Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая теория государства и права как социально-гуманитарная наука

С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое

государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе

касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и

государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их

прежде всего потому, что право и государство и в древнем, и в современном обществах

затрагивают каждого из нас.

На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления

о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием

общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с

эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.

Общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам.

Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей,

этикой, социологией, экономическими и другими общественными науками. В число

общественных входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности

существования, функционирования и развития права и государства, политического и

правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана

объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и

сущности правовых явлений.

Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории права, которая

изучает закономерности функционирования и развития права. Право – это общественное

явление. Оно призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные

отношения. Следовательно, нет общества без права и нет права без общества. И наука,

изучающая право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и

гуманитарная – наука о человеке (его правах и свободах). То или иное понимание

природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия,

следовательно, и права как основы этого бытия, общественных отношений.

Издавна природу человека понимали по-разному. Мы придерживаемся традиций,

восходящих к Протагору (греческий софист) и Аристотелю, которые понимали человека

как существо общественное и политическое, т. е. склонное к общению с себе подобными

(со времен Сократа природу человека определяли как разумное существо). Протагор

писал, что «мера всех вещей – человек». Именно человеческое начало выступало по

Протагору в качестве масштаба и меры всего существующего. Таким образом, наряду со

стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения,

появляются представления, в которых учитывается природа индивида. Подробнее о

философском учении софистов будет рассказано в главе 7.

Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы разумные

условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной

жизни. Человек – существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в

вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную

модель общественного бытия. Каковы условия общения в совместной жизни?

Потребуется ли согласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один:

государство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его

прав и свобод. В вопросах определения природы взаимоотношений индивида и

государства некоторые ученые исходят из понимания того, что люди, опираясь на

достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и

свой образ жизни. Таким образом, они сознательно заключают общественный договор

(соглашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.

Другая позиция: человек – эгоист, он асоциален, предпочитает силу. Здесь иная

модель общественной жизни. По мнению Т. Гоббса, асоциальные порывы, присущие

человеку, необходимо сдерживать ради главной ценности – порядка в обществе. Во имя

порядка люди расстаются со своими правами и свободами.

Таким образом, мы видим, что сложились два противоположных подхода в

понимании природы человека и общества, соответственно и различные типы

правопонимания. От того, как понимать природу человека и общества, общественные

отношения, зависит наука о самом человеке и обществе.

Общая теория права – это система обобщенных знаний об основных и общих

закономерностях существования и развития права. Общая теория права как наука

исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает

социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные

категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук.

Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль

обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным

объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.

Особенности общей теории права как науки состоят в том, что она является, во-

первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные

явления – право и государство. Этим теория права отличается от ряда других наук

(естественных, технических).

Во-вторых, политико-юридической наукой, изучающей такие общественные

явления, которые непосредственно относятся к области права, политики, властной

деятельности государства. Этим теория права отличается от других общественных наук,

непосредственно не изучающих правовые явления.

В-третьих, общетеоретической наукой, изучающей основные и общие

закономерности и общие черты функционирования и развития права.

В-четвертых, наукой философского (методологического) характера. Освещая

общие закономерности функционирования и развития правовых явлений, она

конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т. е.

способы) изучения правовых явлений.

Общая теория права как социально-гуманитарная наука, наука о человеке в его

общественных отношениях взаимодействует с другими общественными науками:

философией, историей, экономическими науками, социологией, психологией,

культурологией, политологией и др.

Общая теория права тесно взаимосвязана с философией – наукой о всеобщих

законах развития природы, общества и мышления.

Основываясь на положениях, разработанных философией общественного развития,

теория права рассматривает наиболее общие закономерности функционирования и

развития таких социальных явлений, как право и государство.

Теория права как наука сформулировалась далеко не сразу, и поэтому здесь мы

употребляем термин «теоретическое знание о праве». Становление теоретических знаний

о праве происходит только через формирование философских знаний об обществе. Это

единый процесс, который происходит одновременно. Само становление философии

связано, в частности, с осмыслением власти, права. Философия всегда определяла стиль

мышления, мировоззренческие ориентиры. Для возникновения теоретических знаний о

праве была необходима философия права (теоретические знания о праве).

В рамках философии происходит осмысление понятия свободы личности, ее

предопределенность духовными и материальными условиями жизни. Со времен

античности и по настоящее время идет процесс философского осмысления этого сложного

проявления человеческого поведения – свободы волевого выбора поведения. Именно со

свободой волевого поведения многие выдающиеся мыслители и философы связывают

возникновение и развитие такого сложного социального феномена, как право. Возникает

вопрос: чью же именно волю выражает право? Государства, народа, господствующего

класса или же это определенная мера (масштаб) свободы в рамках определенного

социума? От правильного понимания этих вопросов во многом зависит и решение

научных и практических проблем в области юриспруденции.

Следовательно, философская наука во все времена влияла на то, каким будет это

право. Во времена античности признавалась идея коллективной свободы, свободных

граждан. Право – мера этой свободы (коллективной свободы граждан). Рабы исключались

из сферы правовой защиты.

В Новое время появляется индивид, который не хочет себя связывать никакими

сословными, корпоративными узами, объявляет себя свободным от них и обладающим

естественными правами (на жизнь, свободу, имущество). Именно в рамках философии

права Нового времени складываются представления о праве как совокупности

естественных прав и свобод человека – неотъемлемых условий его свободного и

творческого существования и развития.

На сегодняшний день все развитые демократические государства в своих

конституциях закрепляют принцип приоритета естественных прав личности, объявляют

перечень основных прав и свобод человека и гражданина и устанавливают систему

юридических гарантий этих прав.

Таким образом, каждая эпоха влияет на парадигму теоретических знаний о праве,

на ту или иную направленность теоретического знания о праве.

Теория права издавна связана с этикой. В Древнем Востоке учение о праве

формулировалось в этике, специальном разделе философии. Согласно учению

знаменитого древнекитайского философа Конфуция, который жил в VI–V вв. до н. э., в

основе человеческой жизни лежит категория «жень», т. е. гуманность. Не делай другим

того, чего не желаешь себе – основа (этический принцип) учения о праве Конфуция и

правовой доктрины конфуцианства.

Античные авторы излагали учение о праве в книгах «этика». Они отождествляли

право и справедливость. Для них право — это полисная (политическая) справедливость.

Греческое слово (термин) dike (Dike – «богиня, олицетворяющая ___________идею справедливости,

правды»), равнозначное римскому слову jus, применялось для обозначения понятия права.

В Новое время И. Кант строил свое учение о праве на основе категорических

императивов. Первый постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать

принципом всеобщего законодательства. Второй категорический императив: поступай

так, чтобы всегда видеть человечество в качестве цели и никогда в виде средства.

Этическими основами права выступает по Канту учение о категорических императивах.

Таким образом, категория «справедливость» – общая и для этики и для теории

права (правоведения). Справедливость – один из важнейших признаков права. Хотя с

таким утверждением согласны не все ученые.

Общая теория права тесно связана с исторической наукой, которая изучает

историю развития человеческой цивилизации во всем ее многообразии. Сегодняшнее

право – это результат предшествующего исторического развития общества. От того, как

мы представляем историю общественного развития, во многом зависит то, как мы будем

представлять право и связанные с ним другие правовые явления. Опираясь на конкретные

данные исторической науки, теория права исследует наиболее общие закономерности

возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Каждая ступень исторического развития позволяет нам показать конкретные

особенности функционирования и развития правовых явлений этой эпохи. Для

античности история – это круговорот политических и правовых форм (Полибий, Платон).

Полибий утверждал, что в результате общественного договора появляется монархия.

Затем монархия вырождается в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Затем

тирания переходит в аристократию, которая сначала заботится о чести, достоинстве,

равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция, произвол становятся нормой). В

свою очередь аристократия переходит в олигархию и общество разбивается на богатых и

бедных, между ___________которыми происходит борьба. Устанавливается демократическая форма

правления. Однако эта демократия снова превращается в анархию. Снова появляется

сильная власть монарха.

История Средних веков показывает нам развитие идеи индивидуальной свободы.

Хотя теология безраздельно господствовала во всех сферах общественной жизни,

средневековая политико-правовая мысль продолжала вносить определенный вклад в

развитие идей о правах и свободах личности – Великая хартия вольностей (1215). В

общественно-политической жизни Англии (XIII) учреждаются институты

парламентаризма и судебной власти, без которых невозможны гарантии личных свобод.

История Нового времени дает богатый материал не только высокого развития

политико-правовой мысли, но и законодательного закрепления института основных прав

и свобод личности, принципа разделения властей, независимости судебной власти,

правовой организации общественного устройства.

Правовые традиции, сложившиеся в эпоху Нового времени, и новый взгляд на

право послужили исходным пунктом демократического устройства современных западно-

европейских стран.

Теория права как наука всегда тесно связана и взаимодействует с наукой об

обществе – социологией. Термин «социология» был введен в научный оборот

французским философом Огюстом Контом (его называют отцом социологии) в работе

«Курс позитивной философии» (1842). Затем эту науку развил английский философ,

социолог середины XIX в. Г. Спенсер. Дальнейшее развитие и признание социология как

наука получила тогда, когда были разработаны и сформулированы основные

теоретические концепции в области изучения социальных явлений (Карл Маркс, Макс

Вебер, Эмиль Дюркгейм и др.).

Социологияэто наука, изучающая структурные элементы общества во

взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех

сторон деятельности людей в обществе. В рамках социологии можно выделить новое

научное направление – социологию права, которая рассматривает правовую систему в

тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой.

Социология права зародилась на стыке XIX–XX вв., а в России начала развиваться

в 20-е гг. прошлого века. Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Н. Н. Кареев и другие, которые

внесли значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический

подход к понятию права. В частности, Н. М. Коркунов определял право как меру

разграничения интересов людей, а С. А. Муромцев – как правоотношение.

Социология права различает, как обстоит дело с «правом в жизни» и с «правом в

книгах», а также изучает, каковы общественные явления на самом деле, в том числе и

«право в жизни», и сопоставляет это с «правом в книгах». Конкретные социологические

исследования в праве дают возможность изучить правовые явления, существующие в

обществе, и на этой основе совершенствовать правовую систему. Правовые явления

(правосознание, правоотношения, правовые нормы) имеют свою социальную

обусловленность. Конкретные правовые институты и нормы возникают на основе и с

учетом определенных социальных отношений. От того, насколько правильно правовые

институты и нормы отражают систему существующих общественных отношений, зависит

и эффективность функционирования и развития права. В свою очередь право тоже

способствует дальнейшему развитию и совершенствованию регулируемых им социальных

отношений. Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими,

организационными (управленческими), семейными и иными общественными

отношениями.

Следовательно, социологические исследования в праве обеспечивают

юриспруденцию важнейшим фактологическим материалом, который способствует

реформе и совершенствованию законодательства, а также реализации правовых

предписаний в социальном поведении личности и социальных групп. В свою очередь,

общая теория права служит методологической основой социологических исследований. А

результаты этих исследований способствуют развитию теории права.

Теория права тесно взаимодействует с психологией (от греч. psyche – «душа»,

logos – «учение, наука») – наукой о закономерностях развития и функционирования

психики как особой формы жизнедеятельности. Человеческая психика, сущностной

характеристикой которой является сознание, является порождением и функцией

биологических и социальных процессов. Сознание индивидуального субъекта имеет свою

системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики

(познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным)

определенные свойства. Психология выявляет характер соответствия действительных

мотивов, установок, ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них.

Психология исследует лишь определенный аспект человеческой деятельности, т. е.

зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов. В

рамках психологии выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности

и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Одним из основоположников психологической теории права является

Л. И. Петражицкий. Петражицкий считал, что есть право официальное (позитивное),

которое выражено в законах и других актах государства, и интуитивное право, истоки

которого коренятся в психике людей. Интуитивным правом обладают разные группы

людей. Человек в своих отношениях с другими людьми постоянно сталкивается с

различными психологическими переживаниями (эмоциями), побуждающими его

совершать определенные действия. По мнению Л. И. Петражицкого, из таких эмоций и

складывается интуитивное право, которое занимает первостепенное место в

регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений.

Проблема права, по его мнению, заключается в сфере человеческой психики. Под правом

он понимает правосознание и правоотношения.

Теория Л.И. Петражицкого приобрела широкое признание в начале XX века в

России, а позднее, благодаря усилиям его учеников Ж. Гурвича, П. Сорокина,

Н. Тимашева, и за ее пределами. П. Сорокин говорил: «Как мы можем понять не то что

право, а вообще отношения между людьми, только одни действия людей, не обращая

внимания на мотивы этих действий».

Неразрывная связь существует между теорией права и экономической наукой,

которая дает анализ рыночного хозяйства (производство, распределение, обмен и

потребление материальных благ). Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые,

а экономическое поведение людей в сфере производства материальных благ — основы

жизнедеятельности человека и общества. Производство отражает взаимодействие, во-

первых, человека и природы, а, во-вторых, людей в процессе их хозяйственной

деятельности. Результатом производства является создание материальных и

нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед

необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных

экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения

индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием цивилизации степень

свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной

ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих

ограничений этой свободы. Идеи свободы, равенства, разума и прогресса получают

окончательное воплощение в рыночных экономических отношениях Нового времени.

Субъекты рыночных экономических отношений – буржуа заявили о своих неотъемлемых,

неотчуждаемых правах и свободах, которые затем были законодательно закреплены.

Опираясь на положения и выводы экономической мысли, теория права

рассматривает все правовые явления в органической связи с экономическими условиями

жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Развитая

правовая система способствует прогрессу экономических отношений, росту

благосостояния народа.

Теория права взаимодействует также и с культурологией – наукой о сущности,

закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах

постижения культуры. Культура – это все то ценное, что создано человечеством.

Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности.

Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству

человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека

как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда –

многообразие культур и форм культурного развития.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма

специфические сферы культурной жизни, в том числе и право как явление цивилизации

(речь идет о социальной ценности права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей

главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть

культуры.

Согласно теории «множественности культур» (Фр. фон Савиньи): «Какова

культура, таково и право». Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой

стране. Однако в современном интегрированном мире идет процесс сближения и

взаимообогащения национальных правовых систем и их согласования с международным

правом.

Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а

достижения общей теории права и юриспруденции в целом, в свою очередь, вносят

существенный вклад в общую культуру человечества.

Особое значение имеет вопрос о взаимодействии теории права с политологией

наукой о политике, политической системе общества. Современная политическая наука

тесно переплетается с теорией права. И политология, и теория права изучают государство.

Но государство они изучают по-разному. Предметом политической науки американские

ученые считают политическую систему общества (совокупность государства, партий,

общественных организаций), а европейские политологи, в частности французские ученые,

считают, что предметом политической науки являются отношения людей по поводу

власти в обществе: изучение власти в различных сферах; анализ отношений людей по

поводу власти не только в государстве, но и в других социальных образованиях.

В политической науке государство выступает как одно звено политической власти.

В теории права государство – это публично-правовая общность, обладающая

суверенитетом, действующая в рамках права и осуществляющая свою деятельность на

основе принципа разделения властей и взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, теория права не изучает государство как элемент политической

системы, а рассматривает его как публичную общность, обладающую определенными

признаками (формы государства, политические режимы в связи с правовыми основами).

Для политической науки государственное управление – это управление обществом

с целью согласования различных интересов социальных групп, с целью смягчения

конфликтов в обществе между группами – консенсус через конфликт. Для теории права

государственное управление – это управление, осуществляемое тремя ветвями власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

Для юриста легальность политической власти – ее конституционность, а для

политолога легитимность политической власти – это ее признание большинством

населения на основе разных ценностей. Различают следующие типы легитимности: 1) вера

в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принципах;

2) вера в харизматического лидера, такого как Гитлер или Сталин (харизма (греч.) –

«пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию»; этот тип легитимности

характерен для России); 3) вера в традиции – традиционалистский тип легитимности (еще

Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи,

традиции, ритуалы; плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со

сложившимися в обществе традициями).

Таким образом, теория права – это социально-гуманитарная наука, которая

отличается от других социально-гуманитарных наук тем, что она изучает, как

взаимодействует право (как социальное явление) с другими социальными явлениями и

обращено к личности как высшей социальной ценности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Предметный указатель | Общая теория государства и права как юридическая наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.