КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Юрисдикция Суда Европейского Союза
Юрисдикция Суда по общему правилу имеет обязательный характер: ни государства-члены, ни другие субъекты не вправе воспрепятствовать рассмотрению дела в Суде или не исполнить его решение. Важнейшими категориями дел, которые отнесены к юрисдикции Суда Договором о ЕС, являются следующие (рис. 36). Дела по искам Комиссии к государствам-членам. Одной из важнейших задач Комиссии как исполнительного органа ЕС является контроль за надлежащим выполнением государствами-членами положений учредительного договора, а также нормативных и индивидуальных актов институтов. В случае установления нарушения определенным государством своих обязанностей, вытекающих из членства в ЕС, Комиссия имеет право обратиться к этому государству с иском в Европейский суд (ст. 258 ДФЕС). Процедура расследования предполагаемых нарушений права ЕС госу- дарствами-членами, однако, является более сложной. Она складывается из двух самостоятельных стадий. Первая, называемая обычно административной стадией, является обязательной, вторая — судебная — факультативной. Она наступает лишь в том случае, если государство-член не подчинится указаниям Комиссии. Решение Суда юридически обязательно для государства-члена (ст. 260 ДФЕС), и сам факт признания им государства- члена нарушителем может считаться санкцией за нарушение предписаний учредительного договора и основанных на нем правовых актов ЕС. В целом, как показала практика, механизм судебного преследования государств-членов Комиссией был и остается достаточно эффективной гарантией выполнения Договоров и принятых на их основе решений. Более того, ст. 260 ДФЕС содержит положение, позволяющее Суду штрафовать государства за невыполнение своих решений. Когда государство-член после вынесения против него решения Европейского суда, по мнению Комиссии, не предприняло надлежащих мер по выполнению требований последнего, она повторно начинает процедуру расследования. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он на основании предложения Комиссии может наложить на государство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.
Иски об обжаловании действий и решений органов и должностных лиц ЕС. Не менее важное значение в деятельности Суда имеет рассмотрение дел о соответствии учредительному договору, нормативных и иных актов, принятых институтами Союза, действий и решений его должностных лиц. Здесь существует несколько категорий дел и соответствующих исков. 1. Первая — так называемые «иски об аннулировании». Суд осуществляет контроль законности актов, принятых Европейским парламентом совместно с Советом, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка (ЕЦБ), кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского парламента, направленных на создание юридических последствий в отношении третьих лиц (ст. 263 ДФЕС). Данная статья позволяет Суду осуществлять «конституционный контроль» любого нормативного акта, индивидуального решения, любого иного юридически обязательного решения институтов ЕС и, в случае признания требований истца обоснованными, объявлять соответствующий акт ничтожным (ст. 264 ДФЕС). Однако и истцы, и сам Суд не вправе аннулировать акты органов ЕС по собственному усмотрению, произвольно. ДФЕС устанавливает исчерпывающий перечень критериев, на основании которых соответствующие дела могут рассматриваться и разрешаться Европейским судом (ст. 263). Ответчиком при рассмотрении «исков об аннулировании» выступает институт ЕС, принявший оспариваемый нормативный или индивидуальный акт, а с 1999 г. также и Европейский центральный банк.
Кто может выступать истцом? Прежде всего, это государства-члены. В последнее время число подаваемых ими «исков об аннулировании» возросло, что связано с введением в Совете принципа принятия решений квалифицированным большинством и, соответственно, лишения государств-членов права вето: оспаривание в Суде становится для них единственной возможностью воспрепятствовать вступлению в силу законодательного акта ЕС. Далее, это институты Союза — Совет, Комиссия, Европарла- мент, Счетная палата (последняя получила это право лишь в соответствии с Амстердамским договором), а также Европейский центральный банк. В этом случае Суд фактически выступает арбитром в разрешении споров между институтами ЕС по поводу принятых ими решений. Кроме публично-правовых образований (государств-членов и органов ЕС), правом непосредственно оспаривать в Суд «конституционность» актов Союза обладают индивиды — причем не только граждане Европейского Союза, но и любое физическое и юридическое лицо (коим теоретически может стать и российский гражданин или организация). Однако процессуальная правоспособность их еще более ограничена: они могут оспаривать лишь индивидуальные предписания ЕС, в том числе содержащиеся в нормативных актах. Оспаривать нормативные акты ЕС данным способом они не могут. В целях обеспечения правовой определенности Договор о ЕС устанавливает ограниченный период времени для подачи «исков об аннулировании»: срок исковой давности здесь равняется 2 месяцам с момента публикации (для нормативных актов) или уведомления истца (а при отсутствии такового — со дня «когда последнему стало известно» о соответствующей мере). Если в течение этого срока «иск об аннулировании» не подан, обращение с подобными требованиями в последующем недопустимо. 2. Вторая важнейшая группа исков данной категории — «иски из бездействия». Если Европейский парламент, Совет или Комиссия в нарушение настоящего Договора бездействуют, государства-члены и другие институты Сообщества могут подать иск в Суд с целью установления нарушения (ст. 265 ДФЕС). Правом подавать такие иски располагает также Европейский центральный банк (по вопросам, входящим в сферу его компетенции), а также любое физическое или юридическое лицо. Однако последние, как и в случае «исков об аннулировании», могут требовать издания в отношении них индивидуальных, но не нормативных предписаний.
Подобно «искам об аннулировании», «иски из бездействия» могут подаваться в течение 2 месяцев, однако этот срок здесь определяется иначе. Заинтересованный субъект должен сначала обратиться к соответствующему институту с требованием принять необходимое решение. Если в течение 2 месяцев с этого момента последний «не определил свою позицию, в течение двух последующих месяцев может быть подан иск». Здесь, таким образом, предусмотрен предварительный досудебный (административный) порядок обжалования. Суд, признав требования истца правомерными, может обязать уполномоченный институт принять необходимые меры для выполнения решения Суда, в том числе издать необходимый нормативный или индивидуальный акт (ст. 266 ДФЕС). «Иски об аннулировании» и «из бездействия» составляют наибольшую и по объему, и по значению группу споров, в которых ответчиком выступает Европейское Сообщество в лице его органов. Кроме них, к данной категории дел относятся также: Иски о возмещении вреда («внедоговорная ответственность» Сообщества), предъявляемые любыми лицами с целью «компенсации ущерба, причиненного его институтами или служащими при исполнении своих обязанностей» (ст. 268 ДФЕС). Срок давности в данном случае составляет 5 лет. Иски об оспаривании санкций Европейского Союза. Соответствующие требования Суд рассматривает не во всех случаях, а на основании положений, принятых Советом или Европарламентом совместно с Советом регламентов ЕС, которые «могут наделять Суд неограниченной юрисдикцией в отношении штрафных санкций, предусмотренных в этих регламентах» (ст. 261 ДФЕС). Споры между государствами-членами. Особое место в юрисдикции Европейского суда занимает категория дел, в которой и истцом, и ответчиком выступают государства-члены. В них основанием иска является невыполнение определенным государством своих обязанностей из Договоров и законодательства ЕС (ст. 259 ДФЕС).
Юрисдикция Суда здесь, как и в остальных случаях, является не только обязательной, но и исключительной: государствам ЕС запрещено «представлять спор, касающийся толкования и применения настоящего Договора, любому другому методу урегулирования, кроме тех, которые предусмотрены в нем» (ст. 344 ДФЕС). Государства-члены могут на основании «специального соглашения» передать на разрешение Суда любой другой спор между собой, который «имеет отношение к предмету» Договоров (ст. 273 ДФЕС). Однако в роли международного арбитра Суд выступает нечасто, споры государств-членов в его практике крайне редки. Главная причина этого — наличие досудебной стадии расследования, проводимого Комиссией. На практике государства предпочитают в таких случаях следовать другим, «окольным» путем: ставить в известность Комиссию о предполагаемых нарушениях с тем, чтобы она провела необходимое расследование и, при необходимости, сама подала дело в Суд в порядке, указанном выше. Трудовые споры. К данной категории относятся все конфликты между гражданскими служащими ЕС и соответствующими структурами Союза (по поводу заработной платы, незаконного перевода, увольнения и т.п.). Суд имеет юрисдикцию в любом споре между Союзом и его служащими в рамках и на условиях, установленных Штатными регламентами и Условиями найма (ст. 270 ДФЕС). Здесь ЕС может выступать как в роли истца, так и ответчика, что случается чаще. Гражданско-правовые споры. В некоторых случаях Суд выступает в роли «коммерческого арбитража». Его юрисдикция в данном случае носит факультативный характер — в соответствии с арбитражной оговоркой, содержащейся в контракте, заключенном Союзом или от имени Союза, Суд разрешает споры о применении и исполнении данных контрактов независимо от того, регулируется ли этот контракт частным или публичным правом (ст. 272 ДФЕС). Отрешение от должности должностных лиц Союза. Подобно конституционным судам некоторых стран, например ФРГ, Суд наделяется исключительным правом привлекать к юридической ответственности и осуществлять «импичмент» высших и иных должностных лиц публичной власти за совершенные ими правонарушения. Кроме членов Комиссии и самого Суда, а также Трибунала, Суд осуществляет «принудительную отставку» членов контрольных органов ЕС — аудиторов Счетной палаты, Омбуд- смана, а также членов Исполнительного совета Европейского центрального банка. Предварительный контроль не вступивших в силу международных договоров Европейского Союза. Договоры уполномочивают Европейский суд осуществлять контроль всех международных договоров ЕС. Этот контроль может носить только предварительный характер. До вступления в силу договора, который ЕС планирует заключить с иностранными государствами или международными организациями, любое государство-член, Совет или Комиссия могут запросить заключение Суда о том, соответствует ли предполагаемое соглашение положениям Договоров (ст. 275 ДФЕС). Если заключение Суда имеет «отрицательный характер», планируемое соглашение может быть заключено только после внесения необходимых поправок в Договоры. Поскольку изменить «конституцию» Союза весьма сложно, в подобных случаях поправки вносятся в текст самого соглашения. Именно так случилось, например, с Соглашением о Европейском экономическом пространстве, первый вариант которого был признан Судом противоречащим «конституционной хартии» ЕС. Преюдициальные запросы национальных судов. В Европейском Союзе обеспечение единообразного толкования и применения учредительного договора составляет обязанность Европейского суда. Однако сфера действия ст. 267 ДФЕС, устанавливающей преюдициальную юрисдикцию Суда, шире. Она распространяется не только на «конституцию» ЕС, но и на все основанные на ней нормативные акты ЕС, обеспечивает единообразие интерпретации, применения «европейского» права в целом. Таким образом, преюдициальная юрисдикция Суда обеспечивает не только единство интерпретации и применения, но и охрану норм «европейского» права от нарушений, а также постоянное взаимодействие и сотрудничество Европейского и национальных судов. Следует, однако, учитывать специфику преюдициальных запросов и возникающих на их основе дел: в отличие от указанных ранее сфер юрисдикции Суда, здесь он призван решать только вопросы «права», но не «факта». Исследование фактических обстоятельств и вынесение на их основе решения в отношении сторон конкретного спора сохраняется в компетенции национального судьи. Преюдициальная юрисдикция — это не просто одна из многих, но важнейшая сфера юрисдикции Суда. Важнейшая не только по количеству дел: из общего числа решений, выносимых Судом, преюдициальные решения ранее составляли примерно половину (вторую половину соответственно — решения по делам «прямой» юрисдикции), а после учреждения Трибунала — подавляющее большинство. Именно право, а в ряде случаев и обязанность, всех судов и трибуналов государств-членов направлять запросы в Суд, и вынесение им преюдициальных решений явились одним из главных цементирующих факторов, который обеспечил эффективность, целостность и поступательное развитие «европейского» права и интеграционных процессов в Союзе в целом. При отсутствии собственного аппарата насилия и принуждения наделение Суда преюдициальной юрисдикцией было единственным способом достичь этой цели — с помощью «силы права». Как на практике «работает» механизм преюдициальной юстиции в Европейском Союзе? Возникающие в связи с этим вопросы имеют большое значение для понимания сущности правового статуса Суда, а также сущности ЕС и его правовой системы в целом, ее взаимоотношений и взаимодействия с национальным правом. 1. Кто, какой орган может направлять преюдициальные запросы в Суд? Очевидно, речь должна идти о судах. Однако ст. 267 ДФЕС подходит к этому вопросу более широко. Она относит к управомоченным субъектам не только суды, но и трибуналы. Таким образом, правом запрашивать Суд о вынесении преюдициальных решений обладают не только все органы судебной власти государств-членов, различных ее ветвей (общие, административные, финансовые, конституционные и др.) и звеньев, но и другие юрисдикционные («квазисудебные») институты, формально находящиеся вне судебной системы конкретной страны, например, административные трибуналы и др. К числу последних, однако, не относятся арбитражи, создаваемые в добровольном порядке по инициативе самих сторон для решения определенного спора между ними (дело 102/81 «Nordsee» (1982 г.). 2. По чьей инициативе может быть направлен преюдициальный запрос в Суд? Как указано в ст. 267 ДФЕС, запрос направляется в случае, когда вопрос о толковании или законности соответствующей нормы права ЕС «поднят перед любым судом или трибуналом государства-члена». Таким образом, каждое лицо, участвующее в деле и считающее, что в данном деле подлежит применению право ЕС, может выступить с инициативой запросить его толкование в Суде. Национальный суд или трибунал может направлять преюдициальный запрос и по своей собственной инициативе. 3. Когда, на какой стадии процесса допускается направление преюдициального запроса? Преюдициальный запрос в Суд может быть подан на любом этапе судопроизводства в суде первой, апелляционной, кассационной или иных инстанций, в любой момент до вынесения окончательного решения. При этом Суд допускает изъятие запроса, если последний был обжалован и аннулирован на основании апелляции вышестоящему суду. 4. Как быть в том случае, если национальный суд или трибунал вопреки просьбе сторон или иных участвующих в деле лиц отказывается направлять преюдициальный запрос, считая, например, что в данном случае право ЕС неприменимо и, следовательно, отсутствуют основания к подаче запроса? Другими словами, является ли обращение в Суд за преюдициальными решениями правом или обязанностью для судов или трибуналов государств-членов? При предоставлении национальным судам или трибуналам «абсолютной свободы» имеются основания