КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и практика
ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Понятия «субъект» и «объект» — это понятия-близнецы. Из такой непростой науки, как философия, вы помните, что это два наиболее общих понятия, которые могут быть определены только друг через друга. Субъект (от лат. subjectus — находящийся в основе) — это источник активности, благодаря которому осуществляется любая деятельность по преобразованию или упорядочению объекта. Объект (от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект взаимодействует с субъектом, субъект активно преобразует его на основе владения знаниями, умениями, навыками, опытом, орудиями труда, миром культуры и т.п. В организации субъектом, следовательно, источником активности выступают люди. В то же время они являются и объектом упорядочения. Организация как социальный субъект и социальный объект коллективной деятельности — источник организационного воздействия и место его приложения. Таким образом, любая организация может быть описана в одном из двух смыслов: 1.Как активный созидающий субъект, диктующий ее создателям, руководителям «правила игры», заставляющий к себе приспосабливаться. 2.Как место приложения сил для проявления активности, творческой и интеллектуальной энергии для каждого члена коллектива, ее создателей и управленцев, и тогда она — объект управления. Активная деятельность организации —- условие, благодаря которому она выполняет свои социально-экономические задачи. Для четкого понимания этого рассмотрим две ситуации. Первая. Группа студентов вуза, которые находятся на занятии в аудитории вместе с преподавателем, изучают растительный мир Среднего Урала. Вторая. Та же группа студентов отправлена преподавателем (но без него) на учебную экскурсию в дендрологический парк по некоему маршруту с заданием подготовить отчет о растительном | мире Среднего Урала. В чем субъектно-объектные различия между этими двумя ситуациями? Различие первое — в характере инициативы деятельности: 1. в первом случае инициатива в течение всей деятельности принадлежит внешнему по отношению к группе фактору — выполнение задания в продолжение всей деятельности контролирует, направляет преподаватель; 2. во втором случае вся полнота инициативы, принятия решений принадлежит самим студентам. Различи второе — в структуре деятельности: 3. в стенах вуза деятельность определяется жесткими внешними по отношению к студенческой группе правилами: она обусловлена расписанием, требованиями преподавателя и т.д.; 4. в парке группа студентов предоставлена самой себе, поэтому она сама формирует правила, временной распорядок работ и т.п. Можно заключить: различие между этими ситуациями в том, что · в первом случае организация — это объект управления: студентами непосредственно управляет преподаватель, · а во втором -— субъект управления: студентами непосредственно управляют они сами. Из приведенного примера видно, что субъект-объектные различия в состоянии одной и той же организации заданы извне (преподавателем) и обусловлены степенью свободы организации от того, кто задает ей правила существования и функционирования.. Для любой организации должно быть нечто, какая-то внешняя сила, которая устанавливает ей цель, задает правила деятельности по достижению цели и может либо постоянно следить за деятельностью организации (преподаватель и группа в аудитории), либо предоставить организацию самой себе и ждать результата (группа в парке без преподавателя). В зависимости от того, чем в большей мере является организация — объектом или субъектом управления, можно выделить два подхода к управлению: 1) управление процессами с непосредственным контролем деятельности организации; 2) управление по результатам с контролем достижения организацией поставленных целей. В первом случае имеет место постоянное присутствие внешней по отношению к организации силы. Здесь организация объект управления. Во втором случае организация только создается внешней силой и через некоторое время выдает результат, а в этот промежуток времени организация существует на основе самоуправления и саморегуляции деятельности — здесь она субъект управления. В жизни эти процессы постоянно взаимосвязаны: собственник создал организацию, нанял людей, управляет ими непосредственно. Однако он не в состоянии быть все время рядом с каждым из подчиненных. Люди между собой начинают общаться и помимо него, могут договариваться, самостоятельно решать производственные вопросы и т.п. Примеры самоуправления: 1. включение членов коллектива в процессы выработки общих производственных решений; 2. участие членов коллектива в определении коэффициента трудового участия каждого члена коллектива, а через него — в распределении заработной платы; 3. включение членов коллектива в решение вопросов, связанных с организацией труда и быта на предприятии; 4. самоорганизация для решения проблем, связанных с техническим прогрессом (кружки качества, рационализаторская и изобрета тельская деятельность и т.п.); 5. участие в выборах руководителя на основах альтернативности; 6. участие коллектива в представлении своих коллег к наградам и наказаниям; 7. участие членов коллектива в контроле деятельности руководства. В какой-то момент самоорганизация может принять негативные формы, люди могут коллективно выступить против руководства. В качестве примеров негативного проявления «самостоятельности» организации можно привести следующие формы самоорганизации работников: 1. создание забастовочных комитетов; 2. коллективное выступление (письменное, устное) с требованиями к руководству предприятия; 3. организация забастовок (одновременного,.согласованного и организованного прекращения работы с целью принудить работодателя к выполнению требований работников); 4. саботаж (невыполнение работы при внешнем согласии с руководителем, ведущее к падению производства); 5. низкоэффективная работа организации (некачественное выполнение распоряжений большинством работников); 6. рестриктивное поведение и т.п. В процессе производственной деятельности различие между управляющей и управляемой системами отчасти преодолевается, так как объект управления в определенной степени становится и субъектом его. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Проанализируйте приведенные ниже примеры и определите, · собрание акционеров предприятия; · работники предприятия, принимающие Кодекс организационной культуры; · совет директоров в процессе управления предприятием; члены кружка качества, обсуждающие вопрос о повышении производительности труда: · совет директоров в процессе его формирования советом акционеров; · персонал предприятия в течение рабочего дня; · профсоюзная конференция персонала предприятия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |