Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение национальности юридических лиц в МЧП

Лекция 6 Юридические лица как субъекты МЧП

1.Правовой статус юридических лиц как субъектов МЧП. (Определение национальности юридических лиц в МЧП. Признание иностранных юридических лиц. Определение права, применимого к иностранным юридическим
липам. Международными юридическими лицами являются)

2. Проблемы правового регулирования деятельности ТНК

3. Правовой режим иностранных юридических лиц в Украине.

4. Международные организации как субъект МЧП.

5. Государство как субъект МЧП.

1. Правовой статус юридических лицкак субъектов МЧП.

Юридические лица как субъекты МЧП подразделяются на две ба­зовые категории:

1) национальные юридические лица, которые в любом государстве также подразделяются на две группы:

• отечественные юридические лица;

• иностранные юридические лица;

2) международные юридические лица.

Можно выделить три главных вопроса, возникающих при определе­нии правового статуса национальных юридических лиц:

1) об определении национальности юридического лица;

2) о признании иностранного юридического лица как субъекта права;

3) о праве, применимом к деятельности иностранного юридичес­кого лица.

 

1. Определение национальности юридических лиц.

Под национальностью юридического лица понимается его принад­лежность к определенному государству. Определение национальности юридического лица необходимо, во-первых, для выяснения вопроса, является ли оно отечественным или иностранным субъектом права; во-вторых, для установления его личного статута, отвечающего на вопросы о статусе данного образования — является ли оно юридичес­ким лицом, каков порядок его возникновения и прекращения, объем правоспособности, организационная структура и пр.

В науке МЧП разработаны несколько критериев, на основании ко­торых делают заключение о национальности (государственной принад­лежности) юридического лица:

критерий места, учреждения («инкорпорации») — юридическое лицо имеет национальность той страны, по праву которой оно было создано (зарегистрировано, инкорпорировано);

критерий, местонахождения («центра оседлости») — юридичес­кое лицо имеет национальность той страны, в которой расположены его исполнительный орган либо зарегистрированный (основной) офис;

критерий места деятельности («центра эксплуатации») — юри­дическое лицо обладает национальностью того государства, в кото­ром осуществляет свою основную деятельность;

критерий контроля — определяющей признается государствен­ная принадлежность учредителей (участников) юридического лица или членов его органа управления.

Законодательство Украины устанавливает различные критерии для определения иностранного юридического лица в отдельных сфе­рах правового регулирования.

В соответствии со ст. 25 ЗУ «МЧП» Личным законом юридического лица считается право государства местонахождение юридического лица. Местонахождением юридического, в соответствии с Законом, лица является государство, в котором юридическое лицо зарегистрировано или иным образом создано согласно с правом этого государства. При отсутствии таких условий или если их невозможно установить, применяется право государства, в котором находится исполнительный орган управления юридического лица.

Однако уже Закон «О внешнеэкономической деятельности» ис­пользует иной критерий для деления юридических лиц на отечествен­ных и иностранных — в ст. 1 Закон определяет иностранных субъек­тов хозяйственной деятельности как субъектов, имеющих постоянное местонахождение или постоянное место жительства за пределами Украины. Под постоянным местонахождением при этом понимается местонахождение официально зарегистрированного главного органа уп­равления (конторы) субъекта хозяйственной деятельности. Таким образом, в данном законодательном акте для разграничения отече­ственных и иностранных юридических лиц использован критерий местонахождения.

Закон «О налогообложении прибыли предприятий» определяет понятие «нерезиденты», используя две критерия — места учреждения и места нахождения. К юридическим лицам — нерезидентам данным Законом отнесены «юридические лица и субъекты предпринимательс­кой деятельности, не имеющие статуса юридического лица, с местона­хождением за пределами Украины, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством другого государ­ства...».

Если обратиться к международным договорам Украины — имеет место применение всех четырех критериев. Например, Соглашение с Францией о взаимном содействии и взаимной защите инвестиций от 3.05.1994 г. предусматривает применение нескольких критериев: «Тер­мин «компании» означает любое юридическое лицо, созданное на тер­ритории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее зако­нодательством и имеющее там свой юридический адрес, или прямо либо косвенно контролируемое гражданами одной из Договаривающихся Сторон или юридическими лицами, имеющими юридический адрес на территории одной из Договаривающихся Сторон и созданными в со­ответствии с ее законодательством». Данное определение указывает на необходимость применения трех критериев: места учреждения и местонахождения, а также контроля. Соглашение о взаимном поощ­рении и взаимной защите инвестиций с Польшей от 12.01.1993 г. пре­дусматривает также и применение критерия места деятельности.

Включение в международные договоры тех или иных критериев определения национальности юридических лиц (обычно действующих комплексно, в совокупности) обусловлено различными подходами го­сударств-сторон договора к определению национальности юридичес­ких лиц.

 

2. Признание иностранных юридических лиц.

Определение юридического лица как иностранного неизбежно ста­вит вопрос о его признании. Долгое время юридические лица, создан­ные по законам одного государства, не признавались и не могли осу­ществлять хозяйственную или иную деятельность в другом государ­стве. Данный подход объясняется сущностью юридического лица как искусственного, фиктивного субъекта права, созданного и существую­щего в рамках определенного национального правопорядка, — за рамками действия данного правопорядка такие лица соответственно не признавались. Однако развитие международных экономических отно­шений, глобализация хозяйственных связей показали неэффектив­ность подобного подхода к иностранным юридическим лицам.

Сегодня вопрос о признании иностранных юридических лиц мо­жет решаться как во внутреннем праве, так и в международных дого­ворах (двусторонних и многосторонних). Общепризнанным принци­пом МЧП является автоматическое и безусловное признание иностран­ных юридических лиц. Юридическое лицо, получившее статус субъекта права по законам одного государства, признается в качестве иност­ранного субъекта права на территории иного государства.

Иностранные юридические лица подтверждают свой статус выпиской из торгового, банковского или судебного реестра того госу­дарства, в котором было создано юридическое лицо и правопорядок которого наделяет его гражданской правосубъектностью, а также уч­редительными документами, заверенными в установленном порядке. Если иное не установлено международным договором, данные докумен­ты должны быть легализованы и переведены на язык той страны, где предполагается их использование (Приказ МВЭСиТорг Укр. от 18.01.1996г.№ 30).

3. Определение права, применимого к иностранным юридическим
липам.

Правовой статус иностранного юридического лица определяется:

1) личным законом (статутом) юридического лица (законом стра­ны его государственной принадлежности);

2) законом государства, на территории которого осуществляется
деятельность юридического липа.

Личный закон юридического лица (личный статут) определяет:
• относится ли данное образование к категории юридических
лиц, может ли оно выступать полноправным участником гражданско-
правовых отношений;

• порядок его возникновения и прекращения;

• объем правоспособности;

• органы управления;

• режим имущества;

• ответственность по обязательствам и др.

Допуск иностранного юридического лица к осуществлению дея­тельности на территории иностранного государства и порядок такой деятельности регулируется законами данного государства — т.е. при­меняется закон места осуществления деятельности.

Юридическое лицо не может иметь за границей больше прав, чем дал бы ему личный статут. В то же время иностранное юридическое лицо не может пользоваться правами, не предусмотренными законо­дательством государства, на территории которого осуществляется де­ятельность данного лица.

Иные подходы применяются в МЧП при определении правового статуса международных юридических лиц.

 

4. Международными юридическими лицами являются:

1) юридические лица, созданные непосредственно международным договором или на основании национального закона, принятого в соот­ветствии с международным договором, учредителями которых высту­пают государства или иные суверенные субъекты прав;

2) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятель­ность в соответствии с нормами международных договоров, учредите­лями которых выступают субъекты частного права (европейская компания, европейское объединение с общей экономической целью и др.).

Такие юридические лица не имеют национальности, их личным ста­тутом является международный правопорядок.

Тем не менее, международные юридические лица не являются пол­ностью автономными по отношению к национальным правовым сис­темам — по ряду вопросов, круг которых определяется в соответству­ющем международном договоре, данные юридические лица подчиняются национальному праву отдельного государства — например, государ­ства, в котором находится штаб-квартира или представительство международной организации или зарегистрированный офис европей­ской компании.

Европейская компания является образованием нового типа, суще­ственно изменяющим подход МЧП к вопросу о международных юри­дических лицах.

8 октября 2001 года Советом ЕС был принят Регламент об уставе европейской компании (Council Regulation (ЕС) N0 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE)). Регла­мент вводит единую для всех стран ЕС систему правового регулирова­ния деятельности нового корпоративного образования — европейской компании (European Company Societas SE). Европейская компания создается в форме публичной компании с ограниченной от­ветственностью и может быть зарегистрирована в любом из госу­дарств — членов ЕС. Наименование европейской компании обяза­тельно должно содержать аббревиатуру «ЕС».

Статья 2 Регламента предусматривает различные способы форми­рования европейской компании. Европейская компания может быть создана двумя и более юридическими лицами путем подписки на ее акции, она может возникать вследствие слияния действующих публич­ных компаний или преобразования национальной публичной компа­нии в европейскую. Европейская компания может быть также сфор­мирована как холдинговая компания, объединяющая национальные публичные компании. Разработчики положения планировали, что ев­ропейская компания будет использоваться прежде всего для осуществ­ления трансграничных слияний публичных компаний, расположенных в различных государствах — членах ЕС.

Правовой статус европейской компании является достаточно спе­цифичным. Она подчиняется нормам Положения об уставе европейс­кой компании, а также специальным правовым предписаниям госу­дарств — членов ЕС относительно статуса европейской компании. По вопросам, не урегулированным вышеназванными источниками, действует общее право страны местонахождения зарегистрированного офиса европейской компании (т.е. право данной страны, применяемое к национальным публичным компаниям). Так, Положение не затраги­вает вопросы налогообложения, конкуренции, интеллектуальной соб­ственности, а также неплатежеспособности компаний, и соответствен­но к данным правоотношениям будет применяться внутригосудар­ственное право стран — членов ЕС.

Капитал европейской компании должен быть выражен в евро. Размещенный капитал должен быть не менее 120 тыс. евро.

Европейская компания может переносить свой зарегистрирован­ный офис из одного государства ЕС в другое, не утрачивая при этом своей правосубъектности, — действие совершенно неосуществимое для национальных юридических лиц.

Регламент ЕС об уставе европейской компании вступит в действие только в 2004 году, поскольку в национальном праве каждого госу­дарства — члена ЕС должны быть созданы механизмы, регулирую­щие порядок формирования и функционирования европейских компа­ний, имеющих зарегистрированный офис в данном государстве. Так­же необходимо время для имплементации в национальное право государств — членов ЕС Директивы ЕС о наемном персонале евро­пейской компании 2001 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые и организационные методы защиты информации в ПК | Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных компаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.