Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная основа экономического анализа




Тема 2

Приемы экономического анализа и их классификация

Система аналитических показателей и их классификация

 

Узловым элементом методики экономического исследования является выбор системы показателей, через которые отражается деятельность хозяйствующего субъекта, т. е. системы количественных характеристик свойств отображаемых объектов. При этом комплексность анализа требует использование в ходе исследования целых систем показателей.

Система показателей – это совокупность взаимосвязанных абсолютных и относительных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Любая система показателей, характеризующих деятельность организации, состоит из величин двух типов: экономические и статистические (см. рис. 1.1). При этом основой при построении системы аналитических показателей являются:

– цель и задачи;

– глубина исследования и степень детализации;

– информационная база анализа.

Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют:

– факторные показатели результатов хозяйственной деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база);

– факторные показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли);

– факторные показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса

Кроме того, все факторные показатели подразделяются следующим образом:

– экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество ресурсов, используемых организацией в процессе торгово-производственной деятельности);

– интенсивные (с точки зрения направления развития, характеризуют эффективность использования ресурсов, т. е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения).

При этом система экстенсивных и интенсивных факторных экономических показателей может быть детализирована в разрезе групп ресурсов, задействованных в торгово-экономическом процессе объекта экономического анализа (см. об этом подробно в п. 6.2).

По своему содержанию показатели делятся на количественные (показатели, используемые для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции (товаров), др. стороны работы организации: объем реализации в руб., продажа товаров в количественном выражении (кг, шт.), процент выполнения производственной программы), структурные (или удельные, характеризующие отношение части к общему) и качественные (используют для оценки произведенной продукции и реализуемых товаров с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, для оценки экономической эффективности: урожайность с 1 га, производительность труда)[1].

По характеру воздействия выделяют:

прямые показатели, рост которых характеризует или способствует улучшению результатов деятельности организации, например, прибыль, операционные доходы, материалоотдача, скорость обращения товаров, фондоотдача и т. д.;

обратные, увеличение которых отражает или приводит к ухудшению результатов деятельности, например, убыток, уровень расходов на продажу, операционные расходы, материалоемкость, время обращения товаров, фондоемкость и т. д.

По способу формирования различают:

– нормативные (норма расхода энергии, топлива и т. д.);

– плановые (данные планов);

– учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);

– аналитические (определяются в ходе аналитических процедур с целью оценки результатов деятельности организации).

Статистические показатели характеризуют динамику результатов деятельности хозяйствующего субъекта и их распределение во времени и пространстве, а также количественное измерение взаимосвязи показателей.

Между показателями рассмотренной системы существует тесная взаимосвязь, которая может носить несколько или один из следующих характеров:

– логическая связь (проявляется между группами показателей, классифицируемым по таким признакам, как: единицы измерения, способ воздействия, содержание);

– семантическая связь (взаимосвязь показателей по степени охвата характеристик; данные связи выделяются и фиксируются посредством классификаций и номенклатур в разрезе различных признаков);

– функциональная связь (детерминированная) и стохастическая связь (вероятностная) – подробно рассмотрены в п. 4.1. и в теме 7.

 

 

Использование адекватных методов и приемов экономического анализа, совокупность которых представляет собой его инструментарий, дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе – разрабатывать и принимать экономически обоснованные управленческие решения. Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков (см. рис. 1.2).

1. В зависимости от момента начала применения в науке все приемы экономического анализа подразделяют на традиционные и экономико-математические методы.

Традиционные приемы применяют с момента возникновения самой науки. К ним относятся: сравнение; средние и относительные величины; группировка; ранжирование; цепные подстановки; прием балансовой увязки и индексный метод, выделение «узких мест» и «ведущих звеньев».

С развитием вычислительной техники и проникновением математического аппарата в область экономики начали широко развиваться экономико-математические методы (метод дифференциально-интегральных исчислений, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, линейное программирование, методы решения оптимизационных задач), которые позволяют: сократить сроки проведения анализа, т. е. повысить оперативность анализа; осуществлять более полный охват факторов и их влияние на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные и упрощенные расчеты более точными вычислениями; решать сложные оптимизационные задачи, которые невозможно решить вручную с помощью традиционных методов. При этом все экономико-математические методы по признаку оптимальности и признаку получения точного решения делятся следующим образом:

– оптимизационные точные методы – методы, позволяющие искать единственно верное решение по заданному критерию оптимальности (к ним относят методы исследования операций, методы математического программирования, методы теории оптимальных процессов);

– оптимизационные приближенные методы – методы, позволяющие искать решение по заданному критерию оптимальности с любой степенью точности (к ним относят методы экономической кибернетики и эвристические методы);

– неоптимизационные точные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности, но при получении единственно верного решения (это методы элементарной математики, эконометрические методы и классические методы математического анализа);

– неоптимизационные приближенные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности с любой степенью точностью полученного решения (в основном, это методы математической статистики).

2. В зависимости от степени формализуемости приемов и методов (т. е. возможности описания методов с помощью математических процедур) В.В. Ковалев и О.Н. Волкова[2] выделяют формализованные (математические, количественные), применение которых основано на построении математических моделях и выражениях, строгих зависимостях и правилах, и неформализованные (качественные, логические, эвристические), которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне на основе интуиции и человеческого опыта (например, методы экспертных оценок (см. п. 6.4), методы имитационного моделирования, метод сценариев).

3. В зависимости от характера решаемых аналитических задач все приемы, применяемые в ходе экономического анализа, можно разделить на следующие четыре группы:

– приемы общего экономического анализа (статистические методы экономического анализа): в ходе их применения дается общая предварительная оценка тенденциям развития объекта исследования. К этой группе относятся такие приемы, как детализация, сравнение, ранжирование и группировка, средние и относительные величины, индексный метод, показатели вариации, графические методы (подробно о них см. в теме 3);

– приемы изучения факторной связи: в ходе изучения факторной связи посредством оценки количественных параметров факторов выявляются основные причины изменения результативного показателя, а также определяются неиспользованные возможности улучшения результатов деятельности предприятия за отчетный период (резервы роста экономических показателей). В эту группу входят: прием цепных подстановок, прием разниц, прием дифференциально-интегральных исчислений, прием балансовой увязки, прием долевого участия, индексный метод, методы стохастического факторного анализа, методы комплексной оценки и т. д.

При этом приемы изучения факторной связи имеют свою сложную внутривидовую классификацию, структура которой зависит от характера связи результативного показателя и факторов, а также от типа задачи факторного анализа. В этой связи вопрос построения данной классификации рассмотрен в рамках темы 4;

– приемы решения оптимизационных задач (или методы теории принятия решений) [3]: с их помощью из множества возможных вариантов решения выбирают наилучший вариант при заданных ограничениях. В зависимости от методической основы и сущности применяемого алгоритма приемы данной группы делятся на методы математического программирования и методы исследования операций;

– приемы финансовых вычислений: базируются на понятии временной стоимости денег и используются в рамках финансового анализа при оценке эффективности инвестиционных проектов, операций на рынке ценных бумаг, ссудозаемных операций, при оценке бизнеса (операции дисконтирования и наращивания, приемы расчета простых и сложных процентов)[4].

 

Тесты для самоконтроля знаний по теме 1

 

1. По использованию в отраслях экономики экономические показатели могут быть классифицированы:

а) на количественные и качественные;

б) на обобщающие, частные и вспомогательные;

в) на общие и специфические.

2. Согласно методу индукции, исследование экономических процессов начинается:

а) с оценки отдельного хозяйственного факта;

б) с проведения аудита бухгалтерской отчетности;

в) с выбора оптимальных решений;

г) с изучения отчетной документации.

3. Исходя из содержания, экономические показатели могут подразделяться:

а) на общие и специфические;

б) на количественные, структурные и качественные;

в) на обобщающие, частные и вспомогательные.

4. Особенность анализа деятельности коммерческой организации в условиях рыночных отношений заключается:

а) в участии широкого круга работников;

б) в изменении инструментов анализа;

в) в противоречивости исходной информации;

г) в изменении его задач и функций.

5. По единицам измерения показателей экономического анализа могут быть сгруппированы:

а) факторный и результативный;

б) нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические;

в) абсолютные и относительные.

6. Дифференциально-интегральный метод экономического анализа традиционно относится к … методам экономического анализа.

7. С точки зрения направления развития, экономические показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов, относятся:

а) к экстенсивным;

б) к ведущим;

в) к интенсивным.

8. При изучении причинно-следственных связей экономические показатели делятся:

а) на общие и специфические;

б) на обобщающие, частные и вспомогательные;

в) на факторные и результативные.

9. С точки зрения направления экономического развития, количественные факторы относятся:

а) к основным;

б) к экстенсивным;

в) к интенсивным.

10. Целью экономического анализа является:

а) оценка соблюдения планов и нормативов;

б) выявление резервов улучшения результатов деятельности организаций;

в) комплексная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организаций.

11.Расчленение, разложение изучаемого объекта (явления) на составляющие его отдельные части (элементы и т. д.) называется:

а) синтезом; б) анализом; в) группировкой.

12. Совокупностью конкретных приемов и методов, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования, называют:

а) предметом экономического анализа;

б) методикой экономического анализа;

в) методом экономического анализа.

13. Выявить причины изменения результативного показателя и дать им количественную оценку позволяют:

а) приемы общего анализа;

б) приемы решения оптимизационных задач;

в) приемы факторного анализа.

14. Показатели, характеризующие эффективность использования задействованных в торгово-производственном процессе ресурсов, являются:

а) экстенсивными;

б) количественными;

в) структурными;

г) качественными.

15. Необходимой информацией для инвесторов и кредиторов, получаемой в ходе анализа, является:

а) уровень оплаты труда, наличие денежных средств для выплаты зарплаты;

б) ликвидность предприятия, качество и цена реализуемых товаров, стабильность работы организации;

в) доходность вложений, достаточность денежных средств;

г) обоснованность формирования расходов по оплате труда, полнота уплаты налогов и сборов.

16. Эвристические методы включают:

а) методы экспертных оценок;

б) методы творческого поиска;

в) метод цепных подстановок и метод разниц;

г) балансовый метод и прием сравнения.

17. Связь экономического анализа и математики проявляется:

а) в нахождении оптимального соотношения между количеством затраченных ресурсов и полученным экономическим эффектом;

б) в совместном решении управленческих задач;

в) в установлении организационных связей;

г) в изучении количественных соотношений.

18. Причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организации, являются … экономического анализа.

19. Способ исследования причинно-следственных связей, заключающийся в изучении явлений от частного к общему, называется:

а) систематизацией; б) индукцией; в) дедукцией.

20. Экономический анализ способствует:

а) росту чистой прибыли;

б) росту выручки от продажи;

в) выявлению резервов экономического роста.

21. Основной подход к изучению хозяйственно-финансовой деятельности организаций заключается:

а) в определении «узких мест» деятельности организации;

б) в получении достоверной информации о финансовом состоянии организации;

в) в систематизации данных бухгалтерского учета;

г) в оценке системы управления организацией;

д) в комплексном изучении работы организации.

22. Хозяйственные резервы – это:

а) возможность развития организации относительно достигнутого уровня при данном состоянии производительных сил и производственных отношений;

б) разница между ресурсным потенциалом организации и достигнутым уровнем продаж;

в) возможность коммерческого развития относительно достигнутого уровня на основе использования достижений научно-технического прогресса.

23. Под методом экономического анализа понимается:

а) метод множественной корреляции;

б) аналитический метод;

в) диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов, протекающих в организации.

24. Принцип экономического анализа, заключающийся в изучении экономический явлений и процессов в их взаимосвязи:

а) регулярность;

б) объективность;

в) системность.

25. К приемам общего экономического анализа относятся:

а) сравнение, показатели вариации, относительные величины, ранжирование и группировка;

б) сравнение, метод разниц, балансовая увязка, относительные величины;

в) сравнение, относительные и средние величины, метод сумм, метод расстояний.

26. К приемам факторного анализа относятся:

а) индексный метод, сравнение, цепные подстановки, графический метод;

б) балансовая увязка, индексный метод, относительные величины;

в) цепные подстановки; корреляционно-регрессионный анализ; метод разниц.

27. Необходимой информацией для внутренних пользователей является:

а) возможность получения премий, обоснованность формирования затрат;

б) показатели эффективности деятельности и прибыльность деятельности;

в) ликвидность предприятия, качество и цена продукции;

г) наличие денежных средств для выплаты зарплаты, качество продукции.

28. Не являются принципами экономического анализа:

а) государственный подход;

б) действенность;

в) объективность;

г) научный подход;

д) профессиональный состав участников.

29. В основе оценки влияния факторов на прибыль лежит принцип:

а) индукции;

б) дедукции;

в) конкретности.

30.Эффективность использования ресурсов характеризует:

а) величину выручки от продажи в расчете на единицу потребляемых ресурсов;

б) величину физического объема продаж за период;

в) величину средств, вложенных в формирование ресурсов.

31. Совокупность специальных приемов и методов экономического анализа – это:

а) объект анализа;

б) субъект анализа;

в) инструментарий анализа.

32. Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций отражают … показатели.

33. Динамику результатов деятельности организаций и их распределение во времени и пространстве характеризуют … показатели.

34. Прямыми экономическими показателями являются:

а) прибыль;

б) убыток;

в) скорость обращения товарных запасов;

г) материалоотдача;

д) фондоемкость.

35. Обратные экономические показатели характеризуют:

а) улучшение результатов деятельности организации;

б) сокращение эффективности использования ресурсов;

в) увеличение выручки от продажи товаров на единицу потребляемых ресурсов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.