Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Просвещения




Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность которой – в широком использовании человеческого разума для реализации целей социального развития. В целом, как будет сказано в марксистской философии, философы-просветители, критикуя феодализм, создавали идиллическую картину будущего буржуазного общества, как общества всеобщего благоденствия.

В этот период религия подвергается критике и прославляется разум. В различных странах были свои просветители. Во Франции ими были философы-энциклопедисты, создавшие 35 томную «Энциклопедию наук, искусств, ремесел» (1751 - 1780 гг.). В работе над энциклопедией объединились философы на основе конкретных взглядов на строение мира и место человека в этом мире. Это Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ), Э. Кондильяк, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро. Они использовали для выражения своих философских воззрений художественную форму: Руссо – «Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», Вольтер «Кандид» и др. В Германии в этом ключе работали Лессинг «Лаокоон», Гердер. В Соединенных штатах Америки – Франклин, Пейн, Купер. В России просветителями были Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Новиков, Козельский.

Для просветителей характерны следующие черты философии:

1) в онтологии – механистический материализм;

2) в гносеологии – борьба с субъективным идеализмом и скептицизмом;

3) в антропологии и психологии – преобладает научный материализм, попытка описания психических свойств личности через физиологические процессы в организме.

Некоторые из просветителей рассматривали и решали проблему воспитания, отдавая приоритет социально обусловленным явлениям. К. Гельвеций, например, считал, что воспитание является силой, которая делает из людей все, что угодно. Дидро говорит об этом более осторожно «Гельвеций говорит, что воспитание значит все, – лучше сказать: воспитание значит много». Параллельно с ними, однако, в это же время развивались исследования в направлении субъективного идеализма: это философия Дж. Беркли и Д. Юма.

Философия субъективного идеализма. Джордж Беркли (1685 - 1753). Ирландец по происхождению, епископ из Клойна.

Критикует материализм и пытается убрать из употребления в рамках философии понятие «материи». Он утверждает: когда говорят о бытии вещей, то это означает всего лишь «бытие в нашем восприятии». У нас нет восприятия вещи, как таковой. Вещи – это сумма ощущений. «Стол, на котором я пишу, существует в том смысле, что я его осязаю, – если бы я находился не в кабинете, то я бы сказал, что стол существует, разумея, что кто-то другой воспринимает его. Нет тела, пока оно не воспринимается». В то же время он верит в разум человеческий. Он оптимист в познании, – опровергает и не разделяет скептицизм Д. Юма.

Дэвид Юм (1711-1776) сомневается в разуме, его возможностях. «Человеку здравомыслящему, – пишет он, – легко понять шаткость оснований даже тех систем, которые достигли наибольшего признания. И нет ничего такого, чего нельзя было бы оспорить. Принципы, принятые на веру, недостаток связности в частях и очевидности в целом. Награда достается не разуму, а красноречию. Если истина даже и доступна познанию, она, несомненно, должна скрываться в большой и туманной глубине». Юм утверждает при этом, что чрезвычайно ценит эмпирический опыт. Ни одна из наук и ни одно из искусств не может выйти за пределы разума или установить принципы, которые не будут основаны на авторитете опыта, считает философ. Но способности ума ограничены, и нельзя познать бесконечность. Юм исследует основания человеческого разума. И.Кант считает, что именно Юм вызвал в нем попытку теоретического противоборства. «Юмова задача – критика чистого разума, – пишет Кант, – но он посадил корабль на мель скептицизма. Я докажу обратное».

 

Литература:

1. Вундт, В. Введение в философию. М., 1998.

2. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.

3. Ильин, В. В. Философия Нового времени. СПб, 1993.

4. Койре, А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

5. Кузнецов, В.И., Грязнов, А.А., Мееровский, Б. К. Западноевропейская философия XV111 века. М., 1986.

6. Майоров, Г. Г. Философия Лейбница. М., 1991.

7. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

8. Соколов, В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1999.

9. Хесле, В. Гении философии Нового времени. М., 1992. 10. Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.

 

 

Лекция № 6. Немецкая классическая философия

План:

1. Отличительные черты Немецкой классической философии.

2. Философия И. Канта.

3. Философия Г.В.Ф. Гегеля.

4. Философия Л. Фейербаха.

 

1. Отличительные черты Немецкой классической философии.

По хронологии эпоху Немецкой классической философии можно обозначить следующим образом: с 1781 г. (год выхода в свет первой критической работы И. Канта «Критика чистого разума») по 1831 г. (год смерти Г. Гегеля). Основные представители: И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Основные особенности:

1) особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; философия как «критическая совесть культуры»;

2) исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность;

3) строгая системность, последовательное аргументирование в исследованиях;

4) отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте);

5) создание всеобъемлющей, целостной логической картины мира, в деталях поясняющей тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель, Шеллинг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.