КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй пример
Первый пример ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ Римская империя в период с 235 по 284 гг. — самое мощное государство мира и контролировала огромную территорию, включающую в себя всю современную Западную Европу (кроме северной Германии), весь Балканский полуостров с Грецией, всюМалую Азию (территория современной Турции), Палестину (включая современные Сирию и Иорданию), Египет, и всю северную Африку. В указанный период (50 лет) на троне империи побывали 29 «законных» монархов. Из них только один умер естественной смертью — погиб в бою. Все остальные убиты приближенными в результате заговоров1. Причиной происходящих беспорядков была римская армия, вышедшая из-под контроля государственной и общественной власти. Армия ставила угодных ей императоров и устраняла неугодных. То есть римская армия, призванная защищать государство от внешних врагов и реализовать государственную политику под контролем верховной власти, стала управлять государственной властью, т.е. повела себя не как объект, а как субъект управления. Смутное время в России в период с 1610 по 1613 гг. В это время Москва и Смоленск находились под властью поляков. В Великом Новгороде и на новгородском Севере хозяйничали шведы. На Юге России власть захватили «казаки» (в те времена это были просто шайки бандитов). Центральной власти не было. Казалось, Россия прекратила свое существование2. В это время начинается процесс самообъединения купеческих городов северного Поволжья с формированием народного ополчения. Этот процесс побуждается и вдохновляется священноначалием Русской православной церкви: патриарх свт. Гермоген рассылает письма из Москвы во все русские города, письма рассылают монахи Троице-Сергиевой Лавры. В результате земские люди поволжских городов начинают объединяться: купец Минин добровольно берет на себя труды по организации и сбору финансирования ополчения; князь Пожарский становится полководцем; русские города посылают представителей к формируемому ополчению, возникает импровизированный Земский собор, который затем объявляет себя таковым и избирает первого русского царя из династии Романовых — Михаила В этих событиях мы видим примеры самоорганизации, эффективного поведения организации как субъекта управления, обладающей организационной культурой, в которой представлены все вышеперечисленные признаки. Проанализируем исторические примеры. В Римской империи армия на тот момент единственная мобильная группа людей, обладающих: · пониманием уникальности обстоятельств, в которых необходимо было проявить самоорганизацию; · возможностью осуществлять власть, т.е. насилие: у них были вооружение, четкая организационная структура, компактность, подготовка и выучка; · тесными межличностными связями и чувством братства внутри · возможностью принимать общее решение — четкая иерархическая воинская структура обеспечивала возможность иерархии представительства, а военная равность подразделений по численности равенство представителей на одном иерархическом уровне; · понятностью целей действий и общностью корпоративных интересов — солдаты-легионеры никому в обществе, кроме самих себя, не нужны и вынуждены были сами о себе заботиться. В условиях кризиса управления армия стала решать проблему своего выживания, а солдаты — проблему самообеспечения через противопоставление себя обществу, осуществляя односторонний контроль государственной власти. Социально-исторические последствия такой самоорганизации носят негативный характер. Организация решала собственные проблемы, не учитывая общегосударственных. Поведение римской армии как субъекта управления — негативный пример самоорганизации. Вторую из приведенных выше ситуаций можно определить как позитивный пример самоорганизации. Русское государство юридически распалось. Города северного Поволжья стали компактным сосредоточением людских и материальных ресурсов, имели свои торговые интересы. Им ничто не мешало создать что-то вроде торгового союза и не участвовать в дальнейших событиях. Главной объединяющей силой в России явилась общность православной веры и единая Церковь, выступавшая в данном случае не как властная организация, а как носитель русской национальной организационной культуры. Она сумела выработать и довести до глубинных народных масс мотивацию объединения. Стимулом к объединению послужили воззвания Русской Православной Церкви к народу. В основе механизмов объединения — торговые связи североволжских городов и хорошее знание купцами и городскими обывателями своих товарищей в других городах. Исполнителями самообъединения стали русские православные люди, которым было больно и обидно за свою страну. Они по своей свободной воле начали действовать и формировать ополчение, не желая ничего для себя лично. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, имевший опыт руководства земским ополчением, и земский староста Кузьма Минин, исполнив свою историческую миссию, сложили властные полномочия. После избрания царем Михаила Романова в России еще долгие годы принимал решения Земский собор, т.е. в момент самоорганизации осуществлялась Соборная власть. Рассмотренные выше примеры показывают: чтобы организация стала эффективным субъектом управления, необходимо располагать как минимум четырьмя условиями: 1. возможностью осуществлять совместные самостоятельные действия (в случае с Римом — армейский военный аппарат и сила; в примере с Российской историей — общность веры и единая Церковь); 2. наличием объединительной идеи, общей цели и общих потребностей как основе мотивации активных действий; 3. готовностью рядовых исполнителей активно действовать; 4. наличием организационных механизмов самоорганизации (представительность власти или самовыдвижение руководящего центра); 5. эмоционально насыщенными призывами Церкви и уставшего от Приведенные выше примеры наглядно демонстрируют, что организационная культура —- это подлинный стержень, скелет организации, источник ее активности, в том числе и самоактивности. На эту основу наращиваются властные отношения, централизуемые у руководителя как лица, принимающего решения. Эффективность организации как субъекта управления определяется содержанием организационной культуры в ее потенциальной способности стимулировать самоактивность организации. Если организационная культура противопоставляет одну часть организации другой, это приводит организацию к гибели (пример: римские легионы против римского народа; в результате эта система — самоуправляющаяся римская армия — существовала недолго). Если организационная культура является потенциально объединяющей организацию (пример: православная вера и Церковь в Смутное время), то эта организация жизнеспособна. Выводы: 1.Изначально организация создается как объект управления. 2.Постепенно, с ростом организованности персонала, уровня его профессионализма, способности принимать коллективные решения она становится субъектом управления. 3.После создания организации в период ее роста формируется организационная культура, определяющая степень жизнеспособности организации в будущем. 4.Задача субъектности организации — решение вопросов выживания, обеспечения устойчивости системы, сохранения собственного яйца и основных особенностей во времени и в пространстве. Признаки субъектности организации проявляются в ее организационной культуре ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ 1.Дайте определение организации. 2.Назовите основные характеристики организации. 3.Примените знания по философии для показа объектно-субъектной сущности организации. 4.Перечислите позитивные формы самоуправления. 5.Перечислите негативные формы самоуправления. 6.Перечислите условия, при которых организационная культура становится эффективной. 7.Как Вы понимаете выражение древнекитайского военного теоретика и полководца Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.): «В целом искусство управления многими такое же, как и управления немногими. Это вопрос организации».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |