КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и практика. В отечественной практике даже в 80-е - 90-е годы XX века среди менеджеров предприятий еще не было принято говорить об организационной культуре прямо и
В отечественной практике даже в 80-е - 90-е годы XX века среди менеджеров предприятий еще не было принято говорить об организационной культуре прямо и конкретно. Но когда приходилось обсуждать с руководителями компаний, какого человека они хотели бы видеть на том или ином месте, то после перечисления обязательных профессиональных качеств следовали требования к психологическим, поведенческим особенностям, имиджу предполагаемого претендента, без которых (как это потом становилось очевидно) ни один самый квалифицированный кандидат не был бы принят в организацию. Специалисты в области кадрового менеджмента, профессионально занимающиеся подбором персонала для различных пред- приятии, отмечают, что один и тот же работник производит очень разное впечатление в разных фирмах. С чем это связано? Совершенно очевидно, не с тем, что человек вдруг теряет или приобретает профессиональные навыки. Дело в разных корпоративных культурах разных организаций. Уже по тем критериям и требованиям, которые предъявляются к предполагаемым работникам фирмы ее менеджментом, можно составить общее представление об организационной культуре данной компании. Если исходить из того, что культура — это объединяющее понятие, отражающее, с одной стороны, социальное единство и сплоченность организации, с другой — эффективность ее деятельности1, становится очевидным, что содержание и характеристики корпоративной культуры определяются миссией организации. Миссия организации — система основных целей, которые ставит перед собой организация на определенный этап (период) ее деятельности и развития. Анализ основных целей деятельности западных и отечественных бизнес-организаций, действующих в разных секторах рынка в 1994-1999 гг., показал, что цели этих организаций могут быть сведены к шести основным компонентам: прибыль, клиенты, дело, работники, развитие, территория2. Все они в различных сочетаниях и составляют миссию той или иной компании. В составе миссии они могут обозначаться одновременно, сосуществовать, но при доминирующей роли одного из них. Основная цель, доминирующая в организации, выступает системообразующим ключевым элементом организационной культуры. Цель-доминанта накладывает отпечаток на организационную культуру в целом, определяет все ее составляющие, в том числе и кадровую по-япику как ее часть. Основная цель организации лежит как в основе формирования определенного типа ее культуры, так и в основе концепции принятой в ж©й организации кадровой политики. И организационная культура, и кадровая политика оказываются в прямой зависимости от основной стратегической цели организации, в контексте которой они появляются и реализуются. Вот почему в основу предлагаемой нами типологии организационных культур положена основная цель как доминирующая компонента миссии организации. В зависимости от этого признака выделяют четыре типа организационных культур: 1. «прибыль» (культура, ориентированная на прибыль); 2. «клиент» (культура, ориентированная на потребителей); 3. «работник» (культура, ориентированная на персонал); 4. «развитие» (культура, ориентированная на инновации и качественное совершенствование). Рассмотрим эти типы организационных культур и особенности существующей в каждом из них кадровой политики. Кадровая политика в организационной культуре типа «прибыль» Организация такого типа обычно находится в стадии первоначального накопления капитала и ориентирована на краткосрочные цели. Интегрирующим началом в организации выступает решение текущих производственных задач, выполнение производственной программы. Особенности организационной культуры типа «прибыль»: 1. поведение работников определяется формальными процедурами; 2. жесткая иерархия структуры воспринимается ее членами как 3. чрезмерно высокая степень конкуренции между сотрудниками; 4. для менеджмента предприятия важнее всего рентабельность производства. Именно с ней у персонала ассоциируется успех предприятия. Эти особенности обусловили специфику кадровой политики: она строится на отношении к работникам как к одному из видов ресурсов. В пятидесятых — шестидесятых годах прошлого века, когда происходило становление управления персоналом как особой управленческой функции, эта новая функция получила название «human resource management», чем подчеркивалась «ресурсная» природа работников. В этот период максимизация прибыли была главной целью многих западно-европейских и американских компаний. И хотя за прошедшие годы стратегия многих фирм кардинально изменилась, этот термин широко употребляется в англоязычной литературе и сегодня. Это выражается в следующих закономерностях кадровой политики: 1. соблюдается строжайшая экономия на всех затратах, связанных с человеческими ресурсами (наем, обучение, оплата труда и др.); 2. прием новых работников ведется преимущественно взамен увольняющимся; 3. оплата труда невысока и во многом зависит от субъективных представлений руководителя; 4. мотивация не имеет сколько-нибудь значимой роли; 5. широко используется наказание как мера воздействия на работников; 6. обучение персонала не проводится. Определенные средства выделяются лишь на оплату семинаров руководящего состава и «особоценных» специалистов; 7. информация о деятельности и перспективах развития предприятия для персонала закрыта; 8. обратная связь с работниками отсутствует; 9. профсоюза или другого органа консолидации и защиты интересов работников предприятия нет; 10. все вопросы управления персоналом — прерогатива высшего руководства фирмы. Кадровая политика в организационной культуре типа «клиент» Организация типа «клиент» имеет долговременную стратегию выживания на рынке, ищет ответы на вопросы: кто наши клиенты? и какие потребности клиентов мы можем удовлетворять? Особенности организационной культуры таких предприятий: 1. убеждение, что за выпускаемой продукцией стоят потребители, во имя удовлетворения интересов которых организация создана и существует 2. поощряются индивидуальная инициатива и дух соперничества; 3. акцентируется внимание на конкурентных действиях и достижениях; 4. преобладает целевое напряжение сил и стремление к конкурентоспособности; 5. персонал уверен, что ключевой критерий успеха предприятия —конкурентное лидерство на рынке. Для кадровой политики таких предприятий характерно основное требование, предъявляемое к работникам -— способность и умение реализовать принцип: «Клиент превыше всего». В кадровой политике формулируется модель работника, предполагающая: 1. высокий уровень образования; 2. коммуникабельность и умение расположить к себе клиента; 3. хорошее знание сегментов рынка, на которых работает фирма; 4. для вновь принятых на предприятие проводятся адаптационные тренинги; 5. оплата труда работников, занимающихся продажами, достаточно высока и зависит от состояния клиентской базы (рост числа клиентов, сохранение новых клиентов и т.п.). Широко используются неденежные стимулы; 6. обучение всех категорий работников предусматривает: проведение и анализ результатов маркетинговых исследований, психологические аспекты работы с клиентами, достоинства выпускаемой фирмой продукции (предлагаемых услуг). Кадровая политика в организационной культуре типа «работник» Организация имеет свою историю, стабильный коллектив, надежных работников (и по квалификации, и по отношению к компании). Обладает развитой внутренней неформальной структурой. Организационная культура основана на следующих принципах: 1. убеждение, что организация подобна большой семье; 2. обеспечивается участие персонала в принятии решений; 3. существует гарантия занятости; целостность организационной культуры базируется на преданности предприятию и взаимном доверии сотрудников; 4. высоко ценятся неизменность и стабильность; 5. в сознании менеджмента организации и рядовых работников успех традиционно связывается со слаженно работающим коллективом, увлеченностью делом и заботой о людях. В концепции кадровой политики персонал рассматривается как фундамент для дальнейшего роста и процветания организации. Работники — не просто один из видов ресурсов. Это основной источник эффективной деятельности компании. Кадровая политика ориентирована на максимальное раскрытие трудового потенциала работника. Основные постулаты кадровой политики подобных предприятий: 1. приверженность работника предприятию важнее, чем его квалификация. Поэтому при появлении вакансий их прежде всего предлагают уже работающим в организации сотрудникам, а вновь принимаемых кандидатов отбирают не только по профессиональным характеристикам, но и личностным качествам, что предполагает использование психологических методик; 2. оплата труда характеризуется относительно высокой постоянной частью заработка. Применяются различные формы стимулирования; 3. требование систематического обучения распространяется на все категории персонала; 4. информация о деятельности предприятия, планируемых нововведениях максимально открыта для работников. Регулярно изучаются и учитываются мнения и предложения сотрудников; 5. кадровая политика предприятия реализуется под руководством одного из представителей топ-менеджмента (дирекции) предприятия. Кадровая политика в организационной культуре типа «развитие» Организация с культурой типа «Развитие» уже имеет достаточно арочные позиции на рынке и нацелена на дальнейшее совершенствование (повышение качества продукции, снижение затрат и т.д.) Одна из основных базовых ценностей ее организационной культуры — профессионализм персонала. Отсюда особенности организационной культуры: 1. формула успеха предприятия — достижение передовых позиций 2. основная корпоративная ценность — развитие (как на уровне предприятия, так и на уровне работника); 3. особенности организационного поведения — динамичность, инновационная активность, поиск новых возможностей в выполнении работы; 4. поощряется стремление и умение работать в команде; 5. поощряется активность работников в рамках их обязанностей; 6. все элементы организационной культуры связываются воедино общим стремлением к совершенствованию производства, продукции (услуг); 7. моральные поощрения очень значимы, к ним стремятся, их добиваются; 8. очень важно признание индивидуальных успехов со стороны коллектива. Личный успех воспринимается как часть успешной деятельности организации; 9. принята эмоциональная поддержка работников руководством, взаимная поддержка сотрудников, стремление научить чему-то новому другого; 10. среди руководителей и рядовых работников распространена установка на новаторство, профессиональное и карьерное развитие. Успех для членов организации типа «Развитие» — это выпуск новой продукции, отвечающей лучшим мировым образцам на существующей технологической базе. Организация нацелена на освоение новых видов продукции и освоение новых сегментов рынка. В сфере кадровой политики повышенное внимание к квалификации работников как системный принцип проявляется во всех функциях управления персоналом. Особенности кадровой политики: 1. уровень оплаты труда позволяет предприятию иметь в своем составе высококвалифицированных специалистов; 2. обучению персонала придается первостепенное значение; стимулируется профессионализм работников; 3. при найме предпочтение отдается кандидатам, уже имеющим Опыт работы в данной сфере бизнеса. Поэтому найм нередко осуществляется по личным отраслевым связям; 4. поддерживается общая карьерная динамика; 5. преобладает внутрифирменный найм при ограниченности внешнего приема; 6. предъявляются повышенные требования к разностороннему опыту работы; ценятся работники, которые готовы, даже достигнув больших успехов ь одном виде деятельности, заняться чем-нибудь новым; 7. считается нормой перемещение сотрудников между подразделениями фирмы; 8. увольнения редки, от работников ожидается и поощряется идентификация с предприятием; 9. преобладает внутрифирменное обучение всех групп персонала; 10. в программах повышения квалификации предусмотрены инновационные методы обучения. 11. в структуре заработной платы высока доля постоянной части заработка; 12. информирование персонала по всем основным аспектам деятельности и перспективному развитию организации является нормой. Организационная культура влияет на кадровую политику в целом я различные ее компоненты в частности. При этом ее роль неоднозначна. Позитивное или негативное влияние организационной культуры на кадровую политику определяется не только характеристиками этой культуры, но и ситуацией и целями организации, в контексте которых это влияние проявляется.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |