Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии




Место компьютера в учебном процессе, изменение роли преподавателя.

Информационные технологии и процесс обучения

Лекция 1.

План:

1. Место компьютера в учебном процессе, изменение роли преподавателя.

2. Педагогические технологии

3. Понятие информационной технологии обучения.

4. Информация как главный фактор формирования знаний обучаемого.

 

Для опpеделения места компьютеpа в учебном пpоцессе конкpетизиpуем теpмины "учение" и "обучение". Под учением будем понимать весь пpоцесс пеpедачи и пpиобpетения знаний, умений и навыков, включающий как объект обучения - учащегося, так и и субъект - учителя. Учение на некотоpых этапах может пpоисходить и без учителя. Также под учением понимается пpиобpетение любого опыта. Обучение - часть пpоцесса учения, это пpиобpетение знаний, умений и навыков, связанных с конкpетной темой и осуществляемое под pуководством учителя. Пpи обучении с использованием компьютеpа объект попадает в специфические условия, он детеpминиpован пpогpаммой, составленной для некотоpого абстpактного обучаемого, и, в зависимости от возможностей компьютеpа и автоpа данной пpогpаммы, имеющей pазличную степень адаптации к индивидуальным особенностям обучаемого. Таким обpазом, активное пpисвоение учащемуся общественного опыта выpажается в цепочке:

УЧИТЕЛЬ -----> КОМПЬЮТЕР -----> УЧАЩИЙСЯ

Рис. 1. Схема обучения с использованием компьютера.

Учитель пpоизводит постановку задачи, pазpабатывает содеpжание учебного матеpиала и методы обучения; компьютеp pеализует методики, осуществляет адаптацию к индивидуальным особенностям обучаемого; учащийся пpиобpетает знания, умения и навыки. Вся цепочка отpажает технологический пpоцесс пpиобpетения обучаемым нового качества и получила название инфоpмационной технологии обучения.

В современном обществе в результате внедрения информационных технологий появился новый тип учителя – это преподаватель из киберпространства. Он обладает следующими качествами: является знатоком предмета, активным и профессиональным пользователем компьютерной сети Интернет, педагогом и психологом, издателем индивидуализированных пособий, специалистом и экспертом систем мультимедиа. Подготовка такого преподавателя требует, безусловно, больших государственных затрат, в том числе на компьютеризацию как высших так и средних учебных заведений.

 

С. 16 (13) – 22 – Ардеев Александр Халилович, М., 2005 г.

Термин «педагогическая технология» упоминался еще в 20-е гг. в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, СТ. Шацкий). В это же время распространилось и другое понятие - «педагогическая техника», которое в Педагогической энциклопедии 30-х гг. было определено как «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий» [8]. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В 40-50-х гг., с началом внедрения в учебный процесс технических средств обучения, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных технических средств обучения, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия). Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства в обучении», второе, возникшее чуть позже, как «технология обучения», или «технология учебного процесса».

К началу 70-х гг. была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных сред как обязательного условия, без которого «не работали» прогрессивные методики и формы обучения, а следовательно, не могли быть достигнуты соответствующие качество и эффективность обучения. Необходимо подчеркнуть, что к середине 60-х и началу 70-х гг. в высокоразвитых странах - США, Англии, Японии - уже издавались журналы по вопросам педагогической технологии, а в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (например, национальные советы по педагогической технологии в Великобритании и США).

В 1965 году в АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения (понятие «технология» в это время не было принято по идеологическим соображениям), а в 1973 году в Венгрии создан государственный центр технологии обучения. В соглашении, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра — изготовление новых современных материалов по технологии обучения и создание системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.

В 1977 г. на Международном семинаре по данной проблеме были достаточно четко указаны признаки технологического процесса в обучении: знание и совершенное владение техникой, знакомство с фондом аудиовизуальных материалов, владение методикой их эффективного использования, включая развитие творческого подхода. Некоторые ученые, в частности Л.Салаи (Венгрия), расширили сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» планирование, анализ целей, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения. Так, по мнению Э. Бистерски и Ж. Целлер, технология обучения не только представляет собой вспомогательное средство и новую систему, но и играет большую роль в развитии учебного процесса, изменяя его организационные формы, методы, содержание, что, в свою очередь, оказывает воздействие на педагогическое мышление преподавателей и учащихся. Такое толкование технологии подчеркивает важность не только взаимосвязи всех компонентов процесса обучения в единой системе, но и их взаимовлияния, развития, приводящих к изменению менталитета педагога и учащихся.

Таким образом, к концу 70-х - началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться «как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом» [8]. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств (М. Кларк, Д.Дж. Хокридж -Великобритания; К. Чедуик, Д. Финн - США; К. Бруслинг - Швеция; Т. Сикамото - Япония; Т.А. Ильина, С.Г. Шаповаленко, Л.П. Прессман -Россия). Эта же мысль была подчеркнута Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии США, в документах которой значится: «Педагогическая технология есть комплексный интегральный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, управления и обеспечения всех аспектов усвоения знаний».

В 80-е гг. продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса. Вот несколько примеров определения понятия «педагогические технологии» [8].

Ф.А. Фрадкин: «Это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата».

По мнению И.Я. Лернера, это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина», это проверка экологических возможностей проблемы. Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых».

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Таким образом, очевидно, что если до 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств, то в настоящее время доминирует все же представление о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. В новом понимании педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов

оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии - применение технических средств в обучении. Его суть заключена в идее полной управляемости работой любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена - учебного процесса.

Предметом технологии обучения является создание систем
обучения и профессиональной подготовки, т.е. технология учебного
процесса. В общем случае можно выделить следующие важные черты
педагогической технологии. Это, во-первых, как было замечено выше,
предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и
последующее воспроизведение проекта. Во-вторых, в отличие от ранее
использовавшихся методических поурочных разработок,

предназначенных для преподавателя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого обучаемого. В-третьих, это процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике цели задаются весьма нечетко, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах:

1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала;

2) развития личности в целом.

В-четвертых, нужно выделить важный принцип педагогической технологии — принцип целостности, структурной и содержательной составляющих всего учебно-воспитательного процесса. Принцип

целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов системы, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. Например, при изменении цели образования неизбежна трансформация его содержания и процессов обучения таким образом, чтобы они способствовали достижению поставленных целей.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом:

Поправки/коррекция

 

 

 

 

 

          г      
Обобщенные цели и содержание обучения   Конкретные учебные цели   Обучение   Оценка
     
    т          

Поправки/коррекция

Рис. 2. Схема учебного процесса

Анализ определений, приведенных в различных научных и учебно-методических источниках (более 60 источников) показывает, что большинство исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей,т. е. с проектированием.

На приведенной схеме еще трудно усмотреть специфические черты технологии обучения. В самом деле, общие цели обучения и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе более конкретные учебные цели, результаты обучения всегда подвергаются оценке.

Однако и в такой общей схеме можно проследить особенность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь. Именно на использовании обратной связи было построено программированное обучение (малые порции материала с постоянным контролем знаний обучаемого).

Ключ к пониманию технологического построения учебного процесса — последовательная ориентация на четко определенные цели.

Целесообразно остановиться на еще одной из значимых особенностей технологии обучения. В целом ряде научно-методических и научно-популярных источников авторами делается попытка соотнести это понятие с понятием "методика обучения". Однако методику и технологию обучения отличает следующее. Во-первых, основное отличие в том, что методика позволяет ответить на вопрос: "Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении?", а технология на вопрос: "Как сделать это гарантированно?" Во-вторых, технология обучения носит ярко выраженный персонифицированный характер и по своей сути очень близка к понятию "авторская методика обучения". Если понятие "методика" выражает алгоритм использования комплекса методов и приемов обучения, как правило, безотносительно к лицу, их осуществляющему, то технология обучения предполагает объединение с ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.