Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Модели макроэкономического равновесия




V. Инвестиции и их функциональная роль. Мультипликатор инвестиций.

IV. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции.

III. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки.

II. Совокупное предложение и его факторы.

I. Совокупный спрос и его факторы.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

-= I =-

 

AD – совокупный спрос. Кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос при различных уровнях цен. График:

 

 

На траекторию кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы совокупного спроса:

  1. Эффект процентной ставки. Если уровень цен повышается, то повышается и процентная ставка. Это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что отражается на кривой совокупного спроса.
  2. Эффект богатства. Если цены возрастают, то покупательная способность, накопленных активов с фиксированной денежной стоимостью, таких как срочные счета или облигации, находящиеся у населения уменьшается и наоборот.
  3. Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары возрастет, а на импортные упадет или не изменится, то потребители будут приобретать импортные товары. Спрос на отечественные товары упадет и точка на кривой совокупного спроса сместится вверх.

 

Факторы, смещающие кривую совокупного спроса вправо, если совокупный спрос увеличивается или влево, если уменьшается, называются неценовыми факторами совокупного спроса.

 

 

1. Cn. Изменение потребительских расходов.

· Благосостояние потребителя. Если оно возрастает не зависимо от уровня цен, то кривая смещается к положению AD2. Если благосостояние падает – к AD1.

· Ожидание потребителя. Если потребитель ожидает в будущем увеличения реальных доходов, то он позволит себе больше тратить в настоящий момент. И AD сместится в положение AD2. Если ожидается снижение доходов, то в AD1.

· Задолженность потребителя. Если она велика, потребитель будет в настоящее время меньше тратить и AD сместится к AD1. При низкой – к AD2.

· Налоги. Если ставка подоходного налога будет снижаться при данном уровне цен, то AD смещается к AD2. И наоборот.

2. Ig. Изменение в инвестиционных расходах.

· Процентные ставки. Их увеличение снизит инвестиционный спрос и наоборот.

· Ожидаемые прибыли от инвестиций. Если предприниматели сделают прогноз, что прибыль от инвестиций возрастет, то инвестиции увеличатся и AD сместится к AD2. И наоборот.

· Налоги с предприятий. Их рост снизит инвестиционный спрос. AD сместится влево. И наоборот.

· Технологии. Новые технологии стимулируют инвестиции и AD смещается вправо.

· Избыточные мощности. Если у фирм какая-то часть оборудования не загружена, то они не будут приобретать новое оборудование, инвестиционные расходы упадут и AD сместится влево.

3. G. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг, вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо. И наоборот.

4. Xn. Чистый экспорт. Если объем чистого экспорта будет расти, AD сместится вправо. И наоборот. Чистый экспорт зависит от создания конкурентоспособной продукции, которая идет на экспорт от национального дохода тех стран, куда экспортируется продукция, и от курса валют.

 

-= II =-

 

AS – совокупное предложение – это объем, произведенной продукции и услуг, которые предлагаются рынку при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения прямопропорциональна уровню цен.

 

Выделяют 3 участка:

1. Горизонтальный (КЕЙНСИАНСКИЙ). На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости (Q2), что свидетельствует о состоянии экономического спада, недоиспользование производственных мощностей и избытка рабочей силы. Уровень цен и зарплаты неизменны.

2. Промежуточный (восходящий). Возрастает, как объем производства, так и уровень цен. Это период выхода экономики из кризиса, увеличивается занятость, возрастает спрос на рабочую силу, растет заработная плата. В этот период не все предприятия успели модернизировать свое оборудование, используется старое, менее эффективное, что ведет к росту издержек производства и цен.

3. Классический (вертикальный), рассматриваемый классиками, считавшими, что экономика всегда возвращается к уровню полной занятости и полного объема производства. Имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объемов производства на кратковременном интервале не возможно. Предложение здесь совершенно не эластично. Повышение цен не приводит к увеличению объемов производства.

 

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

· Изменение цен на ресурсы. Оно может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращение количества и ухудшение качества основного капитала, роста цен на импортные ресурсы, удорожание ресурсов, снижает совокупные предложения, увеличивает издержки на единицу продукции. Кривая смещается влево. И наоборот.

· Изменение производительности труда. С ростом производительности издержки на единицу продукции уменьшаются, AS смещается вправо. И наоборот.

· Изменение правовых норм. Рост ставок налогов, затрат на госрегулирование, увеличивает издержки на единицу продукции, уменьшает совокупное предложение, AS смещается влево. И наоборот.

 

-= III =-

 

Макроэкономическое равновесие означает, что государство должно выбрать оптимальный вариант функционирования экономики и предполагает сбалансированность использования ограниченных ресурсов. Существуют 2 понятия макроэкономического равновесия:

  1. Частичная. AD-AS. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Модель IS – на товарном рынке сбалансированы инвестиции и сбережения. Модель LM – на денежном рынке сбалансирован спрос и предложение денег.
  2. Общее макроэкономическое равновесие – сбалансирование всех рынков и товарного и денежного (ISLM). Гениальное открытие Кейнса в том, что макроэкономическое равновесие не соответствует уровню полной занятости и полного объема производства. Кейнс считал, что этот уровень – крайний вариант функционирования экономики.

 

Сопоставим постулаты 2х макроэкономических школ (кейнсианцов и неоклассиков):

Неоклассики Кейнсианцы
1. Экономике присуща совершенная конкуренция 1. Экономике не присуща совершенная конкуренция, несовершенство рынков вызвано самой экономической природой.
2. Цены в экономике абсолютно гибкие и оперативно реагируют на колебания экономики. 2. Цены не являются абсолютно гибкими.
3. Экономические субъекты действуют рационально 3. Субъекты руководствуются субъективными факторами.
4. Экономика делится на 2 абсолютно автономных сектора: реальный и денежный. Все рынки абсолютно равновесны. Деньги не имеют самостоятельной ценности. Деньги нейтральны. 4. Деньги – богатство. Они имеют самостоятельную ценность. Деньги не нейтральны.
5. Инвестиции = сбережениям. Инвестиции и сбережения есть функция процента. 5. Инвесторы и сберегатели – разные лица. Инвестиции!= сбережениям. Инвестиции – функция банковского процента. Сбережения – функция дохода.
6. Экономика саморегулируема – обеспечивается гибкостью цен. Вмешательство государство не является необходимым. 6. Экономика не саморегулируема. Необходимо вмешательство государства.
7. Главная роль принадлежит предложению (AS). 7. Главная роль – AD.

 

Рассмотрим равновесие на товарном рынке. Рынок товаров будет находится в равновесном состоянии, если при данном уровне цен, совокупное предложение будет равно совокупному спросу. И выпуск продукции будет равен совокупным расходам.

Равновесие можно рассматривать на 3х участках совокупного предложения:

  1. На первом участке увеличение спроса приведет к увеличению реального объема национального производства без изменения уровня цен.
  2. Увеличение совокупного спроса вызовет увеличение реального объема национального производства и уровня цен.
  3. На классическом участке рост совокупного спроса приведет к росту цен при прежнем объеме выпуска продукции.

 

-= IV =-

 

Нам предстоит проанализировать взаимосвязь между запланированными расходами на макроуровне и располагаемым доходом DI. Это доход после уплаты налогов, который может быть использован для расходов на личное потребление или личное сбережение:

Совокупность потребления – суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Эти расходы представляют основную часть (2/3) совокупного спроса. Функция потребления показывает взаимосвязь между потребляемым расходом и располагаемым доходом. Эту взаимосвязь можно представить на графике:

 

Ось под углом 45 градусов означает, что любая точка этой прямой, есть равенство между потребляемым и располагаемым доходом. Линия, проведенная через точки А, В,…,F характеризует функцию потребления (склонность к потреблению). Точка А на графике расположена выше биссектрисы. Это означает, что население данной страны живет не по средствам, а в долг. В точке В потребление равно располагаемому доходу. Справа от В население не все, что получает, тратит на потребление. Доля дохода, идущего на потребление, называется средней склонностью к потреблению:

 

Изменение величины потребления из-за изменения в доходе называется предельной склонностью потребления:

Совокупные сбережения – та часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Т.е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем:

Функция сбережения показывает взаимосвязь между сбережением и располагаем доходом:

Данный график строится путем вычитания функции потребления из соответствующего значения биссектрисы. В точке А сбережения отрицательны. В точке В – нулевые сбережения. Доля дохода, которая идет на сбережения, называют средней склонностью к сбережению:

Изменение величины сбережения в силу изменений, происходящих в доходе, называется предельной склонностью. Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а к сбережению – возрастает.

APC+APS=1

MPC+MPS=1

На потребление и сбережение оказывают влияние следующие факторы:

  1. Объем богатства.
  2. Уровень цен.
  3. Ожидания потребителей.
  4. Потребительская задолженность.
  5. Налогообложение.

 

-= V =-

 

Вслед за потреблением, инвестиции являются вторым элементом совокупных расходов. Инвестиционный спрос – запланированные расходы фирм по увеличению физического капитала и товарных запасов. Существует прямая связь между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом (ЧНП). В растущей экономике чистые инвестиции являются величиной положительной. Если чистые инвестиции нулевые, экономика будет переживать застой. В фазе кризиса инвестиции величиной отрицательной, если не будет возмещаться даже выбывающий капитал. Спрос на инвестиции зависит от:

1. Ожидаемой нормы прибыли:

2. Реальной ставки процента. Это номинальная ставка – процент инфляции.

Взаимосвязь инвестиций и чистого национального продукта была объяснена человеком, который вывел правило мультипликатора. Этот эффект связан с тем, что в экономике происходит:

· Постоянный кругооборот доходов и расходов.

· Изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережения.

 

Из этого следует, что исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению чистого национального продукта. Этот результат и называется эффектом мультипликатора. Мультипликатор инвестиций – отношение изменения равномерного выпуска ЧНП, вызванного изменением расходов, к изменению последних:

Изменение равномерного ЧНП вызвано сдвигами в графике инвестиций:

В точке Е равновесный ЧНП равен 300. Если инвестиции увеличить на 10 до 30, то график инвестиций сместится в положение J`, а равновесный ЧНП – в E`, что повлечет за собой рост равновесного уровня ЧНП.

M=50/10=5

Существуют также производные (независимые от дохода) инвестиции. Если совместить автономные и производные инвестиции, то получим эффект акселерации.

 

 

-= VI =-

 

  1. Классическая модель.

Согласно классической теории кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную линию AS. Если произойдет снижение цен и производство станет менее прибыльным, то сокращение объема выпуска не произойдет, т.к. снизятся цены на факторы производства. Т.е. абсолютная гибкость заработной платы, процента и ренты не позволит вывести экономику из состояния равновесия. С точки зрения классиков необходим постоянный контроль за поддержанием предложения денег на стабильном уровне, т.к. рост количества денег при неизменном выпуске продукции приведет к смещению AD вправо и вызовет инфляцию спроса и наоборот.

  1. Кейнсианская модель. Использует 2 метода для определения равновесного уровня производства.

a) Метод сопоставления расходов и объема производства. Он основан на расчете совокупных планов расходов и построения соответствующей кривой, показывающей зависимость реальных совокупных расходов от уровня реального ЧНП. Для определения равновесного уровня ЧНП строится график, отображающий равенство каждого данного уровня совокупного плана расходов к такому же по величине уровню ЧНП.

Равновесный уровень ЧНП определяется точкой пересечения, где план расходов (совокупный спрос) равны ЧНП (совокупный предельный).

 

b) Метод изъятий-инъекций. Часть дохода домохозяйства можно сберегать. Т.е. сбережения представляют собой изъятия из потока расходов-доходов.

 

В связи с этим потребление может быть недостаточным и оно может не достигнуть уровня произведенного ЧНП и равновесие нарушается. Компенсацией потери потребления могут служить инвестиции. В точке Е наступает равновесие, означающее равенство планируемых сбережений и инвестиций. Это соответствие планов приводит к равновесию ЧНП и сбережений и инвестиций. Т.е. утечка сбережений будет полностью компенсирована инвестициями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.