КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие Система
Качество информации Основные понятия теории информационных систем. Введение в теорию баз данных. Лекция 21.02.13 Информация – это совокупность фактов, явлений и событий, представляющих интерес подлежащих регистрации и обработки. (Любое сведение о к-л. Процессе явлении, событии) Существует два вида информации: 1) Первичная (необработанная) информация 2) Обработанная – результат переработки первичной информации (либо ранее обработанной) Информация делится на три критерия качества: 1) Актуальность – она зависит от быстроты регистрации информации, от точности её отнесения к определённому моменту времени или событий. Критерий актуальности связан с понятием «старения», свойство старения информации 2) Полнота – отражает желание обладать всей полезной для анализа ситуации информацией Существует три способа отражения: - может предусматривать накопление всех элементарных единиц информации, относительно одного и того же аспекта наблюдения - может означать получение всей элементарной информации, характеризует явление в определённый момент времени. - может представлять собой сочетание первого и второго способов Этот критерий связан с понятием объём и количество информации. 3) Точность – дополняет два первых критерия (актуальность и полноту), гарантирует, что не произойдёт никаких искажений, которые могли бы изменить один или несколько компонентов информации.
Оперативная информация предназначена для нижнего уровня управления, но в то же время является основой в информационной иерархии. Автоматизируется в первую очередь. Тактическая информация – получается путём обобщения оперативной информации и предназначена для руководителей среднего звена. Выдаётся в виде отчётов, вариантов решения бизнес-процессов Стратегическая информация – предназначена для высшего руководства. Получается в результате обработки оперативной и тактической информации, содержит краткие сводки, отчёты, прогнозы. На основе стратегической информации основывается бизнес-план, долгосрочное планирование
Система – это объект, способный осуществлять хранение, обработку, и передачу данных. Выделяют четыре аспекта внутренних свойств системы: 1) Системно-компонентный аспект – это поиск ответа на вопрос, из чего, из каких компонентов состоит система 2) Системно-структурный аспект – определяет качественную специфику системы, её особенности, свойства, внутреннюю форму, взаимодействия образующий систем компонентов. 3) Системно-функциональный аспект – состоит в проявлении функций системы, как функционируют все вместе компоненты системы 4) Системно-интегративный аспект – взаимосвязь компонентов системы, факторы системности, компоненты, способствующие качеству, специфики, функционирования и развития. Таким образом, понятие информационной системы можно определить через понятие информации и системы следующим образом: информационной системы – это совокупность трёх основных составляющих: 1) Функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных в конкретной предметной области 2) Средств, способов и методов, направленных на создание, сбор, хранение, анализ, обработку и передачу информации, существенно зависящих от специфики предметной области. 3) Единого управление процессами решения функциональных задач, а так же информационными, материальными и денежными потоками предметной области.
Информационные системы (ИС) бывают следующих видов: 1) Справочно-поисковые 2) ИС управления в образовании 3) Автоматизированные ИС научных исследований 4) Системы автоматизированного проектирования 5) Гео-информационные системы 6) Экспертные системы 7) Гипертекстовые информационные системы и др.
Информационной системывключают в себя следующие компоненты: 1) Базы данных -это совокупность данных, обладающих следующими свойствами: - интегрированность, направленная на решение общих задач одной предметной области - модельность, структурированность, отражающая некоторую часть реального мира (модель определённой структуры) - независимость описания данных от прикладных программ 2) Системы управления базами данных (СУБД) – это пакет программ, позволяющий: - обеспечить пользователя языковыми средствами описания и манипулирования данными - обеспечить поддержку логических моделей данных - обеспечить операции создания и манипулирования логическими данными и одновременно отображение этих операций над физическими данными - обеспечить защиту и целостность данных Вывод из этих двух компонентов – БД – нечто, что мы конструируем, не обладающее конкретикой прикладной программой – мы конструируем не зависимо от того, на какой СУБД мы будем это делать. 3) Администратор базы данных -это специалист или группа специалистов, занятых обслуживанием пользовательской базы данных. Администратор должен координировать процессы сбора информации, проектирования и эксплуатации базы данных, обеспечение защиты и целостности данных, должен учитывать текущие и перспективные информационные потребности пользователей 4) Словарь данных - специальная система в базе данных, которая предназначена для хранения единой централизованной информации обо всех ресурсах данных конкретной БД. В нём содержатся сведения об объектах, их свойствах и отношениях для данной прикладной программы о данных, хранимых в БД, о возможных значениях и форматах представления данных, о кодах защиты и разграничения доступа. 5) Вычислительная система – это серийно выпускаемая ЭВМ или несколько ЭВМ, соединённых сетью. 6) Обслуживающий персонал – это пользователи, от качественно выполняемых задач которых зависит чёткая и правильная работа всей информационной системы. Ядром любой операционной системы является БАЗА ДАННЫХ. Рассмотрим классификацию БД по функциональному назначению БД, делятся на 3 основных вида: 1) Фактографические – содержат форматирование данных об объектах фиксированной длины, записи имеют фиксированный формат. Любая в такой БД имеет ключ, который однозначно идентифицирует её. (Лабораторная работа №1 – фактографическая БД) 2) Документальные – содержат неформализованные тексты документов. Основная задача – хранение текстов документов и поиск по их содержанию. (Электронные библиотеки). Документальные БД для фиксирования словосочетаний для поиска сочетаний используют фиксированный набор слов – дискрипторы (фиксированный набор слов, используемы для поиска документа по содержанию) 3) Интеллектуальные - содержат формализованные сведения из любых областей знаний. База знаний содержит факты и правила. Факты представляют собой изменяющуюся информацию, характерную состоянию объекта, а правила являются одновременно информацией о том, как порождать новые факты. Такие БД используются в обучающих системах и в системах машинного перевода. БД делятся по отношению к использованию технических средств: 1) Распределённые – хранятся на нескольких компьютерах 2) Локальные – хранятся на одном компьютере Совокупность локальных является распределённой БД. Любая БД имеет модель данных. Модель данных – это интегрированный набор понятий, для описания данных, связей между ними и ограничений, накладываемых на данные в некоторой организации. В классической теории БД рассматривают три модели: 1) Иерархическая модель данных (Файловая система) 2) Сетевая модель данных 3) Реляционная (Relation – отношение) Подробно рассмотрим Реляционнуюмодель Реляционная модель – это способ рассмотрения данных посредством таблиц и для работы с ними посредством операторов. Концепция Реляционной модели была предложена в 1970 году Коддом - отношение представимо в виде двумерной таблицы Терминология: Строки таблицы называются записями Перечень элементов отношения – это так же строки таблицы, записи. Таблицы – это сущности. Столбцы таблиц (поля) – атрибуты (свойства сущности), количество атрибутов называется степенью. Картеж - соответствующие строки таблицы, количество кортежей называется кардинальным числом Первичный ключ – это уникальный идентификатор для таблицы (серия/номер паспорта) Домен – это общая совокупность значений, из которых берутся настоящие (актуальные) значения для определения атрибутов определённого отношения.
В теории баз данных существует понятие Архитектура баз данных – это уровни представления данных. Внешне представление данных – это совокупность требований к данным, проектируемым базой. Концептуальное представление данных – отображение знаний о предметной области разрабатываемой базы данных, или совокупность всех требований к данным, полученных из пользовательских внешних представлений. Внутренне, физическое представление данных – это организация данных на физических носителях. (Невозможна без языка манипулирования данными) Язык манипулирования данными (DML) – это формальный язык, предназначенный для манипулирования содержимым базы данных. Для каждого представления данными существует своя модель, существует три взаимосвязанных модели: 1) Внешняя, функциональная модель данных – отображает представление каждого типа пользователя проектируемой информационной системы. 2) Концептуальная модель данных – отображает логическое представление данных, не зависимо от выбранной СУБД. 3) Внутренняя модель данных – отображает концептуальную схему определённым образом, понятной выбранной СУБД
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |