Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и стили лидерства




Природа и содержание политического лидерства.

Сущность и роль политической элиты.

Группы интересов в политике.

 

Положения ГОСТ:

Политические элиты. Политическое лидерство.

 

Основные понятия:

Социальные субъекты власти. Группы интересов. Функции групп интересов. Типы групп интересов. Лоббизм. Лоббистские способы влияния на органы власти. Корпоративизм. Корпорация.Элита. Группы элит. Правящая элита. Основные современные подходы к определению сущности элит. Циркуляция элиты. Система отбора (рекрутирования) элит. Мотивы отбора кандидатуры в элиту.Политическое лидерство. Функции лидерства. Виды политического лидерства. Качества присущие лидеру. Типы лидерства по М.Веберу. Стили руководства по К.Левину. Собирательные образы лидера М.Дж.Херманн.

 

Темы рефератов:

1.Концепция демократического элитизма (П.Барах, Р.Даль и др.)

2.Теория черт лидера (К.Бирд, Э.Богардус и др.)

3.Ситуационная концепция лидерства (В.Дилл, Т.Хилтон и др.)

 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ПОЛИТИКЕ»

 

Основные понятия:

Социальные субъекты власти. Группы интересов. Функции групп интересов. Типы групп интересов. Лоббизм. Лоббистские способы влияния на органы власти. Корпоративизм. Корпорация.

Социальные субъекты власти

– это общественные группы и отдельные индивиды, выполняющие политические функции и реализующие властные полномочия. К ним относятся: группы интересов, правящие элиты, политическое лидерство.

 

Группы интересов

– это объединение индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

 

Функции групп интересов:

- артикуляцияинтересов (преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования);

- агрегирование интересов (согласование различных потребностей и требований, их иерархиезацию и выработку общегрупповых целей);

- информативная (доведение до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп);

- формирование политической элиты (продвижение своих представителей в органы власти и управления).

 

Типы групп интересов:

1) группы по обычаю (возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей);

2) институциональные группы (основываются на формальных организациях внутри государственного аппарата);

3) группы защиты (стремятся отстаивать интересы своих сторонников - экономические, социальные…);

4) группы поддержки (ориентированы на строго ограниченные цели - экологические, антивоенные…).

 

Лоббизм («лобби» lobby - кулуары)

целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов.

 

Лоббистские способы влияния на органы власти:

1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нор­мативных документов экспертов;

3) личные встречи, контакты, переговоры;

4) использование методов «public relations» для формирования общественного мнения;

5) организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);

6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;

7) организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;

8) финансирование избирательных кампаний;

9) прямой подкуп должностных лиц.

Корпоративизм (corpus – тело)

– специфическая форма представительства групповых интересов основанная на корпоративных принципах.

 

Корпорация

– замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определёнными ресурсами, выполняющая определённые хозяйственные, административные, военные или политические функции и, одновременно, отстаивающая и защищающая специфические коллективные интересы.


ВОПРОС 2:

«Сущность и роль политической элиты»

 

Основные понятия:

Элита. Группы элит. Правящая элита. Основные современные подходы к определению сущности элит. Циркуляция элиты. Система отбора (рекрутирования) элит. Мотивы отбора кандидатуры в элиту.

 

Элита:

– (eligere, elite) – лучшее, отобранное, избранное. Главная идея – превосходство.

 

В научный оборот термин «элита» был введен итальянским социологом В.Парето (конец ХIХ – начало ХХ вв.). В.Парето подразделял элиту на две части: одна – прямо или косвенно – принимает участие в управлении обществом («правящая элита»), а другая – не участвует в управлении («неправящая элита»).

Основоположники концепции политической элиты – В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. Они положили начало широким эмпирическим и теоретическим исследованиям групп, руководящих обществом.

 

Правящая элита

– социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

 

Основные современные подходы к определению сущности элит:

1. Структурно-функциональный (статусный) – (М.Дюпре, Г.Лассуэлл, П.Шарап, М.Нарта, С.Келлер и др.) относят к элите лиц, обладающих высоким социальным положением, престижем, занимающих такие позиции, которые возвышают их над средой. То есть, элитарность трактуется ими как следствие занятия командных позиций в общественной иерархии.

2. Ценностный (аксиологический) – выводят элитарность из особых психологических и социальных качеств людей (Х.Ортега-и-Гасет, Г.Шредер, Т.Корбет и др.). Выявляются те ценностные параметры, которые возвышают элиту над массой. Эти теории пытаются приспособить элитизм к реальной политической жизни демократических государств.

 

Группы элит:

1. По функциональному признаку: политическая, экономическая, культурно-информационная.

2. По месту в политической системе: правящую (прямо или косвенно осуществляющей власть) и оппозиционную (контрэлиту, не имеющей доступа к управлению).

3. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: открытые, закрытые.

4. По структуре (характеру внутриэлитных отношений): с высокой (объединённые) и низкой (разъединённые) степенью интеграции.

5. По степени представительности: с высокой и низкой степенью.

Циркуляция элиты

постоянный обмен между элитой и массой: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты.

 

Системы отбора (рекрутирования) элит:

1. Система гильдий – характеризуется закрытостью, отбором претендентов из нижестоящих слоев самой элиты, медленным путем наверх, наличием многочисленных институциональных фильтров, небольшим кругом селектора.

2. Антрепренерская система – характеризуется открытостью, небольшим числом институциональных фильтров, широким кругом электората, высокой конкурентностью отбора, приоритетом личных качеств претендентов.

 

Мотивы отбора кандидатуры в элиту (М.Вебер):

- традиционные – стремление выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и сплоченности руководящей группы;

- эмоциональные – субъективные симпатии и антипатии;

- оценочно-рациональные – к кандидатам в политическую элиту предъявляются субъективные (существующие в элите) представления о принципах поведения человека и обязательных для него взглядах;

- деловые соображения.


ВОПРОС 3:

«ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА»

 

Основные понятия:

Политическое лидерство. Функции лидерства. Виды политического лидерства. Качества присущие лидеру.

 

Политическое лидерство – это:

- постоянное приоритетное влияние со стороны определённого лица на всё общество, политическую организацию или большую социальную группу;

- управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность (положение в обществе);

- символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы с помощью власти.

 

Функции лидерства:

1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).

3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).

5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).

6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

 

Виды политического лидерства:

1) индивидуальное лидерство – лидер и его последователи;

2) коллективное – элита и массы;

3) формальное лидерство – связано с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями;

4) неформальное – возникает на основе личных взаимоотношений участников группы.

 

Качества присущие лидеру:

нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний, интеллект, приспосабливаемость, экстравертность, восприим­чивость и умение понимать других.


ВОПРОС 4:

«ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ ЛИДЕРСТВА»

Основные понятия:

Типы лидерства по М.Веберу. Стили руководства по К.Левину. Собирательные образы лидера М.Дж.Херманн.

 

Типы лидерства (Макс Вебер):

- традиционное – основано на вере в святость традиций, обычаев. В основе лежит привычка;

- харизматическое – основано на способности увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. В основе лежат эмоции;

- рационально-легальное (бюрократическое) – осуществляется на основе соблюдения процедур и правил. В основе лежит разум.

 

Стили лидерства (Курт Левин):

– это совокупность приёмов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями:

- авторитарный – авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет и формирует цели группы и способы их достижения, прибегая к угрозе наказания и чувству страха. Психологический климат в группе, где властвует такой лидер, характеризуется недостатком доброжелательности, взаимного уважения между лидером и подчиненными, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера. Социально-пространственная позиция лидера – вне группы;

- демократический – предполагает товарищеский тон, похвалу и порицание делаются в форме дружеских советов, предложений. Подобные лидеры с уважением относятся к членам группы, объективны в общении с ними, инициируют участие каждого в деятельности группы, делегируют ответственность, распределяя ее среди всех членов и создавая атмосферу сотрудничества. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы;

- попустительский (невмешивающийся) – лидер избегает конфликтов с людьми, передоверяет свои функции заместителям и другим людям, не вмешивается в ход работы группы. По мнению социологов данный стиль приводит к низкому качеству выполняемой работы.

 

Собирательные образы лидера (Маргарет Дж. Херманн):

а) «знаменосцы» или великие люди – отличает наличие идеала, ради которого стремится изменить политическую систему;

б) лидеры-«коммивояжеры» – характерная черта – способность убедить, вовлечь в осуществление задуманного последователей;

в) «марионетки» – служители, выразители интересов своих приверженцев. Такими лидерами обычно руководят, они являются агентами группы, отражающими ее цели и действующими от ее имени;

г) лидеры – «пожарники» – отличаются быстротой реакции на насущные потребности момента. Руководящая роль такого лидера проявляется в ответах на происходящее в действительности, ситуация рождает спрос – лидер дает ответ.

В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном сочетании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.