Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы высшей нервной деятельности

Понятие о рефлексах

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение с внутренней и внешней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы. Путь, пройденный нервным импульсом от рецептора до эффектора (действующего органа), называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга состоит из пяти звеньев:

1. рецептора;

2. чувствительных нервных волокон, передающих возбуждение к центральной нервной системе;

3. нервного центра, где происходит переключение возбуждения;

4. двигательных волокон, предающих импульсы на периферию;

5. эффектора (рабочего органа).

Любое внешнее раздражение воспринимается рецептором, направляется по чувствительным волокнам в ЦНС, где информация подвергается анализу, далее на периферию к мышцам, железам, вызывая определенное действие (движение, секрецию и др.). Нарушение хотя бы одного из звеньев рефлекторной дуги приводит к исчезновению рефлекса. Это свойство используется в медицине для проведения местной анестезии и общего обезболивания.

Безусловные рефлексы – это врожденные, видовые, унаследованные, постоянно передаваемые реакции, присущие данному представителю животного мира (сосательные, пищевые, защитные, половые).

Условные рефлексы – это приобретенные, индивидуальные, приспособительные реакции организма, медленно формирующиеся под многократным воздействием раздражителей. Образованию условных рефлексов должно предшествовать действие адекватного раздражителя, а также подкрепление его безусловным рефлексом при неоднократном повторении.

 

Формирование типов высшей нервной деятельности зависит от силы возбуждения и торможения, их равновесия и сменяемости (подвижности).

На основании этих признаков различают четыре типа высшей нервной деятельности:

1. сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов;

2. сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов;

3. сильный, неуравновешенный (преобладание возбуждения над торможением);

4. слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения.

У человека I тип - сангвинический (условные рефлексы быстро образуются, легко угасают и восстанавливаются). При этом возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Дети с таким типом ВНД отличаются живым темпераментом, выразительной мимикой, хорошим поведением, и так далее. II тип – флегматичный (условные рефлексы образуются быстро, закрепляются, имеют прочные тормозные реакции). У детей этого типа примерное поведение, хорошая успеваемость в школе, речь без резко выраженных эмоций с достаточным запасом слов. III тип – холерический, сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный. Условные рефлексы образуются медленно, они не прочны. Дети с этим типом ВНД высокоэмоциональны, вспыльчивы, легко возбудимы, их успеваемость в школе удовлетворительная. Воспитание таких детей представляет значительные трудности. IV тип – меланхолический, слабый со сниженной возбудимостью, с медленным формированием условных реакций. Такие дети быстро утомляются, речь их слаба, тиха, бедна словами, они часто страдают невротическими реакциями и неврозами.

Выявление типа ВНД у детей имеет огромное медико-педагогическое значение. Оно позволяет с учетом возраста, продуманного учебного процесса предотвратить развитие функциональных расстройств нервной системы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о нервной системе | Симптомы нервных и психических заболеваний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.