КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекций. Кузнецова Марина Федоровна – кандидат философских наук, доцент
ФИЛОСОФИЯ
Красноярск 2007
УДК 1 (075.8) ББК 87я73
Авторы-составители: Кузнецова Марина Федоровна – кандидат философских наук, доцент Пфаненштиль Иван Алексеевич – доктор философских наук, профессор
Кузнецова, М.Ф., Пфаненштиль И.А. Философия: конспект лекций. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. – 203с.
Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ. Пособие состоит из двух разделов: 1 – история философии (основные направления, школы и этапы исторического развития), 2 – философские проблемы и категории. Освещены основные моменты истории философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы, общества и человека, проблемы познания и сознания, показана специфика и взаимодействие науки и техники, прогнозы будущего развития цивилизации. В ходе изложения материала учтены межпредметные связи и возможности формирования основополагающих компетенций, прописанных в современных стандартах высшего образования. Конспект лекций может быть использован преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной.
УДК 1 (075.8) ББК 87я73
© Сибирский федеральный университет, 2007 Содержание Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. История философии 6 Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества 6 Лекция № 2. (продолжение темы) 12 Лекция № 3. Античная философия 24 Лекция № 4. Средневековая философия 33 Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения 43 Лекция № 6. Немецкая классическая философия 55 Лекция № 7. Современная западная философия 67 Лекция № 8. Русская философия 78
РАЗДЕЛ II. Философские проблемы и категории 91 Лекция № 9. Учение о бытии (онтология) 91 Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика) 101 Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования 113 Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия) 124 Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) 136 Лекция № 14. Проблемы сознания 146 Лекция № 15. Познание (гносеология) 160 Лекция № 16. Научное познание 175 Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники 181 Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект) 193
Библиография 201
Предисловие
Настоящий курс лекций был построен исходя из того, что высшее техническое и естественнонаучное образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также и фундаментальную, социально-гуманитарную и прежде всего философскую подготовку будущих бакалавров и инженеров. Одной из важнейших тенденций развития современного общества является гуманитаризация основных сфер деятельности человека, в том числе и его образования. Сегодня мы все больше осознаем, что наша жизнь определяется «качеством» нашего сознания. А «качество» сознания – это не только научные знания, информация о мире, это еще и отношение к миру, к другим, самому себе. Все это – проблемы мировоззрения, которые не решаются в рамках какой-нибудь одной науки, а решаются совместными силами науки и философии. Важным моментом является и то, что философия как нельзя более точно соотносится с формированием тех основополагающих компетенций, которые прописаны в современных стандартах высшего образования: общенаучные (способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике общенаучные и философские методы в различных видах профессиональной и социальной деятельности; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически оформить его результаты), инструментальные (готовность работать с информацией из различных источников; владение навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики), социально-личностные и общекультурные (способность и готовность к социальному взаимодействию с обществом; к сотрудничеству и социальной мобильности; способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии; способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, к анализу своих возможностей; способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и лично значимых философских проблем; способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества; способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу). Ориентированность лекционного курса на различные направления технического и естественнонаучного бакалавриата отражена в подборе лекционного материала. Особенностями курса являются: во-первых, широкий диапазон охвата истории мировой философской мысли, а, во-вторых, интеграция философско-гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического знания, отражение межпредметных дисциплинарных связей. Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ. Пособие может быть использовано преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для указанных направлений, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной. Организационно-методические указания, представленные в обозначенном УМКД, окажут помощь преподавателям и студентам в выборе приоритетов и расстановке акцентов при освоении теоретическим материалом данного курса.
РАЗДЕЛ I. История философии
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |