КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнополитические проблемы современной России
Исторические формы государственного устройства Российской Империи, СССР, Российской Федерации. Полиэтничность - особенность российского общества. Тема 7 Особенности этнополитического развитии России.
В предыдущей теме рассматривалось влияние государства на развитие этносов, превращение их в нации. Вместе с тем государство как главный элемент политической системы общества оказывает огромное воздействие на все стороны жизни этносов, в том числе на их социальную структуру на протяжении всей истории этноса. В свою очередь, от политики государства и всей политической системы в области межэтнических отношений зависит прочность государства, его сила и будущее. 1. Опыт России, пережившей в дважды XX в. распад многонационального государства, создавшей в течение нескольких десятилетий систему национальных государств, скорректировавшей в последнем десятилетии свой тип федерации, имеет огромное значение для этнической истории человечества. Говоря об этнополитическом развитии, следует выделить направления деятельности государства в области межэтнических, межнациональных отношений - национальную политику, разрабатываемую и проводимую в любом полиэтническом обществе. У политологов и этнополитологов существует множество определений политики. М.Вебер связывал её со стремлением обладать долей власти или влиянием на раздел власти, независимо от того, присуще ли это стремление государству или разным группам людей в одном государстве. А. Бергштрэссер сравнивает её с высшим проявлением искусства по управлению и руководством человеческими группами. Современный западногерманский политолог М.Хеттих определяет политику как основанное на господстве «всеобъемлющее регулирование и формирование общественной жизни». Такой подход позволяет определить сущность политики в области этнической жизни как регулирование, формирование этнических общностей, отношений между ними. Как часть этой политики - формы государственного устройства, в которых отражается этнический состав населения. Россия издавна является одной из полиэтнических стран мира. Многонациональность складывалась веками. На территории современной Европейской части России издавна проживали различные племена, которые относились к разным языковым семьям: финско-угорской, балтской, тюркской, иранской. Хотя отношения между этими группами и славянами, первоначально заселявшими Среднее Поднепровье, были сложными, но они никогда не носили характера геноцида по отношению к неславянским народам. Многонациональность населения постепенно в процессе совместного проживания и развития приобрела органичный характер. Выдающийся русский философ И.А.Ильин в статье «Что сулит миру расчленение России» отмечал, что Россия «не случайное нагромождение племен и не искусственно сложенный «механизм областей», но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению». Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. дала сведения о национальном составе страны. Анализируя и обобщая эти данные, К.Фортунатов в работе «Национальные области России. Опыт статистического исследования» (СПб., 1906) приводит их:
Динамика численности титульных этносов СССР перед его распадом, по переписи населения 1989 г. представлена в учебном пособии для вузов «Этносоциология» (авторы Ю.В.Арутюнян и др. М., 1999, с.56.) Общая численность постоянно возрастала: с 125 млн. человек в 1897г. до 208,8 млн. чел. в 1959 г. и 285,7 млн. чел. в 1989 г., хотя темпы роста разных этносов были неодинаковы. Население РФ многонационально. По переписи 1989г. в ней проживает свыше 119 млн. русских, 5 млн. татар, 4 млн. украинцев, 1 млн. чувашей, башкир, белорусов, мордвы (каждый из 4-х народов), около 900 тыс. чеченцев и т.д. Перепись приводит данные по 128 национальностям, хотяих число выше. Русские составляют среди них примерно 82,5% населения. По современным статистическим данным в РФ проживают представители 170 этносов (по данным этнографов, их в 2 раза больше). В Тульской области в 2000г. русские составили 96,1% населения. Многонациональность российского общества - это реальность, оказывающая воздействие на всю жизнь общества. Учет её - важнейшее условие эффективности межнациональной политики. Этнополитическое развитие России определяется прошлым и настоящим, и именно: - как входили народы в состав империи - добровольно или принудительно, какова была степень конфликтности, сопротивления или поддержки народом этого процесса; - история государственности (имелась таковая или нет); - историческая память, ее структура. Особое место принадлежит государственности. На нее оказывали влияние различные цивилизации, религии. Многие территории до вхождения в Российскую Империю находились в подчинении других государств (Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств. Турецкой и Иранский Империй и т.д.). Отношение, населения - либо сопротивление, либо поддержка против своих этнических элит. Участие в народных движениях башкир, татар, мордвы. Об этом писал А.С. Пушкин: в «Истории Пугачева»: «С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати тысяч; ядром оного были яицкие казаки и солдаты..., но около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода». Главное отличие от других государств (напр., США) - никогда не уничтожали народы, их культуры. Отличительная особенность строения Российской империи - этнический признак не был основанием для территориального деления. Исключение было - для частей, имевших ранее какую-то государственность (Польша, Бухарский эмират, Хивинское ханство, Финляндия, отношения с ней регулировалось международными договорами). Большая лояльность, чем в др. странах к коренному населению. Конфликты происходили из-за: а) земель, б) политической власти (между центром и колониями). Колонизация земель русскими крестьянами отторгала часть площадей у местного населения. Последствия разные: а) русские сажали зерновые, которые местное население до этого покупало по высоким ценам (Закавказье, Средняя Азия, Якутия); б) использование земель было менее эффективным по сравнению с местным населением (сибирскими татарами, народами Сев. Кавказа). Позитивное сочеталось с негативным. Отношение населения: местная верхушка не всегда заботилась о своем народе, в частности держалась антироссийской (протурецкой) ориентации, что вело к вытеснению их с территории России (после русско-турецких войн адыги, «черкесы»), переход местного населения под покровительство русских войск, нежели своих феодалов, князей. Сложность отношений послужила основанием для избирательности исторической памяти - у местной элиты преимущественно негативные воспоминания, у центральной элиты - позитивные. В результате революционных движений 1905-1917 гг. произошел распад Российской империи. Восстановление - с 20-х гг. Использовалось стремление народа к объединению. В центре политики - переведение национальных противоречий в классовые: объединение бедноты за Советскую власть. За 20 лет: с 20-х до н.40-х гг. была восстановлена империя после её распада. На местах силой, сплотившей народы для объединения с Россией, была «коренная» (в период перестройки «титульная») нация. При проведении политики использовались научные (этнолингвистические и этнографические) данные, положенные в основу этнополитических интересов страны: - при создании национальных государств или образований «коренные» народы в ряде случаев не составляли большинства населения или не играли главную экономическую роль (башкиры в Башкирии, якуты в Якутии); - объединение в «коренные» разных народов по языкам (кабардинцы - к адыгской языковой семье, балкарцы - к тюркской в Кабардино - Балкарии; карачаевцы, черкесы, разные народы Дагестана в Карачаево - Черкесии. Одновременно этносы «разрезались» административными границами (сев. и южн. осетины: одни в России, другие - в Грузии); - консолидировались в нацию родственные, а иногда различные племена и этносы. Пример: этнополитическое понятие «узбек» (так назывались кочевые скотоводы), вошло в понятие «узбекская нация», в которую вошли также тюркоязычные земледельцы «сарты», часть ираноязычного населения таджиков; - разделение единого этнического массива (тюркоязычного на юге Сибири, образование Горно-Алтайской и Хакасской автономных областей), что привело к формированию новых этносов (хакасов, алтайцев и родственных им шорцев). По мнению ряда ученых, на Сев. Кавказе есть два единых народа - тюркский (карачаевцы, балкарцы) и адыгские этносы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы), но они живут в разных субъектах федерации. Есть объективные трудности для определения этносов. Основные этапы национально - государственного строительства в СССР: 1. 1918 - 1922: а) выход из состава Российского государства Польши, Финляндии; б) создание независимых государств - Украины, Белоруссии, Армянского, Азербайджанского, Грузинского, Литовского, Латышского, Эстонского, Хорезмская и Бухарская республики, в) на территории РСФСР возникновение автономных республик: Туркестанской, Татарской, Башкирской, Немцев Поволжья, Мордовской, Карельской, Крымской, Дагестанской, Горской, автономных областей - Чувашской, Боткинской (Удмуртская). В это время значительная часть Средней Азии и весь нынешний Казахстан входил в РСФСР. Дальневосточная республика сформирована по территориальному, а не этническому принципу. Большинство территорий полиэтничны. Стремление к объединению привело к образованию 30 декабря 1922 года СССР как хозяйственно - экономического и военно - политического образования. 2. 1923 - 1924 гг.: национально - государственное размежевание в Средней Азии. Из Туркестанской автономной области образовались Узбекская, Киргизская, Туркменская союзные республики и две автономные области, вошедшие затем в СССР. Формирование всюду в РСФСР национальных сельсоветов, национальных округов (в Смоленской области - 14 национальных советов - литовские, латышские, еврейские, в Сибири - несколько сотен национальных сельсоветов, в Ленинградской области 57 сельских национальных советов, 4 национальных округа - Вепсский, Ижорский, Финский, Карельский.) 3. 1924 - 1936 гг.: рост национально - территориальных образований (например, в Поволжье, где шло преобразование автономных областей в автономные республики). В начале 30-х годов шло создание национальных округов народов Севера для сохранения, адаптации народов к новым условиям. 4. Сер. 30 - х - сер. 50-х г.г. С принятием Конституции 5 декабря 1936 года -повышение роли коренных (титульных) наций. Усиление роли русского языка при сохранении национальных, хотя и сужение их роли, что обусловливалось экономической, политической, культурной интеграцией, военно- геополитическими задачами. В 1939 - 1940 г. возвращение в состав государства территорий Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бесарабии. Депортация народов, ликвидация ряда автономий в период Великой Отечественной войны. Устранение последствий депортаций в 1956 - 57 гг. (не всех: проблемы крымских татар, турок - месхетинцев). 