опасаться за эффективность всего механизма преюдициальной юстиции и права ЕС в целом. Это касается случаев, когда суды даже, если это необходимо, не желают направлять запрос. Если же обязать во всех случаях обращаться с запросом в Суд, то он неизбежно окажется заваленным огромным количеством дел, своевременно разрешить которые он будет не в состоянии физически. Поэтому был избран гибкий подход: направление преюдициальных запросов для всех судов или трибуналов является правом. Если же дело рассматривается «судом или трибуналом государства-члена, решения которого согласно национальному праву не могут быть обжалованы, то суд или трибунал должен направить дело в Суд» (ст. 267 ДФЕС). Таким образом, когда, по мнению стороны или другого управомоченного участника процесса, национальный суд или трибунал неправомерно отказывается применять соответствующие предписания учредительного договора или законодательства ЕС или применяет (интерпретирует) их неправильно, они могут добиваться охраны своих субъективных прав из Договоров или законодательных актов ЕС, направляя апелляционные и кассационные жалобы (если таковые предусмотрены в соответствующей стране). 5. Каковы основания подачи преюдициального запроса и соответственно пределы рассмотрения дела Судом? Согласно ст. 267 ДФЕС Суд обладает юрисдикцией выносить преюдициальные решения по вопросам: толкования Договоров; законности и толкования актов институтов, органов и учреждений Союза; толкования статутов органов и учреждений, уполномоченных актом Совета, если это предусматривают данные статуты. Главная задача Суда, которую он осуществляет в рамках преюдициальной юрисдикции, — осуществление толкования: прежде всего учредительного договора, законодательных и любых других актов, изданных на его основе институтами, органами и учреждениями ЕС, в том числе актов Совета, учреждающих новые органы ЕС. К актам институтов в данном случае приравниваются и международные договоры ЕС, а также решения совместных органов, учрежденных ЕС и другими странами или международными организациями на основании международных договоров. Толкование, даваемое Судом, носит нормативный, т.е. юридически обязательный, характер. Направивший запрос национальный суд или трибунал, а также все другие суды или трибуналы при решении аналогичных дел должны исходить из той интерпретации, которая была дана Судом. Таким образом, механизм преюдициальной юрисдикции служит дополнительной гарантией верховенства Договоров в правовой системе ЕС. Большое практическое значение этой гарантии определяется и тем, что ставить вопрос о «незаконности» нормативных актов ЕС в данном случае (в отличие от «исков об аннулировании») могут и граждане Европейского Союза. Однако — и об этом нужно сказать особо — Суд в рамках своей преюдициальной юрисдикции осуществляет контроль за соответствием «конституции» и законодательству ЕС также действий и решений, в том числе законов государств-членов, выступая тем самым гарантом принципа верховенства права ЕС. При этом он осуществляет данный контроль в максимально «абстрактной» форме. Проверяется не конкретный закон (или иной источник права), а общая норма права, взятая в отрыве от источника, где она закрепляется, или правоприменительная практика в целом (безотносительно к ее субъектам). На практике это осуществляется следующим образом: национальный суд или трибунал, столкнувшийся при разрешении конкретного дела с предполагаемой коллизией определенных предписаний внутригосударственного и «европейского» права, приостанавливает производство и направляет преюдициальный запрос в Европейский суд. Тот рассматривает поставленные перед ним правовые вопросы, обращаясь при необходимости и к анализу фактических обстоятельств дела, и выносит решение о соответствии той или иной национальной нормы, устанавливающей определенные права и обязанности, праву ЕС. В случае несоответствия нормы праву ЕС национальный суд или трибунал обязан не применять ее при вынесении решения. Тем самым Суд признает противоправным не такой-то конкретный закон или его статью, а содержащуюся в нем абстрактную норму, имеющую определенное содержание. При этом во всех случаях — идет ли речь об актах ЕС или государств-членов — в рамках своей преюдициальной юрисдикции Суд лишает акты юридической силы не путем аннулирования, а констатируя неприменимость их в целом (или отдельных положений) при разрешении дел в национальном суде. Решение об этом со стороны Суда будет связывать не только суд или трибунал, подавший запрос, а судебные органы всех государств- членов при возникновении перед ними аналогичных коллизий. То же самое относится и к толкованиям Суда, включая выводимые ими новые принципы и нормы. Таким образом, мы видим, как преюдициальная юрисдикция суда эффективно служит обеспечению единства правового пространства Европейского Союза.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |