Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции в истории правовой мысли




В юридической науке можно выделить две основные традиции в правопонимании.

Одна из них – этатистская (от французского слова «этат» – что в переводе означает

«государство»), другая – либеральная (от лат. liberal – «свободный»).

В социуме, где переплетаются различные интересы индивидуумов, социальных

групп, организаций, право играет важнейшую роль в урегулировании, в упорядочении

этих отношений. Но не всегда эти отношения получают гармоничное решение проблемы,

оценку со стороны государства, отдельных лиц, организаций. И право является тем

социальным институтом, который призван существенным образом влиять на

урегулированность этих отношений.

Что противоположно праву? Произвол, бесправие (анархия), с которыми оно

несовместимо. Общество всегда стремилось, чтобы был правопорядок, обеспечивалась

законность, где государству, его органам отводилась бы главенствующая роль в решении

этих вопросов. Для этого государство наделяется определенными властными

полномочиями в обеспечении правопорядка и законности. Однако всегда есть реальная

опасность, что государство может злоупотреблять предоставленными ему полномочиями.

Поэтому, во-первых, люди боятся произвола со стороны государства, боятся того, что

правящие будут злоупотреблять своей свободой. Во-вторых, боятся анархии со стороны

членов общества, самого общества. Следовательно, нужно найти такую меру свободы,

чтобы упорядочить эту свободу. Право и есть эта мера свободы. Как определить эту меру?

Кто-то ее устанавливает или сама эта мера рождается, вырабатывается в общественной

жизни? В зависимости от меры свободы, которая должна быть выражена в праве, и

сложились эти традиции.

Согласно этатистской традиции, эту меру свободы государство определяет путем

издания юридических норм, законов. Следовательно, право – дитя закона юридического.

Государство дарует нам свободу. Свобода – дар государства. Эта традиция носит

патерналистскую окраску (от слова патер – «отец»). Патернализм – характерная черта

этатистского понимания права. Государство предоставляет права и свободы личности. В

этой традиции не различают право и закон. По общему правилу не ставится вопрос о

справедливости, о правовом характере закона. Не ставится вопрос о моральности,

моральных основах закона, правосудия, права, политических вопросов. Политика – тоже

не дело юриста. Юрист должен знать законодательство, систематизировать,

анализировать, комментировать его. Теория права сводится к теории действующего права

(действующих законов).

В этой традиции, как правило, не ставится вопрос о соотношении права и морали,

права и политики, права и законов. Юрист должен заниматься законоведческой

деятельностью. Это хорошо для стран с установившейся, сформировавшейся системой

права. Не ставится вопрос о равенстве перед законом и судом, а только о равенстве перед

властью. Отсюда законность сводится к соблюдению действующих законов (и только к

этому). В этой традиции не ставится вопрос о соотношении общества и государства.

Государство поглощает общество. Государство определяется как всеохватывающая форма

бытия общества. Связывает ли государство себя действующим законодательством

(юридическими законами, которые само и издает)? Во-первых, в определенных случаях

оно не связывает себя правом (запрещено все, кроме того, что приказано), никакими

нормами; во-вторых, в рамках данной традиции государство может связывать себя

законами, которые оно само же и издает. Следовательно, оно может ограничивать себя

юридическими законами.

В рамках этой традиции в Германии во 2-й половине XIX в. Роберт фон Моль

употребил термин «правовое государство», имея в виду такое государство, которое

ограничивает себя им же создаваемыми юридическими законами. Сама идея правового

государства, т. е. государства, ограниченного рамками закона, восходит к временам

античности. Оно может быть и авторитарным и демократическим.

Многие традиции относятся к этатистским. Это, во-первых, юридический

позитивизм, утвердившийся в Европе во второй половине XIX века. Позитивисты

считают, что право – это официально признанное право, т. е. законы, судебные акты,

приказы органов государственной власти, независимо от их содержания. Во-вторых, к

этатистской традиции относится и нормативистская теория права, основателем которой

считается известный австрийский юрист Ганс Кельзен. Нормативисты рассматривают

право исключительно как совокупность норм, являющихся продуктом государственной

воли. В-третьих, это советская теория права, которая сложилась с середины 30-х гг. XX

в. А. Я. Вышинский и его последователи считали, что право – это возведенная в закон

воля государственной власти, инструмент политики, отстаивали приоритет государства

над правом, утверждали, что правами и свободами гражданина наделяет государство, и

что с построением коммунизма право и государство отмирают.

Согласно либеральной традиции мера свободы рождается в самой общественной

жизни в процессе согласования людьми своих порой противоположных интересов, в ходе

заключения договоров, развития договорных отношений (договор – юридическое ___________средство

общения). Задача законодателя, государства и состоит в том, чтобы официально признать

эту меру свободы, сформировавшуюся в самой общественной жизни.

В этой традиции различают право и юридический закон, который и должен

соответствовать мере свободы, выраженной в праве. Однако не всегда в реальной жизни

этот принцип права находит свое подтверждение в законодательстве. Свобода не есть дар

государства, свобода есть прирожденное свойство человека – это самое важное качество,

которым обладает человек, живущий в обществе. По природе своей человек свободен.

Однако эта его свобода не безгранична, не абсолютна, а имеет определенные рамки

(границы). Свобода личности выражается в равенстве перед правовым законом, а не перед

властью. Закон должен обладать правовым содержанием, гарантировать свободу

личности. Поэтому нужно разграничивать право и закон, правовые и неправовые законы.

В либеральной традиции правопонимания главный вопрос заключается в том,

чтобы подчинить праву правящих и подвластных, прежде всего правящих. Государство

ограничивает себя правом по принципу: запрещено все то, что не разрешено законом. В

рамках данной традиции признаются естественные и неотчуждаемые права и свободы

личности, а государство рассматривается как политическая организация для охраны

индивидуальных прав и свобод (свободы слова, печати, митингов, шествий). Государство

должно служить обществу, а не наоборот. Общество, где признаются разные интересы

различных социальных групп, организаций, институтов, где признается свободная

личность, называется гражданским обществом. Само понятие «гражданское общество»

формируется в рамках этой традиции, сначала в Шотландии, а потом и в Англии и

восходит ко временам английского философа и мыслителя Дж. Локка. Именно он является

основоположником классического либерализма, автором концепции естественных прав и

свобод личности.

Гражданское общество и правовое государство выступают как гарант свободы

личности, ее творческого, гармоничного становления и развития. В этом наше будущее, и

чем раньше мы станем на путь прогрессивного, цивилизованного развития, по которому

идут развитые страны, тем быстрее мы вернемся в лоно мировой цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.