Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическое познание и его формы

Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Другими словами, в понятиях отражаются наиболее существенные признаки, свойства, стороны класса или круга явлений. Если, например, в восприятии мы отражаем внешний образ данного Ивана, а в представлении - типичный облик человека вообще с характерными для него внешними признаками (руки, ноги, голова и т.д.), то в понятии мы раскрываем более глубокие и существенные признаки человека «вообще» – способность мыслить, общественная сущность, способность материализации мышления при помощи языка.

С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии воспринимать эти явления, он может понять их.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждение выражается в виде предложения утвердительного или отрицательного. Например: «Все студенты вузов изучают философию». Или: «На Марсе нет жизни».

По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствующие или не соответствующие ей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, зная, что все металлы проводят электрический ток, а медь есть металл, человек делает вывод, что медь проводит электричество. Здесь из общего суждения «Все металлы проводят электрический ток» и частного суждения «Медь – металл» выводится новое частное суждение «Медь проводит электрический ток». Умозаключения подразделяются на дедуктивные (пример выше), когда на основе общего суждения девается вывод частного характера, и индуктивные, когда вывод – суждение общего характера делается на основе двух или множества суждений частного характера. Например: «Щука живет в воде, карась живет в воде... и т.д.». Индуктивное умозаключение - вывод «Все рыбы живут в воде».

Отдельные суждения в умозаключении можно ставить в определенную логическую связь потому, что во внешнем мире, который определяет процесс рассуждения, предметы и явления, зафиксированные в суждениях, находятся между собой в определенной взаимозависимости.

 

Литература:

1. Айдинян, В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

2. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

3. Гетманова, А.Д. Логика. М., 1998.

4. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

5. Знание за пределами науки. М., 1990.

6. Ивин, А.А. Логика. М., 1996.

7. Касавин, И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.

8. Когнитивная эволюция и творчество. М., 1996.

9. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувственное познание и его формы | Уровни научного познания и их методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.