричных игр исследования проводятся на ос­нове принципа достижения наибольшего гарантированного результата. Тео­ретической основой для понятия «гарантированный результат» является гипотеза о возможности негативного (наихудшего) исхода для лица, принимающего управленческое решение. Согласно прин­ципу наибольшего гарантированного результата рациональ­ным следует считать такое поведение, которое обеспечивает наилучший из самых неблагоприятных результатов. В дополнение к вышеназванному принципу при разработке матричных игр может использоваться принцип равновесия, который означает, что рациональным поведением хозяйствующих субъектов следует считать такое, при котором каждый из них стремится к наиболее выигрышной ситуации, отклонение от которой невыгодно ни одному из игроков команды.

Количественный анализ на основе применения принци­пов наибольшего гарантированного результата и равновесие ведется по следующей технологической схеме (рис. 8.4):

 

Рис. 8.3 Схема количественного стратегического анализа при проведении матричных игр

При практической разработке стратегических альтернатив каждому игроку необхо­димо подготовить варианты ответов, как минимум, на следующие вопросы:

1. «Что сделать? – «вечный русский вопрос», который задается целью предстоящих дей­ствий.

2. «Когда? Где? И с помощью чего сделать? – физико-экономическая конкретизация предыдущего вопроса с привязкой расчетной суммы инвестиций во времени и пространстве.

3. «На что направить усилия?» или «главное направление удара» - как сказал бы «товарищ Жуков», направляя перед «товарищем Сталиным» указку на Берлин.

В чем главные особенности поведенческой реакции игроков, а, следовательно, и поведенческих рисков при игровых «стратегических сражениях»? Прежде всего, необходимо учитывать невысокую вероятность нахождения равновесной стратегической ситуации одновременно для всех игроков. Это обстоятельство заставляет всех игроков, в том числе и участников игры под названием «бизнес» постоянно адапти­роваться друг к другу (и это замечательно!), а в дальнейшем выдвигать более усовершенствованные гипотезы об ответных реакциях конкурента и собствен­ных контрмерах. В психологии такое поведение, при котором игрок отклоняется от своей максимально выигрышной стратегии с целью улучшения значения выигрыша в свою пользу, называют рефлексивным. Лицо, окончательно принимающее подобное решение, чаще идет на риск подсознательно, «чувствуя кожей». Пожалуй, именно в этом заключается основополагающая сущность поведенческого риска для существ с высшим типом нервной деятельности. Следует понимать, что поведение матерого волка, которого «обложили» красными флажками охотники, будет немногим отличаться от поведения человека, вынужденного прыгать с третьего этажа горящего дома. И тот, и другой идут на риск, преодолевая в себе ощущение явной опасности, и рефлексивно (подсознательно) ощущая, что сокращение фактора времени дает улучшение шансов на выигрыш под названием «жизнь».

В реальной «бизнес-игре» и поведенческие мотивы, и ожидаемые риски гораздо многограннее. Здесь на решения игроков влияют личностные характеристики отдельных субъектов, специфика и размеры пред­полагаемых выигрышей, и даже их способности к рефлексивному мимикрированию в виде игрового блефа и искусства «подставить» соперника. Как показывает жизненная практика, совет бывалых игроков «Будь хитрым!» часто оказывается полезным, потому что в конечном итоге чаще выигрывает тот, кто был более скрытен и наблюдателен вначале, а затем быстрее и решительнее в конце.

В качестве практического примера проведения деловой игры с рискологическим содержанием можно привести авторскую разработку под названием ««Золотой ключик» к управлению инновациями» на 1-й Минской птицефабрике, в которой специалистам предприятия в качестве игроковпредлагается, используя методику системного анализа хозяйственных рисков разработать стратегический план инновационных мероприятий по их снижению. Так как в реальной хозяйственной деятельности руководство предприятия всегда анализирует весь набор основополагающих рисков, в разработанной деловой игре, кроме чисто экономических факторов, через инструментарий практического маркетинга рассматриваются и поведенческие мотивы всех участников хозяйственного процесса. По поведенческим рискам при необходимости можно разрабатывать отдельную матрицу и затем использовать ее при разработке так называемых смешанных стратегий, в которых оптимизация риска достигается за счет математически рассчитанной равновесной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.