Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие звуков окружающей действительности при помощи слуха

II. Формы организации лекции

1. Лекция подготовлена для студентов 2 курса специальности: Олигофренопедагогика. Логопедия.

2. Цель лекции – формирование знаний о влиянии нарушений слухового анализатора на психическое и речевое развитие детей, причинах и механизмах стойких нарушений слуха.

3. Задачи лекции:

· раскрыть механизмы восприятия звуков окружающей действительности при помощи слуха;

· показать влияние нарушений слухового анализатора на психическое и речевое развитие детей;

· раскрыть распространённость, причины и механизмы стойких нарушений слуха;

· ознакомить с классификацией детей с нарушением слуха;

· дать психолого-педагогическую характеристику глухих и слабослышащих детей.

4. Студент овладевает системой знаний:

· о работе слухового анализатора и влиянии его нарушений на психическое и речевое развитие;

· о причинах и механизмах стойких нарушений слуха;

· о различных классификациях лиц с нарушениями слуха;

· об особенностях психического развития детей с нарушениями слуха.

5. Организационная форма лекции – монологическое высказывание.

 

III. Содержание лекции

 

1. План

1. Восприятие звуков окружающей действительности при помощи слуха

2. Влияние нарушений слухового анализатора на психическое и речевое развитие

3. Распространённость, причины и механизмы стойких нарушений слуха

4. Классификация детей с нарушением слуха

5. Медико-психолого-педагогическая характеристика глухих детей

6. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей

 

2. Ключевые понятия темы: слуховой анализатор, порог слышимости, порог дискомфорта, частотный диапазон слуха, слуховая адаптация, маскировка звука, ототопика, сенсорная депривация, глухие (неслышащие), слабослышащие, позднооглохшие, врожденные (приобретенные) нарушения слуха.

 

3. Формы сотрудничества преподавателя со студентами: партнерство, взаимодействие.

 

4.

 

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки. Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова: наибольшая чувствительность к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется: наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, затем она постепенно падает.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения едва слышимого звука, чем ниже порог слухового ощущения, и тем выше чувствительность уха к данному звуку. Поэтому в области низких и высоких частот пороги слышимости повышаются.

При нормальном слухе величина порога слухового ощущения равна 0 дБ, т.е это уровень отсчета при измерении интенсивности воспринимаемых звуков, который соответствует пороговой интенсивности при нормальном слухе.

При увеличении силы звука ощущение громкости звука усиливается, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение давления или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляется такое ощущение, называется порогом неприятного ощущения (болевым порогом), порогом дискомфорта. Расстояние между порогом слухового ощущения и порогом дискомфорта оказывается наибольшим в области средних частот (1000-3000 Гц) и достигает здесь 130 дБ, т.е. отношение максимально выносимой для уха силы звука к минимальной ощущаемой силе равно 10 в 13-й степени.

Чувствительность слухового анализатора также характеризуется величиной разностного, или дифференциального, порога. Разностным порогом частоты называют минимальный для слуха прирост частоты звука к его первоначальной частоте. Например, изменение частоты 1000 Гц на 3 Гц уже ощущается ухом человека как другой звук. Разностным порогом силы звука называют минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное усиление громкости первоначального звука. В среднем для того, чтобы звук ощущался как более громкий, его надо усилить на 1 дБ.

Таким образом, область слухового восприятия у нормально слышащего человека ограничена по частоте (16-25000 Гц) – частотный диапазон слуха, и по силе звука (до 130 дБ) – динамический диапазон слуха. Частотный и динамический диапазон области речи, необходимый для восприятия звуков речи, занимает 500-600 Гц и 50-90 дБ над порогом слышимости. При этом уровень интенсивности тихого шепота составляет 10-15 дБ, а некоторые глухие согласные даже в громкой речи лишь 25 дБ. Следовательно, для полноценного восприятия всех звуков речи необходима сохранность почти всей области слухового восприятия как в отношении частоты, та к и в отношении интенсивности звука.

В результате воздействия сильного звукового раздражителя происходит снижение ощущения громкости как следствие понижения чувствительности слухового анализатора. Такое временное снижение чувствительности получило название адаптации как защитно-приспособительной реакции организма, предохраняющей нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя. Как правило, понижение чувствительности кратковременно – несколько секунд. При интенсивном и длительном раздражении слухового анализатора (несколько часов) наступает слуховое утомление, которое характеризуется значительным понижением слуховой чувствительности и требует продолжительного отдыха. При частом и длительном (неск. лет) перераздражении слухового анализатора в нем могут возникнуть необратимые патологические изменения, приводящие к стойкому нарушению слуха. Даже при кратковременном воздействии может возникнуть звуковая травма, сопровождающаяся иногда нарушением анатомической структуры среднего и внутреннего уха.

Если какой-либо звук воспринимается на фоне действия другого звука, то первый звук ощущается менее громким, чем в тишине: он как бы заглушается другим звуком. Это явление называется маскировка звука. Высокие звуки сильно маскируются низкими, и наоборот, сами оказывают очень небольшое маскирующее действие на низкие звуки. Наиболее сильно выражено маскирующее влияние звуков, близких по частоте к маскируемому звуку. Наличие двух ушей обусловливает способность определять направление источника звука, что получило название бинаурального (двуушного) слуха, или ототопики. Бинауральный слух также дает возможность воспринимать сложные звуковые комплексы, когда звук приходит одновременно с разных сторон, и определять при этом положение источников звука в пространстве (стереофония) и оценить расстояние, на котором находится источник звука.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Влияние нарушений слухового анализатора на психическое и речевое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.