КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная основа экономического анализа
Тема 2 Приемы экономического анализа и их классификация Система аналитических показателей и их классификация
Узловым элементом методики экономического исследования является выбор системы показателей, через которые отражается деятельность хозяйствующего субъекта, т. е. системы количественных характеристик свойств отображаемых объектов. При этом комплексность анализа требует использование в ходе исследования целых систем показателей. Система показателей – это совокупность взаимосвязанных абсолютных и относительных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Любая система показателей, характеризующих деятельность организации, состоит из величин двух типов: экономические и статистические (см. рис. 1.1). При этом основой при построении системы аналитических показателей являются: – цель и задачи; – глубина исследования и степень детализации; – информационная база анализа. Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют: – факторные показатели результатов хозяйственной деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база); – факторные показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли); – факторные показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса Кроме того, все факторные показатели подразделяются следующим образом: – экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество ресурсов, используемых организацией в процессе торгово-производственной деятельности); – интенсивные (с точки зрения направления развития, характеризуют эффективность использования ресурсов, т. е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения). При этом система экстенсивных и интенсивных факторных экономических показателей может быть детализирована в разрезе групп ресурсов, задействованных в торгово-экономическом процессе объекта экономического анализа (см. об этом подробно в п. 6.2). По своему содержанию показатели делятся на количественные (показатели, используемые для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции (товаров), др. стороны работы организации: объем реализации в руб., продажа товаров в количественном выражении (кг, шт.), процент выполнения производственной программы), структурные (или удельные, характеризующие отношение части к общему) и качественные (используют для оценки произведенной продукции и реализуемых товаров с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, для оценки экономической эффективности: урожайность с 1 га, производительность труда)[1]. По характеру воздействия выделяют: – прямые показатели, рост которых характеризует или способствует улучшению результатов деятельности организации, например, прибыль, операционные доходы, материалоотдача, скорость обращения товаров, фондоотдача и т. д.; – обратные, увеличение которых отражает или приводит к ухудшению результатов деятельности, например, убыток, уровень расходов на продажу, операционные расходы, материалоемкость, время обращения товаров, фондоемкость и т. д. По способу формирования различают: – нормативные (норма расхода энергии, топлива и т. д.); – плановые (данные планов); – учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); – аналитические (определяются в ходе аналитических процедур с целью оценки результатов деятельности организации). Статистические показатели характеризуют динамику результатов деятельности хозяйствующего субъекта и их распределение во времени и пространстве, а также количественное измерение взаимосвязи показателей. Между показателями рассмотренной системы существует тесная взаимосвязь, которая может носить несколько или один из следующих характеров: – логическая связь (проявляется между группами показателей, классифицируемым по таким признакам, как: единицы измерения, способ воздействия, содержание); – семантическая связь (взаимосвязь показателей по степени охвата характеристик; данные связи выделяются и фиксируются посредством классификаций и номенклатур в разрезе различных признаков); – функциональная связь (детерминированная) и стохастическая связь (вероятностная) – подробно рассмотрены в п. 4.1. и в теме 7.
Использование адекватных методов и приемов экономического анализа, совокупность которых представляет собой его инструментарий, дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе – разрабатывать и принимать экономически обоснованные управленческие решения. Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков (см. рис. 1.2). 1. В зависимости от момента начала применения в науке все приемы экономического анализа подразделяют на традиционные и экономико-математические методы. Традиционные приемы применяют с момента возникновения самой науки. К ним относятся: сравнение; средние и относительные величины; группировка; ранжирование; цепные подстановки; прием балансовой увязки и индексный метод, выделение «узких мест» и «ведущих звеньев». С развитием вычислительной техники и проникновением математического аппарата в область экономики начали широко развиваться экономико-математические методы (метод дифференциально-интегральных исчислений, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, линейное программирование, методы решения оптимизационных задач), которые позволяют: сократить сроки проведения анализа, т. е. повысить оперативность анализа; осуществлять более полный охват факторов и их влияние на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные и упрощенные расчеты более точными вычислениями; решать сложные оптимизационные задачи, которые невозможно решить вручную с помощью традиционных методов. При этом все экономико-математические методы по признаку оптимальности и признаку получения точного решения делятся следующим образом: – оптимизационные точные методы – методы, позволяющие искать единственно верное решение по заданному критерию оптимальности (к ним относят методы исследования операций, методы математического программирования, методы теории оптимальных процессов); – оптимизационные приближенные методы – методы, позволяющие искать решение по заданному критерию оптимальности с любой степенью точности (к ним относят методы экономической кибернетики и эвристические методы); – неоптимизационные точные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности, но при получении единственно верного решения (это методы элементарной математики, эконометрические методы и классические методы математического анализа); – неоптимизационные приближенные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности с любой степенью точностью полученного решения (в основном, это методы математической статистики). 2. В зависимости от степени формализуемости приемов и методов (т. е. возможности описания методов с помощью математических процедур) В.В. Ковалев и О.Н. Волкова[2] выделяют формализованные (математические, количественные), применение которых основано на построении математических моделях и выражениях, строгих зависимостях и правилах, и неформализованные (качественные, логические, эвристические), которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне на основе интуиции и человеческого опыта (например, методы экспертных оценок (см. п. 6.4), методы имитационного моделирования, метод сценариев). 3. В зависимости от характера решаемых аналитических задач все приемы, применяемые в ходе экономического анализа, можно разделить на следующие четыре группы: – приемы общего экономического анализа (статистические методы экономического анализа): в ходе их применения дается общая предварительная оценка тенденциям развития объекта исследования. К этой группе относятся такие приемы, как детализация, сравнение, ранжирование и группировка, средние и относительные величины, индексный метод, показатели вариации, графические методы (подробно о них см. в теме 3); – приемы изучения факторной связи: в ходе изучения факторной связи посредством оценки количественных параметров факторов выявляются основные причины изменения результативного показателя, а также определяются неиспользованные возможности улучшения результатов деятельности предприятия за отчетный период (резервы роста экономических показателей). В эту группу входят: прием цепных подстановок, прием разниц, прием дифференциально-интегральных исчислений, прием балансовой увязки, прием долевого участия, индексный метод, методы стохастического факторного анализа, методы комплексной оценки и т. д. При этом приемы изучения факторной связи имеют свою сложную внутривидовую классификацию, структура которой зависит от характера связи результативного показателя и факторов, а также от типа задачи факторного анализа. В этой связи вопрос построения данной классификации рассмотрен в рамках темы 4; – приемы решения оптимизационных задач (или методы теории принятия решений) [3]: с их помощью из множества возможных вариантов решения выбирают наилучший вариант при заданных ограничениях. В зависимости от методической основы и сущности применяемого алгоритма приемы данной группы делятся на методы математического программирования и методы исследования операций; – приемы финансовых вычислений: базируются на понятии временной стоимости денег и используются в рамках финансового анализа при оценке эффективности инвестиционных проектов, операций на рынке ценных бумаг, ссудозаемных операций, при оценке бизнеса (операции дисконтирования и наращивания, приемы расчета простых и сложных процентов)[4].
Тесты для самоконтроля знаний по теме 1
1. По использованию в отраслях экономики экономические показатели могут быть классифицированы: а) на количественные и качественные; б) на обобщающие, частные и вспомогательные; в) на общие и специфические. 2. Согласно методу индукции, исследование экономических процессов начинается: а) с оценки отдельного хозяйственного факта; б) с проведения аудита бухгалтерской отчетности; в) с выбора оптимальных решений; г) с изучения отчетной документации. 3. Исходя из содержания, экономические показатели могут подразделяться: а) на общие и специфические; б) на количественные, структурные и качественные; в) на обобщающие, частные и вспомогательные. 4. Особенность анализа деятельности коммерческой организации в условиях рыночных отношений заключается: а) в участии широкого круга работников; б) в изменении инструментов анализа; в) в противоречивости исходной информации; г) в изменении его задач и функций. 5. По единицам измерения показателей экономического анализа могут быть сгруппированы: а) факторный и результативный; б) нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические; в) абсолютные и относительные. 6. Дифференциально-интегральный метод экономического анализа традиционно относится к … методам экономического анализа. 7. С точки зрения направления развития, экономические показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов, относятся: а) к экстенсивным; б) к ведущим; в) к интенсивным. 8. При изучении причинно-следственных связей экономические показатели делятся: а) на общие и специфические; б) на обобщающие, частные и вспомогательные; в) на факторные и результативные. 9. С точки зрения направления экономического развития, количественные факторы относятся: а) к основным; б) к экстенсивным; в) к интенсивным. 10. Целью экономического анализа является: а) оценка соблюдения планов и нормативов; б) выявление резервов улучшения результатов деятельности организаций; в) комплексная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организаций. 11.Расчленение, разложение изучаемого объекта (явления) на составляющие его отдельные части (элементы и т. д.) называется: а) синтезом; б) анализом; в) группировкой. 12. Совокупностью конкретных приемов и методов, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования, называют: а) предметом экономического анализа; б) методикой экономического анализа; в) методом экономического анализа. 13. Выявить причины изменения результативного показателя и дать им количественную оценку позволяют: а) приемы общего анализа; б) приемы решения оптимизационных задач; в) приемы факторного анализа. 14. Показатели, характеризующие эффективность использования задействованных в торгово-производственном процессе ресурсов, являются: а) экстенсивными; б) количественными; в) структурными; г) качественными. 15. Необходимой информацией для инвесторов и кредиторов, получаемой в ходе анализа, является: а) уровень оплаты труда, наличие денежных средств для выплаты зарплаты; б) ликвидность предприятия, качество и цена реализуемых товаров, стабильность работы организации; в) доходность вложений, достаточность денежных средств; г) обоснованность формирования расходов по оплате труда, полнота уплаты налогов и сборов. 16. Эвристические методы включают: а) методы экспертных оценок; б) методы творческого поиска; в) метод цепных подстановок и метод разниц; г) балансовый метод и прием сравнения. 17. Связь экономического анализа и математики проявляется: а) в нахождении оптимального соотношения между количеством затраченных ресурсов и полученным экономическим эффектом; б) в совместном решении управленческих задач; в) в установлении организационных связей; г) в изучении количественных соотношений. 18. Причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организации, являются … экономического анализа. 19. Способ исследования причинно-следственных связей, заключающийся в изучении явлений от частного к общему, называется: а) систематизацией; б) индукцией; в) дедукцией. 20. Экономический анализ способствует: а) росту чистой прибыли; б) росту выручки от продажи; в) выявлению резервов экономического роста. 21. Основной подход к изучению хозяйственно-финансовой деятельности организаций заключается: а) в определении «узких мест» деятельности организации; б) в получении достоверной информации о финансовом состоянии организации; в) в систематизации данных бухгалтерского учета; г) в оценке системы управления организацией; д) в комплексном изучении работы организации. 22. Хозяйственные резервы – это: а) возможность развития организации относительно достигнутого уровня при данном состоянии производительных сил и производственных отношений; б) разница между ресурсным потенциалом организации и достигнутым уровнем продаж; в) возможность коммерческого развития относительно достигнутого уровня на основе использования достижений научно-технического прогресса. 23. Под методом экономического анализа понимается: а) метод множественной корреляции; б) аналитический метод; в) диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов, протекающих в организации. 24. Принцип экономического анализа, заключающийся в изучении экономический явлений и процессов в их взаимосвязи: а) регулярность; б) объективность; в) системность. 25. К приемам общего экономического анализа относятся: а) сравнение, показатели вариации, относительные величины, ранжирование и группировка; б) сравнение, метод разниц, балансовая увязка, относительные величины; в) сравнение, относительные и средние величины, метод сумм, метод расстояний. 26. К приемам факторного анализа относятся: а) индексный метод, сравнение, цепные подстановки, графический метод; б) балансовая увязка, индексный метод, относительные величины; в) цепные подстановки; корреляционно-регрессионный анализ; метод разниц. 27. Необходимой информацией для внутренних пользователей является: а) возможность получения премий, обоснованность формирования затрат; б) показатели эффективности деятельности и прибыльность деятельности; в) ликвидность предприятия, качество и цена продукции; г) наличие денежных средств для выплаты зарплаты, качество продукции. 28. Не являются принципами экономического анализа: а) государственный подход; б) действенность; в) объективность; г) научный подход; д) профессиональный состав участников. 29. В основе оценки влияния факторов на прибыль лежит принцип: а) индукции; б) дедукции; в) конкретности. 30.Эффективность использования ресурсов характеризует: а) величину выручки от продажи в расчете на единицу потребляемых ресурсов; б) величину физического объема продаж за период; в) величину средств, вложенных в формирование ресурсов. 31. Совокупность специальных приемов и методов экономического анализа – это: а) объект анализа; б) субъект анализа; в) инструментарий анализа. 32. Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций отражают … показатели. 33. Динамику результатов деятельности организаций и их распределение во времени и пространстве характеризуют … показатели. 34. Прямыми экономическими показателями являются: а) прибыль; б) убыток; в) скорость обращения товарных запасов; г) материалоотдача; д) фондоемкость. 35. Обратные экономические показатели характеризуют: а) улучшение результатов деятельности организации; б) сокращение эффективности использования ресурсов; в) увеличение выручки от продажи товаров на единицу потребляемых ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |