Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свод критериев для оценки суицидального потенциала

Силы.

Реакции значимых других.

Редко можно встретить абонента, который не имел бы никого значимого в жизни. Этот кто-то, с кем абонент находится в тесных межличностных отношениях. Это может быть родственник, друг, священник, доктор и т. п. Существующие отношения и реакция этого человека на ситуацию важны для оценки серьезности угрозы суицида. Значимый другой может быть оценен консультантом как бесполезный (даже вредный) в данной ситуации и, таким образом, не способный оказать помощь абоненту, или же он может выглядеть важным и полезным источником помощи. Бесполезный значимый другой или отвергает суицидального человека или отрицает для себя суицидальное поведение, как физически, так и психологически избегает общения. Значимый другой может предъявлять возрастающие требования, настаивать на удовлетворении потребности в зависимости и т. п. Вы можете почувствовать, что значимый другой не знает, каков будет следующий шаг и отказывается участвовать в ситуации. Такая реакция безнадежности передает суицидальному абоненту чувство, что помощь недоступна из ранее важных источников, т. о. чувство безнадежности у самого абонента лишь увеличится.

Полезной реакцией значимого другого будет такая, когда он узнает о суицидальном сообщении, знает проблему, с которой имеет дело, и пытаются помочь абоненту. Это покажет абоненту, что его обращение услышано и что кто-то пытается ему помочь.

Очень важно увидеть силы абонента как они есть, чтобы оценить патологические аспекты ситуации. Возможно, абонент уже предпринимал попытки самостоятельно справиться со своей проблемой, послужившей причиной стресса.

Попытки найти выход из проблемной ситуации должны делать оба: абонент и консультант. Если абонент считает, что его проблема неразрешима, тогда он не ищет помощи. Одним из показателей важных внутренних сил может быть реакция абонента на ваши первые попытки разобраться в ситуации. Если абонент способен помочь вам, следует за вами - это обнадеживающий знак. Улучшение настроения или размышления во время разговора - добрый знак, показывающий способность абонента принять предлагаемую помощь.

1) Пол - мужчины чаще кончают с собой, хотя женщины чаще пытаются это сделать.

2) Возраст ‑ группы высокого риска:

подростки

мужчины (20-30 лет)

оба пола старше 60.

3) Суицидальный план ‑ Как? Когда? Где? ‑ чем более он детализирован, тем более летален. Доступны ли средства? Оставлены ли записки?

4) Очевидные приготовления ‑ изъявления воли, похоронные приготовления, формы страхования, в особенности, ОТКАЗ ОТ ИМУЩЕСТВА.

5) Стресс ‑ "Что привело к кризисной ситуации?", "Почему вы звоните в это время?" ‑ может дать ответ. Помните, стресс нужно оценивать с точки зрения абонента. Дополнительные стрессоры: потеря, реальная или кажущаяся (потеря отношений, работы, здоровья, терапевта), раскрытие преступления, угроза наказания, большая нагрузка на работе.

6) Изменения в поведении ‑ суицидальные симптомы. Это симптомы различных психологических состояний: депрессий, чувства безнадежности и беспомощности, тревожности, апатии, разочарования, стеснения, фрустрации, ярости, гнева, ожесточения, алкоголизм, наркомания (выясни историю употребления; находится ли абонент до сих пор под влиянием наркотиков?).

7) Изоляция ‑ может быть эмоциональной и/или физической. Если эмоциональная, то главное тут - выяснить, общается ли сейчас суицидальный человек с другими людьми.

8) Ресурсы ‑ ресурсы окружающей среды часто имеют критическое значение ‑ будет или нет абонент жить (или желает ли). Семья, друзья, их желание (нежелание) помочь ‑ ключевые факторы. Если значимый другой знает существующее положение абонента и не желает помочь, это может увеличивать чувство безнадежности у абонента.

9) Стиль жизни ‑ это говорит о стабильной или нестабильной жизни, об истории суицидального поведения абонента или о том, острое это состояние или хроническое. Были ли ранее подобные попытки? Что тогда произошло? Чем более нова попытка, тем выше риск.

10) Медицинский статус ‑ в случае хронической или неизлечимой болезни риск выше, чем если болезнь острая.

11) Контракт ‑ желает ли абонент заключить договор с консультантом не ранить себя? Если абонент не желает контракта и имеет ряд других отягчающих факторов, перечисленных выше, включая хорошо продуманный план, риск самоубийства высок.

Телефонным консультантам следует иметь в виду следующие особенности суицидального поведения в молодом возрасте:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий ауто-агрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2—3 годами. Для большинства она не является пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

В младшем школьном возрасте дети считают, что смерть невидима и, чтобы остаться незамеченной, она ночью прячется в таких укромных местах, как кладбище, ее отождествляют с привидениями или покойниками, которые могут украсть детей. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается непреодоленный эгоцентризм и аутистическое (магическое) мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.

Таблица 21.1.1 Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ ПОДРОСТКИ
Печальное настроение Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергии Чувство скуки
Внешние проявления печали Чувство усталости
Нарушения сна Нарушения сна
Соматические жалобы Соматические жалобы
Изменение аппетита или веса Неусидчивость, беспокойство
Ухудшение успеваемости Фиксация внимания на мелочах
Снижение интереса к обучению Чрезмерная эмоциональность
Страх неудачи Замкнутость
Чувство неполноценности Рассеянность внимания
Самообман — негативная самооценка Агрессивное поведение
Чувство «заслуженной отвергнутости» Непослушание
Низкая фрустрационная толерантность Склонность к бунту
Чрезмерная самокритичность Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Сниженная социализация, замкнутость Плохая успеваемость
Агрессивное поведение, отреагирование в действиях Прогулы в школе

 

Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникающую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В группе 13—16-летних 20% верили в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и только 20% - в смерть, как прекращение телесной и духовной жизни — свидетельствуют западные социологи. Тем не менее, последствия аутодеструктивных действий могут быть чрезвычайно опасными для их жизни. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Их сравнительная характеристика приведена в таблице

Суицидальное поведение у пожилых. Самоубийства пожилых людей и стариков также имеют возрастные особенности. Не случайно Э.Шнейдман задавался вопросом: «Суицид среди пожилых является вдвойне парадоксом. Откуда берется столь внимательное отношение к тому, как завершить жизнь, когда она и без того заканчивается? К чему спешить?» Пожилой возраст, как уже указывалось, является последним кризисом жизненного цикла, во время которого эго-идентич-ность человека сталкивается со множеством потерь и необходимостью постоянно приспосабливаться к ним при слабости адаптивных механизмов личности. Поэтому пожилые люди очень часто реагируют на утраты депрессивными состояниями.

Основными факторами риска самоубийств в пожилом возрасте являются: (а) возраст и пол, (б) социальная изоляция, (в) семейное положение, переживание горя в настоящем, наличие поддержки значимых людей, (г) предшествующие попытки суицида, (д) состояние физического и психического здоровья, (е) наличие окружения с аналогичными факторами риска, например в домах для престарелых.

Депрессии у пожилых характеризуются: фатальностью, беспомощностью и безнадежностью. Сниженная самооценка способствует возникновению отвращения к себе, окружающим и жизни в целом. Беспомощность выражается в неспособности контролировать значимые события или как-либо влиять на них. С возрастом она усугубляется утратой работы, здоровья или семьи. Безнадежность, как считал К.Меннингер, проявляется в стойком желании умереть. Употребление алкоголя существенно усугубляет депрессию. Ее классические признаки — преобладание меланхолического настроения с колебаниями в течение дня — у пожилых встречаются реже. Депрессия часто скрывается за нарушениями сна, утратой жизненной энергии или отсутствием аппетита.

В этом состоянии суицид является отчаянной попыткой, реакцией на психическую боль, безнадежность и невыносимые условия существования. Это доказывает анализ посмертных записок пожилых, в которых как преобладающий мотив самоубийства подчеркиваются безнадежность и «психическое истощение». Те, кто кончают с собой в этом возрасте, устали от жизни и оставшиеся силы тратят на то, чтобы, пусть и в смерти, остаться хозяевами собственной жизни. По этой причине парасуициды у пожилых встречаются редко, а методы самоубийств отличаются «запасом надежности» и повышенной жестокостью.

Во время консультирования пожилые люди с суицидальными тенденциями нуждаются в том, чтобы были: (о) оказаны мероприятия по индивидуальной психологической поддержке, (б) приняты серьезность и реальность проблем, (в) своевременно определены признаки Депрессии, (г) приняты меры по повышению их самооценки и социальной роли, (д) предприняты поиски (в форме отсылок или рекомендаций) улучшения уровня обыденной жизни.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амбрамова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М.: МЦ СССР, 1978.
  2. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. и психокоррекц. работы, № 1. 1994. С. 44-52.
  3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
  4. Плюс минус жизнь / Сост. Л.А.Сладков. М.: Молодая гвардия, 1990.
  5. Полищук Ю.Н. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. № 1. 1994. С. 128-130.
  6. Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах / Сост. А.Н.Моховиков. М.: Когито-центр, 2001.
  7. Три взгляда на случай Эллен Вест: Л.Бинсвангер, Р.Мэй, К.Роджерс // Моск. психотерапевтич. журн., 1993. № 3. С. 25-74.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение к жизни | Пять стадий кризиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.