Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я лекция. Древнейшие цивилизации –возникли в течение III тыс

ЗАРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Древнейшие цивилизации – возникли в течение III тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африки и Южной Азии:

древнеегипетская,

древнеиндийская,

шумерская,

древнекитайская,

древнеяпонская.

 

Признаки цивилизации:

наличие письменности,

наличие городов,

наличие государства.

 

Терии зарождения цивилизаций:

военная (силовая) – цивилизация стала результатом объединения племён для постройки укреплений и стен для защиты от набегов соседних племён;

торговая – цивилизация сложилась в результте развития торговли и ремёсел;

земледельческая – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении земледельческих работ;

ирригационная – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений;

климатическая – цивилизация стала результатом сотрудничества племён, совместно боровшимся за жизнь в условиях ухудшающегося климата;

космическая (палеовитизма) – цивилизация есть результат вмешательства инопланетян, которые создали человека и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях.

 

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением общественной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности.

Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был полностью погружён в деятельность, он не оценивал своих поступков, ощущений. Его мышление было «нерасчленённым», он ещё не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщённые представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации. От человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения, а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и учёным писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих учёных, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции, шаблону. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий.
Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность.

Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причём презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения.

Древние цивилизации находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства – двух важнейших элементов хозяйственной системы Древнего мира.

 

 

Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия.

В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось осёдлым скотоводством, ловлей рыбы.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.

От хозяйственных забот были свободны также младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине - защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов. Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина - так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами (кастами) – господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники – города. Возникают предпосылки создания государства.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности.

Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.

 

 

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический сверхцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) 2-е поколение (VIII—XIV вв.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская

 

Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

Первые государства в мире возникли в Древнем Египте и Древней Индии.

Первые известия о существовании Древнеегипетского государства связаны со строительсом пирамид (начало IV тыс. до н. э.). Зарождение государства в Древнем Египте, как и повсюду на Востоке, сопровождалось расслоением общества на разные сословия. Пирамиду власти возглавлял фараон, который управлял государством. Он считался наместником бога на земле, сыном бога Солнца-Ра, был верховным собственником земли, имел многочисленную армию, и это давало ему право властвовать и наказывать всех своих подданных. Чуть ниже находились очень влиятельные сословия – жрецы и знатные воины. Они владели земельной собственностью, жили в своих поместьях, которые были снабжены всем необходимым для ведения сельского хозяйства. Из жреческого сословия впоследствии выделились судьи. В привилегированном положении находились также многочисленные чиновники, сборщики налогов, воины. Низшую ступень занимало сословие ремесленников и свободных общинников.

Около 1300 г. до н. э. зародилось Древнеиндийское государство. Его население также распалось на касты. Господствующее положение заняла каста воинов и каста вайшьев, разделившаяся на землевладельцев, ремесленников и купцов. Туземцы, населявшие эти земли исконно, теперь составляли низшую касту – шудр (слуг).

 

Теории происхождения государства:

Теологическая (религиозная) теория. Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Патриархальная теория. Государство является продуктом естественного развития семьи. В процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи – патриарха, отца – превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

Договорная теория. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определённое состояние общества. В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ – на восстание против деспота, монарх – на наказание виновных.

Теория насилия. Государство – это результат завоевоевания.

Теория внешнего насилия. Государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побеждёнными.

Теория внутреннего насилия. Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством.

Психологическая теория. Основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других – подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определённых моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

Ирригационная теория. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство.

Расовая теория. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) – слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.

Инцестная (половая) теория. Причиной возникновения государства стало введение запрета кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае его неисполнения. Постепенно они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Органическая теория. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определённых функций.

Спортивная теория. Развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

Диффузная теория. Государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит диффузия (распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых ещё неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Классовая (марксистская) теория. Государство – это результат объективных общественно-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

 

 

Этапы развития государств Древнего Востока:

первый (кон. V-IV тыс. до н. э.) – формирование первых очагов цивилизаций – номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье; их характерные черты:

отсутствие территориального деления,

объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия,

неразделённость высшей светской и духовной власти,

эксплуатация не конкретного человека, а общины,

преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением,

господство обычного права;

второй (III-II тыс. до н. э.) – эпоха централизованных царств; возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Ирана и Аравии находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Дальнего Востока развивались изолированно; господство натурального хозяйства;

третий (I пол. I тыс. до н. э.) – эпоха возникновения и гибели великих империй – Новоассирийской, Нововавилонской, Ахеменидской и Циньской; объединение составляющих эти государства регионов и выравнивание уровней их развития; рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

 

Завоевания Александра Македонского (Великого) (336-323 гг. до н. э.) – завершение самостоятельной истории древних цивилизаций Ближнего Востока.

 

На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Её основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства.

Формы собственности (с III твс. до н. э.) – на землю, воду и полезные ископаемые:

царско-храмовая,

общинная.

Верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путём поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Сельское хозйство – натурально производство.

Городские ремёсла – простое товарное производство.

 

Древневосточное рабство – рабысчитались членами семьи и работали наравне с другими её представителями, их жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх:

патриархальное – сложилось на ранней стадии формирования государства; рабами становились, как правило, военнопленные;

долговое – сложилось в результате развития имущественных отношений; рабами становились обедневшие общинники.

 

Древневосточная деспотия – государственный режим, прикотором: а) полномочия главы государства не ограничены; б) светская и церковная власти объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) существует подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека рабом традиций и веры.

Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя – живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьёй.

Человек был полностью подчинён государству. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников – к профессии.

Страны Древнего Востока почти не знали общественных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

 

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на замкнутые самоуправляемые территориальные поселения – общины и группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий, принадлежность к которым передавалась по наследству:

сословия – их можно поменять при каких-то особых случаях; они не были полностью изолированы друг от друга

касты – их поменять бюыло нельзя ни при каких случаях, они были полностью изолированы друг от друга.

 

Основной очаг зарождения цивилизаций на Ближнем Востоке – Двуречье.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объединение англосаксонских стран | Вакцинопрофилактика туберкулеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.