Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая активность и здоровье. Закаливание

Таким образом, под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

ЗОЖ можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья.

В понятие здорового образа жизни входят характеризующие его аспекты, или позиции:

• отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

• регулярная физическая и двигательная активность, оптимальный двигательный режим:

• рациональное и сбалансированное питание;

• закаливание организма;

• личная и общественная гигиена;

• положительные эмоции, избежание конфликтов и умелое разрешение стрессовых ситуаций;

• правильный режим труда, полноценный отдых;

•психологический комфорт и психофизиологическая удовлетворенность;

• высокая медицинская активность;

• активная жизненная позиция;

• экономическая и материальная независимость;

• удовлетворенность работой.

Оптимальный двигательный режим и физическая активность – основное условие сохранения и укрепления здоровья. Оздоровительный и профилактический эффект двигательной активности связан с усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ, кровообращения. При малоподвижном образе жизни мышцы недовыполняют свою сократительную функцию, теряют тонус, что приводит к расслаблению связочного аппарата, боковым искривлениям позвоночника, замедлению движения крови по сосудам, жироотложениям.

Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и кончая глубокой старостью. Вследствие изменившихся условий жизни и производственной деятельности большинство населения в настоящее время испытывает дефицит двигательной активности, т.е. гиподинамию. За последние 100 лет физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась более чем в 90 раз. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Мышцы не только являются основой опорно-двигательного аппарата, но и тесно связаны с работой внутренних органов. Снижение физической активности заметно влияет и на психоэмоциональное состояние. Гиподинамия относится к так называемым большим, или главным, факторам риска здоровью. Недостаточная двигательная активность приводит к многочисленным отрицательным изменениям в организме (ухудшается функция центральной нервной системы, слабость опорно-двигательного аппарата, снижение естественной устойчивости организма, нарушение обмена веществ), что, в конечном итоге, приводит к ожирению, ишемической болезни сердца, остеохондрозу, атеросклерозу и многим другим заболеваниям. Занятия физкультурой, соответствующие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, повышают устойчивость организма к инфекциям, изменениям атмосферных параметров, стрессам; задерживают процессы старения; стимулируют интеллектуальную деятельность; укрепляют опорно-двигательный аппарат; тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему; активизируют эмоциональную сферу.

Оптимальный физиологический уровень ежесуточного расхода энергии на мышечную деятельность составляет 2000...4800 ккал, но даже если человек тратит на физическую тренировку 2000 ккал в неделю, то значительно снижается вероятность, например, сердечно-сосудистых заболеваний.

Физическая активность является важнейшей составляющей здорового образа жизни. Оптимальными (кроме ежедневной утренней гимнастики) считаются еженедельные занятия физической культурой не менее 2... 3 раз по 45... 60 мин. Минимальной суточной физической нагрузкой считается мышечная работа, эквивалентная 10 км спокойного пешего хода. Для пожилых людей эта дистанция уменьшается до 5...7 км. Виды физических упражнений очень разнообразны: ходьба, бег, плавание, коньки, велосипед, гимнастика, волейбол, теннис и др.

Оптимальный двигательный режим – основное условие нормального роста и гармоничного развития организма школьника. У детей, которые много времени проводят у телевизора, монитора, за книгами и при этом не занимаются физкультурой, физическим трудом, наблюдаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. В ходе учебной деятельности у школьников наступает утомление мышц. Как известно, во время уроков мышцы школьников выполняют главным образом статическую работу, а динамическая их работа выражена слабо. Статические нагрузки (длительное сидение, стояние), за которые отвечают определенные центры мозга, для школьников утомительны. При этом мышечные волокна длительное время сокращены, а артерии, снабжающие мышцы кровью, сдавлены. В результате замедляется снабжение мышц кислородом, отток венозной крови, насыщенной продуктами энергетического обмена. В связи с этим при статических нагрузках необходимы активный отдых на перерывах, физкультпаузы на уроках, чередование различных типов уроков (теоретических, лабораторных занятий и др.). Тогда мышцы будут совершать наряду со статической и динамическую работу, в ходе которой они не утомляются, так как сокращаются поочередно.

Значение оптимальной двигательной активности для школьников заключается в повышении работоспособности и сопротивляемости организма простудным заболеваниям, в укреплении сердечной мышцы, улучшении вентиляции легких, нормализации обмена веществ.

Уроки математики, русского языка, рисования, черчения характеризуются повышенной статической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому требуется контроль за рабочей позой и обязательное проведение физкультпауз. Установлено, что в дни с уроками труда, физкультуры, музыки работоспособность учащихся повышается, поэтому необходимо чередовать их с письменными уроками.

Труд и физические нагрузки должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья учащихся, т. е. каждой группе здоровья требуется свой режим физических нагрузок. В противном случае сильная физическая нагрузка ведет к снижению функциональных возможностей, а иногда и к потере здоровья. Для занятий физкультурой, как известно, учащихся делят на три группы: основную, подготовительную, специальную. Для каждой из них должны строго соблюдаться оптимальные физические нагрузки.

Прежде чем приступить к регулярным физическим тренировкам, необходимо обратиться к врачу с целью обследования и определения так называемой группы здоровья. Таких групп три. Основная для лиц, которые могут заниматься физкультурой без ограничений, так как не имеют отклонений в состоянии здоровья и достаточно адаптированы к физическим нагрузкам. Подготовительная для лиц с хроническими заболеваниями, которые не препятствуют выполнению обычной трудовой и бытовой деятельности, т.е. для лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Для занимающихся в этой группе требуется ограничение интенсивности нагрузки. Специальная, в которую входят лица, имеющие хронические заболевания, препятствующие выполнению обычной трудовой деятельности. Таким лицам, как правило, рекомендовано занятие лечебной физкультурой (ЛФК). Для лиц этой группы желательно проводить тренировки под руководством тренера. Перед началом занятий, как правило, проводят тесты для определения физического состояния, (например, 12-минутный тест Купера).

Принципы тренировок – постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальный подход к занятиям с контролем самочувствия и объективных показателей. Для определения переносимости физической нагрузки чаще всего используют различные тесты.

Лица, регулярно занимающиеся физической культурой, должны проходить медицинское обследование не реже 1 раза в полгода.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Здоровый образ жизни, его критерии и принципы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.