Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 1. История создания Организации Североатлантического договора (НАТО) и развитие данной Организации, как международной структуры




ЛЕКЦИЯ №1

 

 

Тема: «Украина - НАТО»

 

 

Вопросы:

1. История создания Организации Североатлантического договора (НАТО) и развитие данной Организации, как международной структуры.

2. Общая организация и структуры НАТО. Их взаимодействие между собой.

3. НАТО и борьба против международного терроризма и пиратства

4. Развитие отношений между Украиной и НАТО.

 

 

Литература:

1. «Международные организации», справочное пособие. В.Е. Улахович. Москва-Минск. АСТ Харвест – 2005.

2. «Новини НАТО», щоквартальне видання. В- 1110, Брюссель, Бельгія, тел. +32-(0)2-707-50-41, факс +32-(0)-707-50-57, http://www.nato.int, press@hg.nato.int.

3. Периодическая печать

 

 

Время: 2 академических часа.

 

 

Рассмотрена и одобрена на

заседании кафедры

протокол №___ от «___» ____ 200 г.

 

 

ОДЕССА – 2009 г.


Резкое изменение политического климата в конце 80-х начале 90-х годов 20-го века в Европе, да и во всем мире (распад СССР, прекращение деятельности Организации Варшавского договора, образование новых независимых государств), не могли привести к пересмотру политики и постановки новых задач большинства международных организаций (НАТО, ЕС), руководство отдельных государств.

Кроме того, за последние годы активизировался международный терроризм. Он стал масштабнее, более организованным.

Понимая важность современных действий по решению ряда актуальных задач, Министерство образования и науки Украины на основании пункта 7 части 2-ой Указа Президента Украины от 27 декабря 2005 г. № 1861 «О решении Совета Национальной безопасности и обороны Украины» от 25 ноября 2005 г. «О неотложных мерах по дальнейшему развитию отношений Украины и Организации Североатлантического договора (НАТО)», ЕС при изучении вопросов Политологии.

Данный раздел дисциплины «Политология» напрямую связан с деятельностью международных организаций по борьбе с терроризмом и пиратством изучается на кафедре «Охрана и безопасность на море».

В раздел дисциплины входят:

Две лекции, два семинарских занятия, один модуль и 8-ь часов самостоятельной работы.

Вам будет необходимо, при изучении раздела, усвоить структуру НАТО и ЕС, задачи, которые решаются этими международными организациями, взаимодействие их с другими государствами и в частности с Украиной.


 

1. История создания Организации Североатлантического договора (НАТО) и развитие данной Организации, как международной структуры.

 

Уже после ялтинских соглашений (февраль 1945г.) сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР.

26 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан Устав Организация Объединённых Наций. Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования.

В Статье 51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего Североатлантического альянса.

В 1947-1948 гг. в США был дан старт "плану Маршалла", так называемой программе восстановления и развития Европы, путем оказания ей экономической «помощи», в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Фактически "план Маршалла", вместе с доктриной Трумена представлял собой составную часть агресивного внешнеполитического курса США, направленного на поощрение экономической экспансии американських монополий, на усиление «холодной войны» и создание военных баз на территории этих стран. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив их сближения.

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Основатели НАТО подчеркивали, что союз основан в соответствии с 51-й статьей Устава Организации Объединенных Наций (Статья 51 Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания международного мира и безопасности.). Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору.

НАТО обеспечивает военно-политическое взаимодействие 28 стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, США, Словакии, Словении, Турции, Франции, Чехии, Эстонии, Хорватия, Албания.

Зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.

В соответствии с провозглашенными политическими целями альянс представляет собой трансатлантическое партнерство между европейскими членами НАТО, США и Канады, направленное на поддержание мира и стабильности в Европейском регионе. Прежде всего – это политическое партнерство с опорой на общее планирование обороны, военное сотрудничество, а также сотрудничество в экономической, научной, экологической и других сферах.

В последние годы главную сферу своего внимания она формирует как «укрепление стабильности в Европе по средством сотрудничества и разработки средств коллективного регулирования кризисов и поддержания мира».

Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ. Государства – члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуально, так и коллективно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования.

Предусмотрено проведение консультаций между государствами – членами в случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. В статье 5-й говорится о праве на коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН (Статья 5 Стороны договариваются о том, что вооружённое нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на всех; они договариваются о том, что в случае такого вооружённого нападения каждая из них, в соответствии с признанным в Статье 51 Хартии ООН правом на индивидуальную или коллективную оборону стороны или сторон, подвергшихся нападению, участвует во взаимопомощи, когда каждая из них безотлагательно, самостоятельно и при взаимодействии с другими сторонами, прибегает к мерам — включая применение вооружённой силы, — которые они считают необходимыми для восстановления и сохранения безопасности в Североатлантическом регионе. О всяком вооружённом нападении и всех использованных при этом контр-мероприятиях немедленно информируется Совет Безопасности. Мероприятия прекращаются как только Совет Безопасности принимает шаги, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и международной безопасности). Статья 10-ь оговаривает,«Стороны, посредством единогласного решения, могут пригласить к участию любое другое европейское государство, которое в состоянии содействовать осуществлению основ этого Договора и вносить вклад в дело безопасности североатлантического региона. Каждое таким образом приглашённое государство может стать членом этого Договора через предоставление своего Свидетельства о вступлении правительству Соединённых Штатов Америки. Правительство Соединённых Штатов Америки информирует каждую сторону об имеющем место предоставлении такого Свидетельства о вступлении.» т.е. другие европейские государства, способные развивать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены в НАТО.

17 сентября 1949 г. был создан Совет НАТО. В него вошли министры иностранных дел государств - членов Северо-Атлантического пакта. Через год этот совет принял решение формировать общие вооруженные силы НАТО.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась.

18 декабря 1950 г. генерал Эйзенхауэр был назначен командующим этими вооруженными силами. Совет НАТО образовал также его высший военный орган, состоящий из начальников штабов вооруженных сил всех стран, входящих в Северо-Атлантический пакт, за исключением не имеющей вооруженных сил Исландии, которую в этом созданном военном органе представляет гражданское лицо.

10 марта 1966 года из военной части НАТО вышла Франция (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы), не покидая при этом полностью его структур. 1 апреля 1967 года из Франции были выведены войска НАТО. В 1974 году военную часть договора НАТО покинула Греция. На юбилейном саммите НАТО в апреле 2009г. в Страссбурге Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО.

Политические изменения 90-х годов 20-го века в Европе вызвали необходимость нового самоопределения и заявлений НАТО по поводу задач и стратегии альянса.

По мнению политического руководства НАТО, с 1989 г. обстановка в Европе изменилась. Основную опасность для альянса представляет не столько возможность нападения на одну из стран – членов, сколько проявления нестабильности (экономические, социальные и политические трудности, этнические конфликты, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения и баллистических ракет, нехватка жизненно важных ресурсов, международный терроризм).

Современная Стратегическая концепция НАТО опирается на глобальную взаимозависимость и неделимость безопасности альянса. Она определяет основополагающие задачи, включая поддержание трансатлантических связей и глобального стратегического равновесия в Европе, и фиксирует три основных элемента обеспечения безопасности:

- диалог;

- сотрудничество;

- поддержание коллективной обороноспособности.

Действующая Стратегическая концепция, принятая в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Современную ориентацию и основные задачи НАТО определили Римская (1991 г.) и Вашингтонская декларации ( 1999 г). В них утверждается, что новые проблемы могу быть решены не одним, а комплексом институтов, связывающим государства Европы и Северной Америки; заявляется, что альянс работает в рамках новой системы безопасности, в пределах которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Кроме того, развивается институционально закрепляются система консультаций и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы.

Важные положения относительно будущего Организации были также зафиксированы в итоговых документах Пражского (2002 г.) и Стамбульского (2004 г.) саммитов.

В 1994 году в Брюсселе Североатлантический совет объявил о начале программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), призывающей к совместному осуществлению новых политических и военных задач. Она сконцентрирована на сотрудничестве, связанном с военными вопросами, и направлена на те государства ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу.

Программа ПРМ основана на базе двухсторонних отношений между НАТО и каждой из 23-х стран, присоединившихся к ПРМ. Партнеры могут самостоятельно определить уровень и направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности, обороны, управления кризисами, вопросах, касающихся региональных проблем, нераспространения ядерного, биологического, химического оружия, борьбы с международным терроризмом, оборонного планирования, бюджета, оборонной политики и стратегии, влияния безопасности на экономическое развитие. Участники ПРМ: Албания, Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Ирландия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Македония, Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция. Все члены ПРМ являются также членами СЕАП.

Как военный союз НАТО наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредствам которых осуществляется деятельность стран - членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к боевым действиям в случае войны.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток-Запад была практически снята. Это означало, что военный альянс утратил свой raison d’etre, поскольку главный его смысл существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся с задачей адаптации к новым обстоятельствам, переосмысления своей роли в новых условиях. Процесс переустройства альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

В НАТО происходит определенное снижение военной активности. Хотя традиционная задача организации коллективной обороны сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений сократились. Уменьшилась численность вооруженных сил, некоторая их часть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента. В рамках перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

На первом этапе перестройки НАТО акцент был сделан на усиление невоенных функций. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решении Брюссельского саммита НАТО (1994 г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклад в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии с другими структурами, действующими на континенте.

Взят курс на установление широких контактов и развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) – консультативный форум, включающий в свой состав наряду с государствами НАТО постсоциалистические страны, а затем и государства, возникшие на территории бывшего СССР. ССАС, где страны – члены представлены, как правило, министрами иностранных дел, имеет целью развитие диалога, консультаций и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. Его задача – формирование «истинного партнерства» между Североатлантическим блоком и государствами Центральной и Восточной Европы, а также обеспечение прочного мира в Европе. Совет занимается оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и концепций отношений между гражданскими и военными структурами, согласованием норм воздушной навигации, конверсией оборонного производства, участвует в научных и экологических программах НАТО. В 1997 г. ССАС был заменен Советом евроатлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейской безопасности.

Большое внимание стало уделяться определению и обоснованию новых миссий альянса, выходящих за пределы функций, очерченных Североатлантическим договором. В Стратегической концепции НАТО в число возможных задач впервые включено «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации, не подпадающие под статью 5 Вашингтонского договора» (т.е. не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии). Первым практическим опытом использования сил НАТО в этих целях стали ракетно-бомбовые удары по Югославии в марте 1999 г. Официальной целью этой операции было объявлено прекращение гуманитарной катастрофы в Косово. Военная кампания НАТО против Югославии показала, что альянс претендует на право применять силу за пределами территории стран – членов и без санкции Совета Безопасности ООН.

С увеличением количества стран – участниц НАТО и возрастанием ее роли в процессе создания европейской общности в 1997 г. был создан Совместный постоянный совет НАТО – Россия. Его цель – налаживание сотрудничества и проведение консультаций между двумя партнерами в области предупреждения конфликтов, миротворческой деятельности, политики в сфере безопасности, в других сферах взаимных интересов. В 1997 году аналогичное соглашение было заключено с Украиной, а также принято решение о создании на регулярной основе Диалога по вопросам Средиземноморья.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО осуществляет программу особого сотрудничества с семью странами, не входящими в альянс (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис). Цель диалога – упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе.

НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 года Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытий в июне 1998 года, координировал действия по оказанию помощи в районах Западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положения в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств – партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию соседним странам.

НАТО проводит ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, вызывающим озабоченность в Североатлантическом союзе и государствах - партнерах. Эти программы обеспечивают поддержку научных исследований, способствуют развитию национальных научно-технических ресурсов и экономии средств, достигаемой за счет международного сотрудничества. Ряд таких видов деятельности направлен на решение экологических проблем оборонного характера, воздействующих на соседние государства, решение которых возможно только путем совместных действий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.