КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология и стили лидерства
Природа и содержание политического лидерства. Сущность и роль политической элиты. Группы интересов в политике.
Положения ГОСТ: Политические элиты. Политическое лидерство.
Основные понятия: Социальные субъекты власти. Группы интересов. Функции групп интересов. Типы групп интересов. Лоббизм. Лоббистские способы влияния на органы власти. Корпоративизм. Корпорация.Элита. Группы элит. Правящая элита. Основные современные подходы к определению сущности элит. Циркуляция элиты. Система отбора (рекрутирования) элит. Мотивы отбора кандидатуры в элиту.Политическое лидерство. Функции лидерства. Виды политического лидерства. Качества присущие лидеру. Типы лидерства по М.Веберу. Стили руководства по К.Левину. Собирательные образы лидера М.Дж.Херманн.
Темы рефератов: 1.Концепция демократического элитизма (П.Барах, Р.Даль и др.) 2.Теория черт лидера (К.Бирд, Э.Богардус и др.) 3.Ситуационная концепция лидерства (В.Дилл, Т.Хилтон и др.)
Основная литература по теме: 1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005. 2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005. 3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004. 4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007. 5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006. ВОПРОС 1: «ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ПОЛИТИКЕ»
Основные понятия: Социальные субъекты власти. Группы интересов. Функции групп интересов. Типы групп интересов. Лоббизм. Лоббистские способы влияния на органы власти. Корпоративизм. Корпорация. Социальные субъекты власти – это общественные группы и отдельные индивиды, выполняющие политические функции и реализующие властные полномочия. К ним относятся: группы интересов, правящие элиты, политическое лидерство.
Группы интересов – это объединение индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.
Функции групп интересов: - артикуляцияинтересов (преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования); - агрегирование интересов (согласование различных потребностей и требований, их иерархиезацию и выработку общегрупповых целей); - информативная (доведение до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп); - формирование политической элиты (продвижение своих представителей в органы власти и управления).
Типы групп интересов: 1) группы по обычаю (возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей); 2) институциональные группы (основываются на формальных организациях внутри государственного аппарата); 3) группы защиты (стремятся отстаивать интересы своих сторонников - экономические, социальные…); 4) группы поддержки (ориентированы на строго ограниченные цели - экологические, антивоенные…).
Лоббизм («лобби» lobby - кулуары) – целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов.
Лоббистские способы влияния на органы власти: 1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; 2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; 3) личные встречи, контакты, переговоры; 4) использование методов «public relations» для формирования общественного мнения; 5) организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов); 6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти; 8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Корпоративизм (corpus – тело) – специфическая форма представительства групповых интересов основанная на корпоративных принципах.
Корпорация – замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определёнными ресурсами, выполняющая определённые хозяйственные, административные, военные или политические функции и, одновременно, отстаивающая и защищающая специфические коллективные интересы. ВОПРОС 2: «Сущность и роль политической элиты»
Основные понятия: Элита. Группы элит. Правящая элита. Основные современные подходы к определению сущности элит. Циркуляция элиты. Система отбора (рекрутирования) элит. Мотивы отбора кандидатуры в элиту.
Элита: – (eligere, elite) – лучшее, отобранное, избранное. Главная идея – превосходство.
В научный оборот термин «элита» был введен итальянским социологом В.Парето (конец ХIХ – начало ХХ вв.). В.Парето подразделял элиту на две части: одна – прямо или косвенно – принимает участие в управлении обществом («правящая элита»), а другая – не участвует в управлении («неправящая элита»). Основоположники концепции политической элиты – В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. Они положили начало широким эмпирическим и теоретическим исследованиям групп, руководящих обществом.
Правящая элита – социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.
Основные современные подходы к определению сущности элит: 1. Структурно-функциональный (статусный) – (М.Дюпре, Г.Лассуэлл, П.Шарап, М.Нарта, С.Келлер и др.) относят к элите лиц, обладающих высоким социальным положением, престижем, занимающих такие позиции, которые возвышают их над средой. То есть, элитарность трактуется ими как следствие занятия командных позиций в общественной иерархии. 2. Ценностный (аксиологический) – выводят элитарность из особых психологических и социальных качеств людей (Х.Ортега-и-Гасет, Г.Шредер, Т.Корбет и др.). Выявляются те ценностные параметры, которые возвышают элиту над массой. Эти теории пытаются приспособить элитизм к реальной политической жизни демократических государств.
Группы элит: 1. По функциональному признаку: политическая, экономическая, культурно-информационная. 2. По месту в политической системе: правящую (прямо или косвенно осуществляющей власть) и оппозиционную (контрэлиту, не имеющей доступа к управлению). 3. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: открытые, закрытые. 4. По структуре (характеру внутриэлитных отношений): с высокой (объединённые) и низкой (разъединённые) степенью интеграции. 5. По степени представительности: с высокой и низкой степенью. Циркуляция элиты – постоянный обмен между элитой и массой: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты.
Системы отбора (рекрутирования) элит: 1. Система гильдий – характеризуется закрытостью, отбором претендентов из нижестоящих слоев самой элиты, медленным путем наверх, наличием многочисленных институциональных фильтров, небольшим кругом селектора. 2. Антрепренерская система – характеризуется открытостью, небольшим числом институциональных фильтров, широким кругом электората, высокой конкурентностью отбора, приоритетом личных качеств претендентов.
Мотивы отбора кандидатуры в элиту (М.Вебер): - традиционные – стремление выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и сплоченности руководящей группы; - эмоциональные – субъективные симпатии и антипатии; - оценочно-рациональные – к кандидатам в политическую элиту предъявляются субъективные (существующие в элите) представления о принципах поведения человека и обязательных для него взглядах; - деловые соображения. ВОПРОС 3: «ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА»
Основные понятия: Политическое лидерство. Функции лидерства. Виды политического лидерства. Качества присущие лидеру.
Политическое лидерство – это: - постоянное приоритетное влияние со стороны определённого лица на всё общество, политическую организацию или большую социальную группу; - управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность (положение в обществе); - символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы с помощью власти.
Функции лидерства: 1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция). 2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция). 3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция). 4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция). 5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция). 6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).
Виды политического лидерства: 1) индивидуальное лидерство – лидер и его последователи; 2) коллективное – элита и массы; 3) формальное лидерство – связано с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями; 4) неформальное – возникает на основе личных взаимоотношений участников группы.
Качества присущие лидеру: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний, интеллект, приспосабливаемость, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. ВОПРОС 4: «ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ ЛИДЕРСТВА» Основные понятия: Типы лидерства по М.Веберу. Стили руководства по К.Левину. Собирательные образы лидера М.Дж.Херманн.
Типы лидерства (Макс Вебер): - традиционное – основано на вере в святость традиций, обычаев. В основе лежит привычка; - харизматическое – основано на способности увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. В основе лежат эмоции; - рационально-легальное (бюрократическое) – осуществляется на основе соблюдения процедур и правил. В основе лежит разум.
Стили лидерства (Курт Левин): – это совокупность приёмов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями: - авторитарный – авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет и формирует цели группы и способы их достижения, прибегая к угрозе наказания и чувству страха. Психологический климат в группе, где властвует такой лидер, характеризуется недостатком доброжелательности, взаимного уважения между лидером и подчиненными, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера. Социально-пространственная позиция лидера – вне группы; - демократический – предполагает товарищеский тон, похвалу и порицание делаются в форме дружеских советов, предложений. Подобные лидеры с уважением относятся к членам группы, объективны в общении с ними, инициируют участие каждого в деятельности группы, делегируют ответственность, распределяя ее среди всех членов и создавая атмосферу сотрудничества. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы; - попустительский (невмешивающийся) – лидер избегает конфликтов с людьми, передоверяет свои функции заместителям и другим людям, не вмешивается в ход работы группы. По мнению социологов данный стиль приводит к низкому качеству выполняемой работы.
Собирательные образы лидера (Маргарет Дж. Херманн): а) «знаменосцы» или великие люди – отличает наличие идеала, ради которого стремится изменить политическую систему; б) лидеры-«коммивояжеры» – характерная черта – способность убедить, вовлечь в осуществление задуманного последователей; в) «марионетки» – служители, выразители интересов своих приверженцев. Такими лидерами обычно руководят, они являются агентами группы, отражающими ее цели и действующими от ее имени; г) лидеры – «пожарники» – отличаются быстротой реакции на насущные потребности момента. Руководящая роль такого лидера проявляется в ответах на происходящее в действительности, ситуация рождает спрос – лидер дает ответ. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном сочетании.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |