Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль государства в марксистской концепции

Гегель о правовом государстве.

Форма государства в Российской Федерации.

Формы государственного правления.

Типы государственного устройства.

Государство как универсальный политический институт.

4.Правовое и социальное государство: ценности и принципы.

 

Положения ГОСТ:

Институциональные аспекты политики.

 

Основные понятия:

Политический институт. Функция политических институтов. Типы определения государства. Государство. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Типы государства. Характерные черты современного государства. Функции современного государства. Тип (форма) государственного устройства. Типы государственного устройства. Унитарное, федеративное и конфедеративного государства. Форма правления. Формы государственного правления. Монархия (абсолютная, конституционная). Республика (президентская, парламентская, смешанная). Специфические разновидности республик. Правовое государство. Основополагающие принципы правового государства. Социальное государство. Условия, необходимы для формирования социального государства. Типы социального государства и их сравнение.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ГОСУДАРСТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Основные понятия:

Политический институт. Функция политических институтов. Типы определения государства. Государство. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Типы государства. Характерные черты современного государства. Функции современного государства.

 

Политический институт – это:

1) идеальная модель системы отношений и общения людей по поводу власти и управления, поддерживающая связь человека и коллектива, внутреннее единство какого-либо объединения и опирающаяся на совместные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления);

2) состояние организованной общности; организационная форма объединения людей в особую ассоциацию, основывающуюся на коллективных воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях;

3) осуществление и воспроизводство посредством коллективной воли моделей отношений – принципов и норм, ценностей и целей – в единой политической практике людей и их групп.

Главная функция политических институтов – регулирование тех или иных сфер политических отношений.

 

Типы определения государства:

1) государствоцентристские – проецируют интересы общественных групп на институты;

2) социоцентристские – считают общественные группы автономными величинами, только опосредованно выражающими групповые интересы.

 

Государство:

– это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Концепции происхождения, природы и социального назначения государства:

Теократическая концепция – государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Патриархальная концепция – государственная власть как опекунская, отеческая, возникающая в результате соединения родов в племена, племён в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

Договорные теории происхождения государства – государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственносм состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты.

Марксистское учение о классах и государстве – государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящих масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.

Теория завоевания (насилия) – первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора – завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями.

Типы государства:

1. Традиционные – сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными.

2. Конституционные – ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

 

Характерные черты современного государства:

1) территория – это физическая, материальная основа государства, которая: нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема.

2) население – это человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3) суверенная властьсуверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.

 

Функции современного государства:

- экономическая (налоги, кредиты, санкции, макроэкономическая стабильность…);

- социальная (удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержке здоровья, образовании…);

- организаторская (организация и исполнение решений, управленцев, контроля…);

- правовая (правопорядок, нормы, регулирование поведения, общественных отношений);

- политическая (политическая стабильность, властные полномочия, выработка стратегических задач и целей развития общества);

- образовательная (непрерывность образования, равные возможности получения);

- культурно-воспитательная (духовность, культура, гражданственность);

- оборона страны;

- внешнее взаимовыгодное сотрудничество.


ВОПРОС 2:

«ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСРОЙСТВА»

 

Основные понятия:

Тип (форма) государственного устройства. Типы государственного устройства. Унитарное, федеративное и конфедеративного государства.

 

Тип (форма) государственного устройства

– это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов.

 

Типы (формы) государственного устройства:

1. Унитарное государство – форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Действует единая конституция, единая система высших органов государственной власти, единое гражданство и единое система права. Территория подразделяется на административно территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью (Египет, Франция, Великобритания, Украина и др.).

2. Федерация – союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Объединяющее начало федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданство отдельных субъектов федерации, в которых имеются собственные конституции, законодательные и исполнительные органы власти. Принцип верховенства конституции и законов федерации.

3. Конфедерация – форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Каждый член конфедерации, сохраняет государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Создаются один или несколько специальных органов и должностных постов. Отсутствует единая налоговая и правовая система. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон (Конфедерация Новой Англии (1643), Северо-Германский союз (1867), США до 1789 г., Швейцария до последней трети XIX в. Сегодня «чистых» конфедераций не существует, хотя само это слово присутствует в названии ряда государств (например, Швейцарии), что не меняет сущености их федеративного государственного устройства).


ВОПРОС 3:

«ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ»

 

Основные понятия:

Форма правления. Формы государственного правления. Монархия (абсолютная, конституционная). Республика (президентская, парламентская, смешанная). Специфические разновидности республик.

 

Форма правления:

– способ организации верховной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.

 

Формы государственного правления:

I. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия:

• абсолютная монархия – монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти (Королевство Саудовской Аравии, Бруней и др.);

• конституционная монархия – полномочия монарха лимитированы. По степени ограничения выделяют:

- дуалистическую монархию – помимо монарха существует парламент, который издает законы, утверждает бюджет. Монарх же обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето (от лат. – запрещено. Отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом) в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и пр.);

- парламентскую монархию – реальная власть монарха сильно ограничена. В одних странах функции монарха сведены лишь к представительству (Япония, Швеция). В других государствах (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, однако он пользуется ими только в результате инициативы правительства, иного органа или вообще не прибегает к ним, так, что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса. Все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причём ответственность несёт только правительство. В политической жизни страны наиболее значительное лицо – премьер министр.

 

II. Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением:

• президентская республика – самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей власти: президентской (исполнительной), парламентской (законодательной) и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию (США, Аргентина, Бразилия и др.).

Характерные признаки президентской республики:

- в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;

- исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главной государства и правительства;

- президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

- президент политически ответственен перед народом, а правительство – перед президентом;

- парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушения закона президентом. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела – верхней), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

- при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

- исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент – председатель сената).

парламентская республика – характеризуется провозглашением верховенства парламента, пред которым правительство несёт политическую ответственность за свою деятельность. Наличие должности премьер-министра. Правительство формируется только парламентским путём из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Правление носит партийный характер (Италия, ФРГ, Ирландия, Австрия и др.).

Характерные признаки парламентской республики:

- выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

- парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

- глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

- раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.);

- правительство имеет право законодательской инициативы (в ФРГ – еще и право вето на законопроекты);

- независимость правительства по отношению к главе государства.

Типы парламентаризма:

1) монистический – правительство несет ответственность только перед нижней палатой;

2) дуалистический – относительное равновесие между законодательной и исполнительной ветвями власти при наличии двух центров принятия решений – глава государства и нижняя палата;

3) рационализированный – ради избежания политических кризисов парламентские механизмы регулируются конституционно.

смешанная (полупрезидентская, президенциализм) республика – соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика (Франция, Португалия, Финляндия, Шри Ланка, Казахстан, в ряде стран Южной Америки, Африки и т.д.).

Характерные признаки парламентской республики:

- глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;

- президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответственен перед ним;

- правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума (от лат. – желание. Решение или мнение, выраженное путем голосования) недоверия;

- партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают;

- президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

- у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

- у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности.

 

Специфические разновидности республик:

- с коллегиальным главой государства – в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе сими членов на относительно широкой коалиционной основе. Председательствует в Совете президент, избираемый на 1 год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представительные функции (действует также в Гвинее-Бисау);

- с институтом капитан-регентства – в Сан-Марино обязанности главы государства и правительства исполняют два капитан-регента, избираемые парламентом на шесть месяцев. По закону они должны все вопросы решать единогласно. Парламент фактически контролировать деятельность этих руководителей;

- суперпрезидентские – характерна для ряда африканских республик, где практически вся полнота власти сосредоточена в руках президента, а роль представительных и судебных институтов невелика. Отдельные африканские страны возглавляются пожизненными президентами. Выборы воспринимаются как некий ритуал, где все роли расписаны заранее.


ВОПРОС 4:

«ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВО: ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ»

 

Основные понятия:

Правовое государство. Основополагающие принципы правового государства. Социальное государство. Условия, необходимы для формирования социального государства. Типы социального государства и их сравнение.

 

Правовое государство:

– принцип ограничения власти, согласно которому верховная (государственная) власть, управленцы других уровней, все социальные общности и каждая отдельная личность уважают право и находятся в равном положении по отношению к нему. Здесь высшая законность – судебная власть, причем в последней инстанции. Неуважение к закону наказывается судом. Правовое государство предполагает иерархию юрисдикции, т.е. среди правовых актов главный – конституция, затем свод законов разных уровней, указы руководителя государства, постановления правительства и т.д.

 

Основополагающие принципы правового государства:

1) верховенство правового закона – господство закона во всех сферах общественной жизни;

2) реальность прав и свобод граждан – признание, утверждение и надлежащее гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

3) взаимная ответственность государства и личности – выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществление законов (суд, прокурорский надзор, арбитраж)

 

Одной из главных функции правового государства является формирование правового социального государства.

 

Социальное государство:

– это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

 

Условия, необходимые для формирования социального государства:

1) социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики;

2) необходимыми предпосылками становления социального государства в любой стране выступают правовое, преимущественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в форме правового государства, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономического и другого законодательства;

3) открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.

 

Типы социального государства:

1. Консервативный.

2. Либеральный

3. Социал-демократический

 

Индикаторы разграничения типов социального государства:

1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недостаточного (низкого) уровня доходов населения.

2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения.

3. Удельный вес частных (негосударственных) ассигнований (расходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и соотношение этой доли с официальными выплатами из бюджета.

4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирования социальных программ и нужд, включая индивидуальные и коллективные вклады людей в социальном государстве.

5. Масштабы, в которых система социального обеспечения дифференцирована и организована по различным профессиональным группам социального риска, включая социальные риски, связанные с безработицей, старостью, болезнями и др.

6. Емкость фондов перераспределения социальной политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального страхования от предпринимателей и предприятий.

7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.

 

Сравнение типов социального государства по индикатора разграничения:

 

Инди- каторы ЛИБЕРАЛЬНОЕ КОНВЕРВАТИВНОЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ
  Слабая Средняя Сильная
  Действует социальная поддержка бедных Действует социальное право Действует социальное право
  Высокий Средний Низкий
  Средние Большие Средние
  Нет Да Нет
  Умеренная Умеренная Большая
  Нет Только в стадии процветания Да

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социализация личности в разных культурах | Измерение длин линий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.