Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология национализма

Теории происхождения и сущность национализма.

Национализм - феномен Нового времени.

На рубеже XX -XXI вв. национализм стал одним из мощных социально-политических явлений человечества. По степени влияния он равен идеям либерализма и демократии. Как отмечает американский исследователь Исайя Берлин "в наш век национализма не возрождается - он никогда не умирал. И расизм тоже. Сегодня они представляют собой самые мощные движения в мире". Ученые отмечают, что этнонационализм находится лишь "посередине пути", проявится и в будущем. Национализм был и остается предметом исследования, особенно, в зарубежной литературе, ныне и в отечественной. Раскрываются новые формы, причины, взаимодействия различных видов и проявлений национализма (в работах И. Кона, К. Дойча, Э. Смита, Ф. Риггса, Г. Солдатовой, В. Тишкова и др.) Внимание к этой важнейшей стороне этнической жизни обусловлено ростом национально-освободительного движения антиколониального характера, национальными движениями эпохи перестройки в СССР и восточно-европейских странах, в развитых капиталистических странах, ростом этнического самосознания, в связи с набирающей силой глобализацией.

Сложность исследования: с одной стороны, национализм - идеология освобождения, раскрытия творческих сил нации (преобладание подхода на Западе) с другой " практика национализма (политическая) ведет зачастую к ущемлению прав других наций, национального неравенства в полиэтнических государствах.

В отечественной литературе и политической практике национализм рассматривался, как правило, в негативном смысле - как разъединяющее, ограничивающее в развитии федеративного государства, преобладал в общественном развитии и сознании идеи интернационализма. Сказывается и сейчас: в Конституции РФ (ст. 13) одним из факторов, запрещающих создание партий является пропаганда национализма (розни). В то же время партии (ЛДПР, XII съезд, май 2001 г.) заявляют, в противовес КПРФ, о национализме как основе деятельности.

1.

Оценка национализма как явления, возникшего в новое время, характерно для современной и отечественной науки. Это "буржуазная и мелко буржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе" (Филос. энциклопед. словарь. М., 1983, с. 414), либо отвлекаясь от содержания, выделяется негативный смысл: "идеология и мировоззрение, определяющее исключительность одних наций по отношению к другим" (Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник СПб,1999, с. 40).

Ряд ученых, понимая сложность определения национализма отказываются от его определения. Как отмечает историк Ж.Ромейн, мы "не можем дать определение национализму, и, безусловно, никакая другая социальная наука не способна сделать это".

Тем не менее, различные определения национализма даются учеными, раскрывающими какую-то сторону этого явления. В большей части это связь с государством, идеологией, состоянием ума, психологией и т.д.. Н.Эберкромби, С.Хилл, Т.Кернер определяют его как идеологию, "основанную на убеждении, что народ, обладающий общими свойствами, такими как язык, религия или этичность, составляет особую политическую общность". К.Дойч видит в национализме "состояние ума, которое при принятии решений в социальных коммуникациях придает особое внимание "национальным" сообщениям, воспоминаниям и образам".

При всех различиях подходов есть преобладающее общее - возникновение национализма связано со становлением национальных государств в эпоху переход от феодализма к современному обществу, как результат экономических, социальных и культурных изменений.

Национализм появился не ранее XVIII в. впервые во французской революции Она придала небывалый размах, динамизм и силу этому новому движению. Но она не означала его рождение: корни его в прошлом, он имеет длительное развитие в политической, экономической, интеллектуальных сферах, - неразрывно переплетенных в жизни.

Там, где третье сословие приобрело особый вес в XVIII в. (Великобритания, Франция), национализм проявился в экономической и политических, переменах, там, где он находился в зачаточном состоянии (Германия, Италия, славянские народы) ядром национализма стали не столько нации - государства, сколько "дух народа" (Uolksgeist) его проявления в литературе, фольклоре, родном языке, истории. По мере усиления третьего сословия, пробуждения масс культурный национализм трансформировался в стремление создать национальное государство.

"Рост национализма - это процесс интеграции народной массы в рамках общей политической парадигмы. Поэтому национализм предполагает существование - на деле или в качестве идеала - централизованного государства на большой территории", - отмечает И.Кон.

Поскольку национальные государства существуют, а также появляются новые, постольку национализму предстоит долгое существование и появление новых граней. Последствия этнического национализма, перерастающего в национальный, государственный, сравнивают с ядерной энергией, цунами и т.д. Отмечая необычной силы преобразующую силу национализма Фрэд Риггс выделят три "цунами":

1) европейский, направленный на объединение различных этносов в нацию и создание национальных государств, в итоге возникает государственный национализм;

2) цель-освобождение от власти имперских наций-государств, связанный с завоеваниями независимости бывших колониальных народов, этот этап является логическим продолжением первого;

3) самоопределение народов, которые в условиях недемократических систем второго "цунами", когда границы между государствами устанавливались произвольно, борются за создание собственных, этнических государств, прибегая к конфликтам войнам. Чем втягивают в эти конфликты мировые державы.

Перекликается с таким подходом идея, так называемого "триадического узла" Р.Брубейкера: взаимодействие, пересечение национальных интересов этнических меньшинств, новых национализирующихся государств, в которых эти меньшинства живут, и внешних национальных "отечеств". Проиллюстрировать можно так: русские в Казахстане как меньшинство, казахи как национализирующийся этнос, Россия как "внешнее отечество" русских.

Выделение только таких аспектов национализма позволяет сделать вывод: родившись в эпоху формирования национальных государств (имея при этом "предшественников" в виде этносов), национализм в силу неравномерности развития народов, стран не теряя своей первоосновы, выходит в реальной жизни за пределы своего "первородства" Как отмечает Э. Геллнер "Век перехода к индустриальному обществу неизбежно становится веком -национализма, то есть периодом бурного переустройства, когда либо политические границы, либо культурные, либо те и другие вместе должны меняться, чтобы удовлетворять новому националистическому требованию, которое впервые заявляет о себе" (Геллнер Э. Нации и национализм. 1991, с. 97).

2.

Многомерность теорий происхождения и сущности национализма порождена сложностью этого феномена и выбором аспекта исследованиям различными учеными.

Распространена точка зрения, связывающая национализм только с фактором этничности. В.И. Ленин, критикуя эту точку зрения, писал: "Принцип буржуазного национализма - развитие национальности вообще" (ПСС т.26, с. 132). Это же подчеркнул и С. Шаумян "основной принцип национализма заключается в том, что национальность есть индивидуальность, которую следует всячески, любой ценой сохранять и развивать, что национальность есть естественная и вечная форма общественно-политического бытия, что национальность должна вести свои общественные дела как единое целое". Смысл критики такого подхода - игнорирование классовой базы национализма. Выделение психологических и других этнических факторов положено в основу концепции авторов сборника "Национализм в Канаде" вышедшей в 1968 г., в котором национализм рассматривается как "простое выражение естественной и стихийной солидарности" людей, связанных традицией.

Абсолютизацией природного аспекта этничности приводит к крайности - выделение в качестве основы национализма - крови, в которой отражается наследство отцов и предков, священность этой крови, неприятие смешивания с другими расами. (Это "унижает кровь и душу, которые были даны ему для передачи детям. Его дети становятся нечистыми, и он совершает самое тяжкое преступление с т.з. национал-социализма, так писалось в «Хрестоматии для немецкой молодежи» 1938г.).

Чаще всего, в литературе дается понимание национализма как естественного свойства людей, облегчающего создания национального государства. Как отмечает Э. Смит, национализм сегодня "представляет собой легитимизирующий принцип политики и создания государств и никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества. Даже федерации - это всегда федерации нации".

Кроме естественного подхода дают определение национализма по Геллнеру: "Национализм является ориентиром приобщения к национальной культуре, принимаемой как жизненно необходимая среда, и этот ориентир выше, чем социальное положение, материальное обеспечение. Суть национализма - это выражение новых форм социальной и политической организации и, основанных на стремлении этносов к высоко развитой культуре, поставленной под контроль и защиту государства. Народы, теряя прежнюю этнокультуру под влиянием глобальных факторов, выбирают любые символы способные консолидировать нации".

Идея "воображаемого", фактически - конструируемого национализма под влиянием политической элиты, преследующей свои цели (иногда далекие от интересов нации) распространены в западной литературе.

Б. Андерсон, анализируя высказывание Геллнера "национализм - это не пробуждение самосознания нации: он изобретает нации там, где они не существуют", отмечает, что "воображаемость", это, скорее, понимание ограниченности, нежели отсутствие реального существования".

В западноевропейском понимании называются пять признаков национализма: чувство национальной гордости (патриотизм), доверие к своей национальной армии готовность или нежелание защищать страну, доверие или недоверие к соседним странам, чувство принадлежности Европейскому сообществу.

Рассмотрение национализма подводит нас к вопросу о его источниках. Важнейший - различия в экономическом развитии (производительности труда, обеспечение факторов производства, т.е. материальных средств для достижения разнообразных целей). При этом, подчеркивает Карл Дойч, они имеют неодинаковую значимость для разных культур (напр., американской и русской). Влияют природные ресурсы, умение их использовать, концентрация капитала. Следствием становится разница в оплате труда, уровне безработицы, вытекающего из этого страха потерять работу. Отсюда фактическое неравенство рабочих разных национальностей, приводящих к национализму.

Противопоставление рабочих разных национальностей для их разъединения было распространено в XIX - XX вв. Отвлекается их взимание от борьбы за право участия в управлении экономикой (особый страх, враждебность возникает между имеющими и не имеющими работу рабочими низших квалификаций).

Это подчеркивают исследователи: Табб (1971), Гласкоу (1972), Рейх (1972), Н.Смелзер(1994).

Американские промышленники часто использовали в этой связи негров, китайцев и представителей других меньшинств как штрейкбрехеров. После 2-й мировой войны, отмечает Эдна Бонасич (1976),заработок негров был в 2 раза ниже, чем среди белых рабочих. В Западной Европе, чтобы не платить более высокую зарплату (по требованию профсоюзов), стали привлекать иностранную рабочую силу.

Источником национализма является политическое неравноправие, разная представленность в политической элите ("внутренний колониализм" и "внешний колониализм"). Отсюда неоднозначное содержание в национализме угнетающей и угнетенной нации (В.И.Ленин).

Протест против национального неравноправия наблюдался в XIX - XX веках. Многообразие причин проявления национализма, их широкий спектр отмечается не только в зарубежной, но и отечественной литературе. Среди них - психология национализма (и тройбализма), проявляющаяся в бесспорном и безоговорочном предпочтении своего этнического (и национального) при возникновении альтернативы "свое" или "инородное"; в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов - усвоенных некритически; в предвзятых, эмоционально окрашенных стандартизованных представлениях и суждениях о других, народах; в существовании этнических предрассудков, националистических настроениях, националистически окрашенном общественном мнении.

Внешне признаки националистической психологии проявляются в поведении - предвзятых высказываниях или поступках её носителей. Могут проявляться и внутренне. Исследования америк. социологов Б. Берельсона и П.Солтера показали, что уже в 40-х гг. наиболее читаемыми и популярными у американцев были рассказы, в которых герой имеет ярко выраженные стереотипизированные англосаксонские черты во внешности и характере, а отрицательные черты - почти всегда у иностранцев.

Таким образом, национализм - широкое, многогранное явление, поскольку широкой общностью является сама нация или то, что под ней понимают.

3.

Множество их определяются выбором критерия.

Эрнст Хаас (америк.):

- либеральный: нация - братская общность, права и свободы личности, счастье для всех. Соотносится с прогрессом (духовным, материальным). В практике нарушается часто в отношении с древними нациями;

- якобинский - насаждать либеральный национализм среди других народов;

- традиционный национализм - мобилизация народов под флагом прежних времен (феодального, корпоративного, солидарность сельских общин, племенных порядков), Практически - права дискретных групп, классов, гильдий, каст, нежели индивидов. Воскрешает миф о древнем золотом периоде солидарности, использует его для организации мобилизуемых масс;

- синкретический национализм стремится охранять общество от чуждых идей. Но не полностью отвергает обновление, воспринимая идеи, подходящее для его целей;

- интегральный национализм: внимание на всей общине, а не группах, индивидах. Благо граждан подчинено выживанию общности, воспринимаемой как монолитная и органическая целостность.

Профессор Нью-йоркского государственного университета Л.Снайдер классифицирует национализм:

а) угнетённый национализм;

б) ирредентский национализм;

в) предупреждающий национализм (вызван конкуренцией между современными национальными государствами);

г) престижный империализм (происходящий из прошлого и требующий соответствующего отношения).

В реальной жизни всё сложнее и конкретнее. Исследования российских этнологов позволили выделять типичные проявления национализма в России в конце XX в. в России. Наиболее распространенными из них являются:

1. Национализм классический, направленный на достижение полной национальной независимости в виде образования собственного государства. По такому пути пошли бывшие союзные республики (либо были вытолкнуты на такой путь).

2. Национализм паритетный - направлен к суверенитету, но последний ограничен передачей части полномочий Центру. Типично для некоторых бывших автономных республик (например, Татарстана).

3. Национализм экономический - первоочередная задача - экономическая независимость, которая может перерасти в суверенитет (пример - Башкирия).

4. Национализм защитный - направлен на сохранение и возрождение этноса, особенно языка, культуры и т.д. Сюда можно отнести большинство бывших автономных областей и автономных округов, а также стремление немцев Поволжья к созданию культурной автономии.

5. Национализм модернизированный, имеющий целью осуществить прорыв в экономике, культуре, социальной области с тем, чтобы стать притягательной силой для других этносов.

6. Национализм либеральный. Отличается плюралистичностью, стремлением понять всех.

Такие намерения и заявления в то же время по-разному проявляются в межнациональном общении - от "империалистических" форм, авторитарных до демократических.

Итак, национализм как сложное образование, возникает как целостное явление в эпоху становления индустриального общества и не утрачивает своего значения до настоящего времени. Влияние его на общественное развитие противоречиво - от освободительного значения до проявлений узости, сдерживающих межэтническое общение.

 

Тема 10 Государство как этнополитический институт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противоречия в осуществлении права на самоопределение наций и прав, свобод, личности | Национальное государство и его проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.