КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Модели макроэкономического равновесия
V. Инвестиции и их функциональная роль. Мультипликатор инвестиций. IV. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции. III. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки. II. Совокупное предложение и его факторы. I. Совокупный спрос и его факторы. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. -= I =-
AD – совокупный спрос. Кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос при различных уровнях цен. График:
На траекторию кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы совокупного спроса:
Факторы, смещающие кривую совокупного спроса вправо, если совокупный спрос увеличивается или влево, если уменьшается, называются неценовыми факторами совокупного спроса.
1. Cn. Изменение потребительских расходов. · Благосостояние потребителя. Если оно возрастает не зависимо от уровня цен, то кривая смещается к положению AD2. Если благосостояние падает – к AD1. · Ожидание потребителя. Если потребитель ожидает в будущем увеличения реальных доходов, то он позволит себе больше тратить в настоящий момент. И AD сместится в положение AD2. Если ожидается снижение доходов, то в AD1. · Задолженность потребителя. Если она велика, потребитель будет в настоящее время меньше тратить и AD сместится к AD1. При низкой – к AD2. · Налоги. Если ставка подоходного налога будет снижаться при данном уровне цен, то AD смещается к AD2. И наоборот. 2. Ig. Изменение в инвестиционных расходах. · Процентные ставки. Их увеличение снизит инвестиционный спрос и наоборот. · Ожидаемые прибыли от инвестиций. Если предприниматели сделают прогноз, что прибыль от инвестиций возрастет, то инвестиции увеличатся и AD сместится к AD2. И наоборот. · Налоги с предприятий. Их рост снизит инвестиционный спрос. AD сместится влево. И наоборот. · Технологии. Новые технологии стимулируют инвестиции и AD смещается вправо. · Избыточные мощности. Если у фирм какая-то часть оборудования не загружена, то они не будут приобретать новое оборудование, инвестиционные расходы упадут и AD сместится влево. 3. G. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг, вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо. И наоборот. 4. Xn. Чистый экспорт. Если объем чистого экспорта будет расти, AD сместится вправо. И наоборот. Чистый экспорт зависит от создания конкурентоспособной продукции, которая идет на экспорт от национального дохода тех стран, куда экспортируется продукция, и от курса валют.
-= II =-
AS – совокупное предложение – это объем, произведенной продукции и услуг, которые предлагаются рынку при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения прямопропорциональна уровню цен.
Выделяют 3 участка: 1. Горизонтальный (КЕЙНСИАНСКИЙ). На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости (Q2), что свидетельствует о состоянии экономического спада, недоиспользование производственных мощностей и избытка рабочей силы. Уровень цен и зарплаты неизменны. 2. Промежуточный (восходящий). Возрастает, как объем производства, так и уровень цен. Это период выхода экономики из кризиса, увеличивается занятость, возрастает спрос на рабочую силу, растет заработная плата. В этот период не все предприятия успели модернизировать свое оборудование, используется старое, менее эффективное, что ведет к росту издержек производства и цен. 3. Классический (вертикальный), рассматриваемый классиками, считавшими, что экономика всегда возвращается к уровню полной занятости и полного объема производства. Имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объемов производства на кратковременном интервале не возможно. Предложение здесь совершенно не эластично. Повышение цен не приводит к увеличению объемов производства.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся: · Изменение цен на ресурсы. Оно может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращение количества и ухудшение качества основного капитала, роста цен на импортные ресурсы, удорожание ресурсов, снижает совокупные предложения, увеличивает издержки на единицу продукции. Кривая смещается влево. И наоборот. · Изменение производительности труда. С ростом производительности издержки на единицу продукции уменьшаются, AS смещается вправо. И наоборот. · Изменение правовых норм. Рост ставок налогов, затрат на госрегулирование, увеличивает издержки на единицу продукции, уменьшает совокупное предложение, AS смещается влево. И наоборот.
-= III =-
Макроэкономическое равновесие означает, что государство должно выбрать оптимальный вариант функционирования экономики и предполагает сбалансированность использования ограниченных ресурсов. Существуют 2 понятия макроэкономического равновесия:
Сопоставим постулаты 2х макроэкономических школ (кейнсианцов и неоклассиков):
Рассмотрим равновесие на товарном рынке. Рынок товаров будет находится в равновесном состоянии, если при данном уровне цен, совокупное предложение будет равно совокупному спросу. И выпуск продукции будет равен совокупным расходам. Равновесие можно рассматривать на 3х участках совокупного предложения:
-= IV =-
Нам предстоит проанализировать взаимосвязь между запланированными расходами на макроуровне и располагаемым доходом DI. Это доход после уплаты налогов, который может быть использован для расходов на личное потребление или личное сбережение: Совокупность потребления – суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Эти расходы представляют основную часть (2/3) совокупного спроса. Функция потребления показывает взаимосвязь между потребляемым расходом и располагаемым доходом. Эту взаимосвязь можно представить на графике:
Ось под углом 45 градусов означает, что любая точка этой прямой, есть равенство между потребляемым и располагаемым доходом. Линия, проведенная через точки А, В,…,F характеризует функцию потребления (склонность к потреблению). Точка А на графике расположена выше биссектрисы. Это означает, что население данной страны живет не по средствам, а в долг. В точке В потребление равно располагаемому доходу. Справа от В население не все, что получает, тратит на потребление. Доля дохода, идущего на потребление, называется средней склонностью к потреблению:
Изменение величины потребления из-за изменения в доходе называется предельной склонностью потребления: Совокупные сбережения – та часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Т.е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем: Функция сбережения показывает взаимосвязь между сбережением и располагаем доходом: Данный график строится путем вычитания функции потребления из соответствующего значения биссектрисы. В точке А сбережения отрицательны. В точке В – нулевые сбережения. Доля дохода, которая идет на сбережения, называют средней склонностью к сбережению: Изменение величины сбережения в силу изменений, происходящих в доходе, называется предельной склонностью. Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а к сбережению – возрастает. APC+APS=1 MPC+MPS=1 На потребление и сбережение оказывают влияние следующие факторы:
-= V =-
Вслед за потреблением, инвестиции являются вторым элементом совокупных расходов. Инвестиционный спрос – запланированные расходы фирм по увеличению физического капитала и товарных запасов. Существует прямая связь между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом (ЧНП). В растущей экономике чистые инвестиции являются величиной положительной. Если чистые инвестиции нулевые, экономика будет переживать застой. В фазе кризиса инвестиции величиной отрицательной, если не будет возмещаться даже выбывающий капитал. Спрос на инвестиции зависит от: 1. Ожидаемой нормы прибыли: 2. Реальной ставки процента. Это номинальная ставка – процент инфляции. Взаимосвязь инвестиций и чистого национального продукта была объяснена человеком, который вывел правило мультипликатора. Этот эффект связан с тем, что в экономике происходит: · Постоянный кругооборот доходов и расходов. · Изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережения.
Из этого следует, что исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению чистого национального продукта. Этот результат и называется эффектом мультипликатора. Мультипликатор инвестиций – отношение изменения равномерного выпуска ЧНП, вызванного изменением расходов, к изменению последних: Изменение равномерного ЧНП вызвано сдвигами в графике инвестиций: В точке Е равновесный ЧНП равен 300. Если инвестиции увеличить на 10 до 30, то график инвестиций сместится в положение J`, а равновесный ЧНП – в E`, что повлечет за собой рост равновесного уровня ЧНП. M=50/10=5 Существуют также производные (независимые от дохода) инвестиции. Если совместить автономные и производные инвестиции, то получим эффект акселерации.
-= VI =-
Согласно классической теории кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную линию AS. Если произойдет снижение цен и производство станет менее прибыльным, то сокращение объема выпуска не произойдет, т.к. снизятся цены на факторы производства. Т.е. абсолютная гибкость заработной платы, процента и ренты не позволит вывести экономику из состояния равновесия. С точки зрения классиков необходим постоянный контроль за поддержанием предложения денег на стабильном уровне, т.к. рост количества денег при неизменном выпуске продукции приведет к смещению AD вправо и вызовет инфляцию спроса и наоборот.
a) Метод сопоставления расходов и объема производства. Он основан на расчете совокупных планов расходов и построения соответствующей кривой, показывающей зависимость реальных совокупных расходов от уровня реального ЧНП. Для определения равновесного уровня ЧНП строится график, отображающий равенство каждого данного уровня совокупного плана расходов к такому же по величине уровню ЧНП. Равновесный уровень ЧНП определяется точкой пересечения, где план расходов (совокупный спрос) равны ЧНП (совокупный предельный).
b) Метод изъятий-инъекций. Часть дохода домохозяйства можно сберегать. Т.е. сбережения представляют собой изъятия из потока расходов-доходов.
В связи с этим потребление может быть недостаточным и оно может не достигнуть уровня произведенного ЧНП и равновесие нарушается. Компенсацией потери потребления могут служить инвестиции. В точке Е наступает равновесие, означающее равенство планируемых сбережений и инвестиций. Это соответствие планов приводит к равновесию ЧНП и сбережений и инвестиций. Т.е. утечка сбережений будет полностью компенсирована инвестициями.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |