Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Экономические аспекты подтверждения соответствия

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Сертификация призвана содействовать развитию международной торговли. Однако система сертификации может оказаться техническим барьером. Устранению технических барьеров в торговле способствуют соглашения о взаимном признании (соглашение по признанию — согласно терминологии Руководства 2 ИСО/МЭК), которые в зависимости от количества стран, признающих результаты деятельности другой (других) стороны, бывают односторонние, двусторонние, многосторонние.

Соглашением по признанию называют соглашение, основанное на том, что од­на сторона принимает результаты, полученные от “применения одного или не­скольких установленных функциональных элементов системы сертификации”, ко­торые представлены другой стороной. В сущности это взаимное признание резуль­татов сертификации, но признание может относиться как к общим результатам, так и только к испытаниям (“соглашение по испытаниям”) или только к контролю (“соглашение по контролю”). Соглашения по признанию заключаются на нацио­нальном, региональном и международном уровнях.

Одностороннее соглашение состоит в принятии одной стороной результатов работы другой стороны.

Двустороннее соглашение — соглашение по взаимному признанию, т.е. оно включает принятие каждой стороной результатов работы другой стороны.

Многостороннее соглашение — это соглашение о взаимном признании ре­зультатов работы более чем двух сторон.

В рамках подобных соглашений права и обязанности сторон могут быть одина­ковыми. Однако возможности сторон могут не совпадать, что приводит к неэквива­лентным отношениям. Это следует учитывать при двусторонних отношениях, которые не всегда бывают отношениями на основе взаимности, при которых обе стороны имеют одинаковые права и обязанности по отношению друг к другу.

Возникновение сертификации связано с предоставлением потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торго­вые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым производятся сертификационные испы­тания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В этой связи определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле — как технического барьера.

Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые, в определенной степени, складывались объективно. Совсем иной ме­ханизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невоз­можным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием националь­ных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и, стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конку­рентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продук­ции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требованиям, получить сертификат соответствия достаточно пробле­матично. В организации систем сертификации нередки случаи создания таких ус­ловий получения сертификата, которые невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.

Американская корпорация испытательных лабораторий, например, пред­ставляющая собой национальную организацию по сертификации, обычно пред­почитает заниматься сертификацией продукции крупных фирм-изготовителей, в то время как небольшие предприятия могут долго ждать своей очереди. В ме­ждународной торговле сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта необхо­димо получить сертификат соответствия авторитетной, признанной во всех странах организации. А для этого требуется продолжительное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к сертификации может быть сопряжена с не­обходимостью введения системы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.

Проблемы, связанные с нетарифными барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ в 1993 г.

В области сертификационных барьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответствия и признания оценки соответствия; международных и региональных систем оценки соответствия, а также информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

Общий принцип Соглашения заключается в том, что для импортируемой продукции должен создаватьсяне менее благоприятныйрежим, чем для товаров внутреннего производства.

По процедурам оценки соответствия Соглашение обязывает страны-участ­ницы гарантировать выполнение центральными правительственными органами следующих положений:

· Принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков, как по самой процедуре, так и по оплате за эту услугу. Дополнительных неудобств не должно создавать и местораспо­ложение испытательного оборудования.

· Поставщик должен иметь возможность проводить оценку соответствия на месте изготовления с получением знака системы.

· Процедуры оценки “не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо” для удостоверения соответствия товара техниче­скому регламенту (стандарту). Не должны создаваться препятствия в меж­дународной торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки.

· Соблюдение конфидициальности информации об испытуемом товаре необхо­димо для защиты законных коммерческих интересов.

· Если продукция, которая признана соответствующей техническому регламенту (стандарту), модифицирована, то следует процедуру ее оценки ограничить. В этом случае надо убедиться лишь в том, что продукция продолжает от­вечать предъявленным требованиям.

· В качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия необхо­димо применять международные стандарты, руководства и рекомендации, изданные или находящиеся на завершающей стадии разработки в междуна­родных организациях. Невозможностьих полного или частичного исполь­зования должна быть четко обоснована. Основные причины расхождений, как правило, относятся к требованиям национальной безопасности; предупреждениям вводящих в заблуждение действий; безопасности и здоровью людей; защите окружающей среды; географическим факторам (например, климату); фунда­ментальным проблемам в области инфраструктуры и технологий. Для того чтобы достигнуть более полной степени гармонизации процедур оценки со­ответствия, странам-участницам следует использовать все возможности для активного участия в деятельности международных организаций по стан­дартизации.

· При отсутствии международных разработок, а также когда национальные правила процедур оценки соответствия не гармонизованы с международными, страны-участницы обязаны: открыто публиковать сообщения о намерениях принятия конкретной процедуры оценки соответствия и на какие виды про­дукции она распространяется; уведомлять другие страны-участницы об этих нововведениях и предоставлять им время для обсуждения и подготовки письменных замечаний.

· Если при рассмотрении странами-участницами подобных нововведений воз­никают проблемы, касающиеся национальной безопасности, угрозы жизни и здоровью людей, экологии, то страна имеет право отказаться от соответст­вующих положений. Процедуры оценки соответствия могут быть приняты местными правительственными и неправительственными органами.

· Страны-участницы несут ответственность за выполнение тех требований дан­ного Соглашения, которые касаются их компетенции.

По признанию оценки соответствия центральными правительственными органами. Соглашение обязует страны-участницы гарантировать принятие результатов оцен­ки, если даже процедуры сами по себе в чем-то различаются, но “обеспечивают установление соответствия продукции применяемым техническим регламентам или стандартам, так же, как и их процедуры”.

При этом признается возможность предварительных консультаций для дос­тижения взаимопонимания по таким важным для указанной ситуации признания вопросам, как: техническая компетентность органов, производящих оценку; при­нятие тех результатов, которые получены в стране-экспортере, без дополнительных требований; степень уверенности в надежности результатов оценки. Уверенность в надежности результатов оценки зависит от адекватности и неизменности техниче­ской компетенции органов. Очень важно, чтобы аккредитация испытательного органа проводилась на соответствие рекомендациям (руководствам) международных орга­низаций по стандартизации. Если такая аккредитация имела место — это считается основным показателем адекватной технической компетенции.

Странам-участницам рекомендуется расширять круг партнеров по признанию результатов оценки соответствия. Соглашение рекомендует им по просьбе других стран-участниц проводить переговоры с целью подписания соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия. Такие соглашения могут касаться и только отдельных видов продукции для содействия развитию торговли ими.

Соглашение рекомендует также странам-участницам без каких-либо дискри­минирующих ограничений допускать к участию в оценке соответствия органы других стран-участниц, выполняющие адекватную работу.

В отношении международных и региональных систем оценки соответствия главные рекомендации Соглашения таковы; страны-участницы обязаны дать га­рантию, что если их центральные правительственные органы принимают между­народные (региональные) системы, то они исключают те их положения, которые противоречат всему вышеизложенному.

В области информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия Соглашение обязывает каждую страну-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участ­ницами, отвечая на их запросы и предоставляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются: технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне); любых процедур оценки соответствия, действующих или предлагаемых на их территории; членства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия, двусторонних и многосторонних соглашениях; места расположения справочных служб и печатных изданий, в которых публикуется уведомление, относящееся к предмету данного Соглашения.

Любая страна-участница обязана уведомлять другие страны-участницы о том, какие соглашения, связанные с вопросами процедур оценки соответствия, стандартовили технических регламентов, она заключает, если такие соглашения могут повлиять на торговые отношения. Такая мера необходима для принятия другими органами решений по участию в соглашениях для устранения возможных препятствий в развитии торговли.

Для России вопросы признания или взаимного признания могут решаться различными путями:

· участие в международных системах сертификации и в работе международных организаций, занимающихся проблемами сертификации;

· заключение соглашений с национальными органами зарубежных стран о взаимном признании сертификатов и результатов испытаний;

· аккредитация зарубежных органов по сертификации и испытательных лабо­раторий в российской системе сертификации;

· заключение соглашений между отечественными и зарубежными испытатель­ными лабораториями о взаимном признании протоколов испытаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схемы сертификации продукции | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.