КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика
Нарушения зрения и слуха у детей и подростков Нарушения опорно-двигательного аппарата, ЛЕКЦИЯ № 28 Готовность к обучению в школе С целью определения готовности ребенка к школе используют такие понятия, как «школьная зрелость» и «школьная незрелость», которые характеризуют умственные и физические возможности перед поступлением в школу. Школьная зрелость означает готовность ребенка к овладению умениями, знаниями, она предполагает сформированную мотивацию и другие необходимые для освоения школьной программы личностные качества. Готовность к обучению в школе - «школьная зрелость» - включает несколько элементов: Функциональная готовность - это широкий спектр показателей морфофункциоиалыюго развития ребенка: физическое развитие, степень работоспособности, уровень развития речи, иейродииамики, нервно-психических функций и т. д. Функциональная готовность включает в себя: Физиологическая готовность – ребенок должен хорошо бегать, прыгать; рост не ниже 117 см, должны поменяться, и вырасти 4 верхних зуба. Противопоказания: тяжелые нарушения речи, хронические заболевания. Социально-психологическая готовность - это умение ребенка успешно контактировать со сверстниками и педагогами - качество, необходимое для учебной деятельности. Интеллектуальная готовность - уровень интеллекта: степень развития речи, осведомленность и ориентированность ребенка, наличие наглядно-образного мышления и т. п.
План лекции: 1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика. 2. Нарушения зрения у детей и подростков и их профилактика. 3. Нарушения слуха у детей и их профилактика.
Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Осанка не относится к врожденным признакам человека. Это своеобразный навык, определенное сочетание условных рефлексов, которые поддерживают привычное положение тела, т. е. человек сохраняет присущую ему позу без сознательного напряжения мышц. Осанка имеет индивидуальный характер и означает уравновешенность тела в пространстве. Обеспечивается она статической работой мышц. Формирование осанки зависит от многих условий: § Характера строения и степени развития костной системы, связочного и нервно-мышечного аппарата. § Условий труда и быта (привычная рабочая поза ребенка за партой или столом, во время игры, кровать ребенка). § Некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. При правильной осанке создаются условия для нормального функционирования всех систем организма, а удержание тела в вертикальном положении происходит с незначительной тратой энергии. Нормально сформированный позвоночник имеет несколько физиологических изгибов: шейный лордоз, обращенный выпуклостью вперед; грудной кифоз – выпуклостью назад; поясничный лордоз – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый кифоз – выпуклостью назад. Эта "волна" помогает сохранять человеку равновесие, смягчает толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный образуется при попытках младенца поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги. Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. Отсюда следует, что правильное или неправильное формирование осанки начинается не в школьном возрасте, а гораздо раньше. В школе, при резко возросших статических нагрузках, она уже закрепляется, быстро выявляя все погрешности в физическом воспитании ребенка. Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками и вокруг вертикальной оси. С годами межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные диски сжимаются, и к вечеру человек становится ниже на 1-3 см. Функционально-анатомическая основа осанки: · позвоночник с умеренными естественными изгибами, · форма грудной клетки, · тонус и степень развития различных групп мышц туловища, · состояние здоровья, особенно нервной системы. Все вместе определяет положение туловища, головы, симметричность расположения плечевого пояса (вместе с лопатками) и ног с развитыми сводами стопы. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника имеют умеренно естественный вид. Голова держится прямо или слегка отклонена назад. Грудь несколько выступает над животом. Плечи развернуты, расположены на одной высоте, руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги выпрямлены в коленях, пятки сближены, носки слегка развернуты. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения и нормальное положение внутренних органов. Нарушение осанки – это нестойкое отклонение позвоночника кпереди или кзади (в сагитальной плоскости), а также в боковом направлении (во фронтальной плоскости). По степени выраженности и по форме эти нарушения могут быть разнообразными. В сагитальной плоскости чаще всего встречаются следующие дефекты, видимые при осмотре ребенка сбоку: вялая осанка, сутуловатость, плоская, круглая или кругло-вогнутая спина. Во фронтальной плоскости, т.е. при осмотре ребенка спереди и сзади, определяют сколиотическую осанку. При нарушении осанки наблюдается ряд отклонений в опорно-двигательном аппарате: · изменяется положение головы, · перенапрягаются шейные мышцы, · увеличивается грудной кифоз и поясничный лордоз (круглая спина), · живот и плечи выдаются вперед. Нарушения правильной осанки имеют определенные анатомо-функциональные предпосылки: статические мышцы ребенка растут и развиваются медленнее динамических, поэтому детям труднее сохранять длительное время однообразную позу. Они бессознательно изменяют положение тела; при этом расслабляются мышцы спины, что приводит к искривлению позвоночника. Наиболее часто встречаются боковые искривления. Дефекты осанки: 1. в ялая осанка. Увеличены шейный и грудной физиологические изгибы позвоночника, голова слегка опущена, плечи смещены вниз и сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая. Лопатки оттопырены в виде крыльев. Живот свисает, иногда слегка согнуты ноги в коленных суставах. Если попросить такого ребенка придать туловищу правильное положение, он удержит его лишь на короткое время, но из-за слабой мускулатуры вскоре вновь вернется к позе утомленного или заболевшего человека. Он не в состоянии долго находиться в одном положении, например, сидеть прямо за партой, руки перед собой, как это принято на уроках, часто меняет положение тела («ложится» на парту то одним боком, то другим или, наоборот, откидывается на спинку стула, развалившись, как в кресле). В общем, нередко создает о себе впечатление как о ленивом, невнимательном ученике, хотя на самом деле он просто в любой ситуации старается найти дополнительную опору для тела. 2. Сутуловатая осанка (сутулость) грудной изгиб позвоночника увеличен, хотя в самих позвонках изменений нет. Плечи сильно свисают вперед, грудь запавшая. Мышцы спины и надплечий дряблые. У таких детей нередко имеются нарушения со стороны носоглотки. Общее положение туловища и состояние мышц говорят о том, что ребенку чужды физическая культура и спорт. Если не проводить необходимых лечебных мероприятий, то сутулость, особенно у детей старшего возраста, очень быстро увеличивается и превращается в дефект, который носит название круглой спины. 3. Плоская спина. Наблюдается преимущественно у детей со слабо развитой мускулатурой туловища, когда физиологические изгибы позвоночника полностью отсутствуют или же уплощены. Уплощение может быть одного отдела, например, грудного или поясничного, но чаще спина бывает плоской по всей длине позвоночника. О человеке с подобной осанкой говорят: «будто аршин проглотил». Угол наклона таза уменьшен, а все тело отклонено назад. Живот сильно выпячен вперед, особенно в нижней части. Грудная клетка, как правило, узкая и плоская. Плечи опущены вниз и слегка поданы вперед. Лопатки крыловидно отходят от грудной клетки, их углы выступают под кожей спины. Рессорная функция такого позвоночника снижена, дыхание ограничено. Из-за слабости мышц спины дети не могут долго удерживать тело в одном положении, быстро устают и постоянно его меняют. В связи с этим у детей с плоской спиной имеется особая предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника – сколиозу. 4. Круглая спина. Особенностью круглой спины является значительное увеличение физиологического грудного изгиба. Поясничный изгиб и угол наклона таза уменьшаются, иногда вовсе исчезают. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а мышцы спины растянуты, из-за чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед. Голова при круглой спине подана вперед, плечи сдвинуты и как бы сжимают грудную клетку, которая несколько уплощается. Лопатки крыловидные. Живот выпячен вперед и свисает. Центр тяжести тела при круглой спине смещается несколько кзади, этим объясняется компенсаторный наклон верхней части туловища вперед. 5. Кругло-вогнутая спина. Характерно увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, особенно грудного и поясничного. Угол наклона таза также увеличен. Грудная клетка уплощена и как бы укорочена. Плечи приподняты и поданы вперед. Нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. Мышцы спины растянуты, а мускулатура живота расслаблена, из-за чего живот отвисает. Это способствует опусканию органов брюшной полости (желудка, кишечника, печени, почек) и нарушению их функций. 6. Сколиотическая (несимметричная) осанка. Одним из наиболее частых видов дефектов осанки у детей является наклон позвоночника вправо или влево с образованием дуги искривления. Такой боковой наклон позвоночника является нестойким и может быть исправлен при напряжении мышц спины. Однако у ребенка мышцы еще слабые и не могут долгое время удерживать корпус в правильном положении. Ребенок быстро устает, и его тело принимает наиболее удобную, облегченную для слабых мышц спины позу. Постепенно такое положение делается привычным, закрепляется. При такой осанке голова ребенка наклонена вперед и в сторону вогнутости позвоночника, а туловище – в противоположную. Шейно-плечевые линии неодинаковы. Лопатки расположены на разном уровне, треугольники талии неравномерны. Дуга искривления четко видна в положении стоя, а в положении лежа исчезает или легко исправляется при коррекции оси позвоночника. Для сколиотической осанки характерны нарушения функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. Чаще, по сравнению с другими видами дефектов осанки, она может переходить в сколиоз. Поэтому ее и называют предсколиозом. Профилактика нарушений осанки. Предупредить нарушения осанки можно, если о ней заботиться с самого раннего возраста ребенка, закаливать его, приучать к систематическим физическим упражнениям, а в более старшем возрасте – к спортивным играм. Важно соблюдать режим дня, в первую очередь должна удовлетворяться потребность ребенка во сне, своевременном и полноценном питании, мышечной деятельности, пребывании на свежем воздухе, в комфортных и гигиенически грамотных условиях для учебы. Развитию сколиотических изменений позвоночника способствует длительное сидение школьника за партой (столом) в неправильной позе, сон на мягкой кровати с прогибающейся сеткой, ношение портфеля в одной руке и т. п. В процессе его роста и развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |