КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории изобретения техники
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в своей работе «Технический итог XIX века», далее эти идеи получили продолжение в его работах «Информационная философия техники». Тем самым можно с удивлением отметить, что менталитет русского инженера позволял творчески заниматься философскими проблемами. Интересна сама постановка проблемы в книге «Технический итог». Соответственно напрашивается мысль, что в принципе возможен и даже необходим подобный подход и к ХХ веку. Энгельмейер Петр Климентьевич (29.03 /10.04/ 1855 Рязань – после 1939) закончил Императорское техническое училище (ИМТУ), инженер-механик, один из первых автомобилестроителей, имел разработки в области патентоведения, электротехники, занимался философскими исследованиями методологических вопросов техники в широком смысле этого социального явления. Он один из первых не только инженеров-механиков, но и философов, попытавшихся рассматривать в органичном единстве вопросы технознания и философско-фундаментальные проблемы. Имя П.К. Энгельмейера долгое время оставалось забытым, одной из первых попыток восстановить справедливость является статья в «Русском философском словаре». Заслуживают внимания и теоретические труды русского философа Николая Александровича Бердяева. В своей статье «Человек и машина» в начале ХХ века он предсказал основную тенденцию – механизацию человеческой культуры, вытеснение «человеческого» из человеческого общества. Такой подход может быть охарактеризован как технический пессимизм. Во многом Бердяев идеализировал роль духовно-религиозного самосовершенствования как метода, позволяющего противостоять подобным тенденциям, но, безусловно, он прав в том, что развитие техники осуществляется по непредвиденным и необозначенным заранее направлениям и тем самым становится все более и более социально опасным. В западных философских концепциях, начиная с 60-х годов ХХ столетия, стала прослеживаться тенденция перехода от анализа структуры и динамики технического знания, проблем методологии технических наук, абстрактно-метафизических рассуждений о технике к комплексному, междисциплинарному анализу техники как сложного, многоаспектного и противоречивого фактора развития человеческой цивилизации. Интересными в этом отношении представляются концепции М. Хайдеггера, Ф. Раппа, Х. Шельски, Л. Мэмфорда, Д. Бэлла, О. Тоффлера, Ю. Хабермаса и др. Мартин Хайдеггер, например, видел начало современной европейской информационной философии техники в античной поэме Парменида, в которой была решена современная дилемма атомной бомбы, осуществлен выбор пути развития человечества через беспощадную и уничтожительную эксплуатацию природы, через бесконечное ускорение технического прогресса, не контролируемого никакими моральными нормами. В этом, действительно, видится одна из фундаментальных черт техники: техника не может не уничтожать природу. Философская суть проблемы заключается в том, насколько полным является уничтожение природы техникой. Все остальные свойства техники оказываются вторичными. Да, техника должна дать инструмент для созидания новой природы. Но первичным оказывается все-таки неустранимое свойство техники уничтожать природу. Техника есть средство изменения природы, но одновременно техника есть средство эксплуатации и разрушения природы. Технический прогресс как феномен, как явление характеризует не столько саму технику, сколько сущность человека, исторические перспективы и границы человеческой цивилизации. Человек как Homo sapiens появляется на исторической арене именно в качестве «человека технического» – Homo tehnicus. Человек, создающий технику, создает техническую цивилизацию и в конечном счете вынужден подчиниться законам существования новой техногенной цивилизации. Возникает новое техногенное бытие человека, сущность которого еще предстоит определить.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |