Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Взаимосвязь между экономической теорией и политикой




III. Метод экономической науки. Экономические категории и экономические законы.

II. Предмет и функции экономической теории

I. Возникновение и развитие экономической науки

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

-= I =-

В древнем мире многие важные экономические вопросы рассматривались в трудах Платона, Аристотеля др. ученых древнего мира а также в работах мыслителей др. Египта, Китая, Индии. Первый этап развития предмета ЭТ называется ЭКОНОМИЯ. Экономия (айкономия: «ойкос» – дом; «номос» – правило, закон). Первоначально сл. Экономия появился в трудах Ксенофонта. Тогда это слово подразумевало управлять домом, хозяйством. Такой смысл оно сохраняло много веков.

1ые экономические, серьезные знания – Аристотель. Основные его произведения («Политика», «Никомахова этика»). Заслуга Аристотеля экономиста состоит в том что он 1ым выявил некоторые категории полит. экономии и показал их взаимосвязь:

1. Аристотель устанавливает 2 стороны товара – потребительную и меновую стоимость.

2. Анализирует процесс обмена.

3. Высказывает соображения о происхождении и ф-ции денег.

4. Выражает мысль о превращении денег в капитал.

У Аристотеля мы находим противопоставление экономике и хрематистике (хозяйство с целью обогащения).

По мнению Аристотелю все мотивы экономического человека сведены к стремлению обогащения.

Зап. Евр. Конца XVI-нач.XVII. Следующий этап в развитии ЭТ – это политическая экономия. («политикос» – общественный). Это уже умение управлять государством (законы общественного хозяйства).

1ая школа – это меркантилизм. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества, торгового капитала и основной вопрос, который стоял перед экономистами данной школы: «в чем источник богатства страны?». В центре внимания меркантилиста первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения.

В 1615г. Антуан Де Монкретьен выпускает трактат о политической экономии, который и дает название будущей науки. В своем развитии меркантилизм прошел 2 этапа:

· Ранний. Они сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны.

· Поздний (развитый). Сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драг. металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо.

Следующий этап – классическая буржуазная политическая экономия. Ее 1ые представители: Уильям Петти, Пьер Буагильбер. Предприняв попытку свести стоимость к труду они сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, которая источник капиталистического богатства находит уже в сфере производства. Представитель французской классической политической экономии – физиокаты, источник прироста капитала искали в земледелии, а чистый доход рассматривали, как дар природы. Главой школы физиократов во Франции – Француа Кенэ. Его заслуга, как экономиста, в том что он заложил основы в теории воспроизводства общественного капитала, создав тем самым 1ую макроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта между 3мя классами:

· Классом земельных собственников

· Производительным классом (землевладельцы)

· Непроизводительным (все лица не связанные с земледелием)

В 18 веке возникает необходимость (в Англии) обобщения накопленных знаний и их систематизации. Эту задачу решил Адам Смит. В 1776г. выходит книга «Исследование о природе и причинах богатства народа. Эта книга стала популярной. Он доказал, что источником всякого богатства является труд. Труд создает стоимость. По Смиту главным мотивом хозяйственной деятельности человека выступает своекорыстный интерес. Решающее значение Смит предает разделению труда, как основному фактору повышения производительности. Пусть человек действует без помех и «невидимая рука» стихийное действие приведет все общество к благосостоянию. Давид Рикардо («Начало политической экономии и налогового обложения» 1617). В центре работ Рикардо находится сфера распределения.

Симонд де Сисмоди – для него важно не абсолютное увеличение капиталистического богатства, сколько его относительный рост, соотнесенный с динамикой населения и размерами его потребления. К 40м годам 19 века капитализм одерживает полную победу в Англии и Франции (над феодализмом).

Главный труд Маркса – «Капитал». Маркс раскрыл сущность первоначального накопления капитала, дал анализ 3х стадий развития капитализма (простой кооперации, мануфактуры, крупного машинного производства). В капитале проанализированы важнейшие экономические законы – это закон «прибавочной стоимости», «капиталистического народонаселения», «закон тенденции, нормы прибыли к понижению», «всеобщий закон капиталистического накопления». В противовес марксистскому учению в 70е годы 19 в возникла Австрийская (Венская) школа. Ее называют субъективной или субъективно-психологической. Ее представители: Кару Мэнгер, Фридрих Визар, Эйген Бем-Баверк. Данными представителями разработана теория предельной полезности благ, и основанная на ней теория капитала и процента.

Во 2ой половине 19в складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Капитализм уже точно утвержден в развитых странах.

Рождение нового термина Economics связано с именем английского экономиста Альфрэда маршала. Он основоположник неоклассического направления. В 1890 году выходит его основное произведение: «Принципы экономики». Главным предметом анализа является не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основы теории спроса он положил маржинализм (учение о предельной полезности), а в основу теории предложения – концепцию факторов производства.

Дальнейшее развитие Economics – Кейнсианство. Связано с именем основоположника Джона Мейнарда Кейнса. В 1936 году выходит его основное произведение – общая теория занятости процента и денег. Кейнс в своей работе поставил проблему макроанализа. Он отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка, как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок сам по себе не может обеспечить эффективный спрос, поэтому государство должно стимулировать этот спрос посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов, чтобы способствовать тем самым быстрому росту национального дохода.

В дальнейшем были сделаны попытки соединить неоклассические положения и кенсианские рекомендации. На основе этого возникла концепция неоклассического синтеза. Ведущим представителем этого направления является Поль Самуэльсон (учебник Economics).

 

-= II =-

 

Политическая экономия в самом широком смысле – есть наука о законах управляющих производством и распределением обмена и потреблением материальных, жизненных благ в человеческом обществе.

Предметом Economics является изучение эффективного использования людьми, ограниченных ресурсом, таких как земля, труд, капитал, предпринимательская способность для удовлетворения безграничных материальных потребностей общества. В Economics ставятся прежде всего следующие задачи:

1. Исследование механизма рационального использования ограниченных ресурсов, с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

2. Изучение механизма формирования потребительских предпочтений и определения выбора производства продукции.

3. Разработка теории рыночных организаций экономики, товарно-денежных отношений, механизма спроса и предложения.

4. Обоснование концепции экономической свободы хозяйствующего субъекта.

Основные вопросы Economics: что производить, как производить, для кого производить

Основная проблема: ограниченность/редкость ресурсов.

Основная задача: экономическая свобода и стабильный рост национальной экономики.

Выделяются следующие уровни теоретического анализа:

Микроэкономика – уровень хозяйствующего субъекта, предпринимателя, домашнего хозяйства, потребителя или покупателя. На этом уровне исследуются вопросы формирования рыночных цен а также маркетинг и менеджмент.

Макроэкономика – это уровень всей национальной экономики. В качестве субъектов признаются государство, профсоюз, ассоциации предпринимателей и потребителей. Ведущими подсистемами являются денежно кредитная и финансово-бюджетная. Среди основных проблем макроэкономики выделяются национальный доход, инфляция, безработица, экономический рост.

Интерэкономика – это уровень мирового хозяйства. Теория интерэкономики выполняет анализ социально-экономических взаимоотношении. Межгосударственные формирования и соответствующие институты. Здесь исследуются тенденции и закономерности интеграционных процессов. Формы экономических связей и интернационализации независимых государств.

 

Функции экономической теории:

  • Познавательная.
  • Методологическая
  • Практическая
  • Идеологическая

 

-= III =-

 

В науке методом называют способ достижения цели. В ходе процесса познания происходит взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод, а метод формирует предмет. Прежде всего, экономическая теория использовала формальную логику, которая разработала следующий набор методов и приемов познаний. Анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза. Анализ – это метод познания, состоящий в разложении целого на составные части. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Следующий этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода и материалистического подхода. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. С применением материалистического подхода в теории познания ведущими методами стали: метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Восхождение от абстрактного к конкретному состоит в движении теоретической мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. При сравнении исторического и логического метода, прежде всего, заметна их идентичность. Исторический метод представляется логическим, только облаченным в историческую форму, т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий. А логический метод – историческим, взятым в необходимости, т.е. освобожденным от случайной исторической формы.

Следующий этап развития связан с применением системного метода исследования. Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это система взаимосвязей экономических явлений выраженных в количественных характеристиках и представленная в системе уравнений.

Экономическая категория появляется в процессе научного абстрагирования. Во первых экономическая категория – это результат уже выполненного теоретического анализа. Во вторых – это своеобразное имя, понятие некоторого отношения или части экономического процесса. Экономические категории не являются вечными. Они носят ярко выраженный исторический, приходящий характер. Экономический закон – необходимая, существенная, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь и взаимосвязь явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы имеют ряд особенностей:

  1. Они объективны, т.е. не зависят непосредственно от воли и сознания человека или группы людей.
  2. Действие экономического закона проявляется как тенденция, сказывается сложность экономической практики.
  3. Экономический закон имеет исторический, т.е. приходящий характер.

 

Классификации экономических законов: Стадийная – здесь выделяются всеобщие экономические законы, общие и специфические. Всеобщие законы выступают как постоянные спутники любой экономической системы или любого способа производства (закон потребностей, закон соответствия, производственных отношений, характеру и уровню развития производительных сил, закон повышения производительности общественного труда). Общие действуют при нескольких способах производства (законы товарного производства, законы рыночной экономики, законы первобытного общества и военного коммунизма). Специфические действуют не столь продолжительно – они обслуживают только 1 из возможных способов производства или только одну экономическую систему. Примером такого закона служит закон первоначального накопления капитала.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФАКТОРЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.