5. С 1956 - 57 гг. до конца 80-х: некоторая либерализация общества, реабилитация репрессированных народов. В то же время преобладание интегративных тенденций (язык: русский - главный, местные языки: обучение на них в автономных республиках, иногда в сельской местности - в 1 -7 классах, нетитульных народов - в начальной школе). 6. С 1991 - 1992 г. - по настоящее время. Усиление роли языка и культуры народов в бывших союзных и автономных республиках. Национально- государственное строительство в период перестройки, демократизации шло на всех уровнях: всего Союза, союзных республик, других национально-государственных образований. Основными направлениями явилось: - расширение прав союзных республик на фоне ослабления союзного центра в результате упразднения прежней - централизованной системы управления и развития процесса суверенизации республик, при которой многие республики (прежде всего РСФСР) объявили республиканские законы приоритетными по отношению к общесоюзным. Центральным вопросом стало распределение налогов между центром и республиками. Это проходило красной нитью, например, при обсуждении проектов совершенствования Союза ССР. (См. «Протоколы «Новоогаревских мудрецов» // Национальные интересы, 2001, № 2 -3.) Национальная элита стремилась переделить в свою пользу материальные средства страны; - повышение статуса других национально-государственных образований: придание автономным республикам статута субъектов СССР, разделение по национальному признаку отдельных из них, (напр., Чечено-Ингушетия на Чечню и Ингушетию); - возникновение этнополитических конфликтов в ряде союзных и автономных республик (Узбекистане, Казахстане, Грузии, Таджикистане, РСФСР, Якутии, Татарстане и др.); - социальной силой дезинтеграции выступили национальные политические элиты, интересы которых вошли в противоречие со стремлением советского народа жить в составе СССР. За его сохранение проголосовало 76% участников референдума 17 марта 1991 г. В ст.21 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. сказано: «Воля народа должна быть основой власти правительства». Однако эта воля была проигнорирована. В декабре 1991, решением политического руководства РСФСР, УССР, БССР (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) было принято решение о роспуске СССР. Нелигитивность этого решения: не были приглашены представители всех республик, принявших в 1922 г. решение об образовании СССР. Также был нарушен закон СССР «О порядке решения вопросов связанных с выходом союзной республики из СССР», принятый 3 апреля 1991 г. Распад СССР стимулировался и внешними факторами. 3. Бжезинский в статье «Холодная война и её последствия» выдвигает 3 причины: - истощение СССР гонкой вооружений, перерождение верхушки КПСС и «обхаживание» её западной элитой; противопоставление прав человека правам народа, суверенитету государства и др. привели к развалу СССР в декабре 1991 года. В другой статье 3. Бжезинский («Вне контроля. Глобальная сумятица накануне XXI века». 1993 г.) отмечает глубокий драматизм этого события: «Обладая всем, что способно порождать искреннее чувство гордости от положения великой державы, Россия была мощной державой. И была она таковой около трехсот лет... Вдруг, разом превратившаяся в обрубок Россия оказалась низведенной до положения бедной и зависимой страны «третьего мира», которой Запад милостиво подает советы и оказывает благотворительную помощь, стала объектом осмеяния и отвержения со стороны её бывших подданных нерусских народов». Распад СССР обусловил во многих отношениях этнополитические проблемы в самой России. Этнополитические; проблемы современной России во многом аналогичны тем, которые были в последние 2 -3 года существования СССР. Кратко можно выделить следующие направления: РФ остается сложным федеративным образованием, в ней помимо территориально - административных единиц - 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов. В отдельных республиках 2 титульных этноса (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария), в Дагестане - до 10 этносов являются титульными. Национально-территориальные образования - субъекты федерации занимают 53% территории, представляют 10% населения (из них примерно 2/3 проживают на этих территориях, остальные - за пределами их). 10% населения России не имеет своих национально-территориальных образований; - политизация этнических проблем, когда сложности экономического, социального характера приобретают вид национальных; - сепаратистские дезинтеграционные тенденции, проявляющиеся в стремлении поставить интересы субъектов федерации выше общегосударственных; - привилегии «титульной» национальности по сравнению с остальными жителями (напр., русские в Мордовии составляют 60,8% населения, а среди депутатов Госсобрания - 39%; в Туве русских - 32% населения, а в Народном Хурале -12,5%); - фактическое неравенство статусов субъектов Федерации: национально-государственные образования имеют преимущество перед территориально-административными; - неутихающие межэтнические конфликты (о них позднее речь пойдет особо); - разделенность русского этноса, св. 25 млн. представителей которого осталось за пределами России и находятся там в дискриминируемом положении. Итак, Россия является страной, в которой роль политических факторов в развитии этносов всегда была велика. В мировом человечестве она остается государством, сохранившим этнические общности людей. В ее политической истории, богатой своим содержанием, был и прогресс, быстрое развив наций, было и остается немало проблем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |